Россияне внимательно следят за предвыборными баталиями в Соединенных Штатах — в частности, за праймериз в демократической партии. Однако большая часть соотечественников рассматривает ее как развлечение — публика банально изголодалась по драйву политической борьбы, которой в России нет уже почти два десятка лет. А в Штатах она цветет и пахнет — в данном случае различным компроматом и скандалами. Да и кандидаты яркие как на подбор: буйный старичок-революционер из захолустного штата Вермонт Берни Сандерс, миллиардер-расист Майкл Блумберг, уставший от всего и вся представитель истеблишмента Джо Байден. Недавно в этой компании был еще и горячий мэр-гей Пит Буттиджич, однако 1 февраля он на фоне весьма вялого рейтинга вышел из гонки.
Пока что явным фаворитом гонки является Сандерс — как по мнению букмекеров, так и с точки зрения голосов. 3 марта Сандерс выиграет почти во всех штатах супервторника, в том числе в крупнейшем по числу предоставляемых голосов штате Калифорния (где его преимущество перед ближайшим конкурентом составляет почти 15 процентных пунктов), а также в Техасе (где он опережает Байдена на 9 процентных пунктов). И если партия не подставит ему подножку, именно он станет соперником Дональда Трампа на президентских выборах в ноябре.
В этом случае россияне окажутся перед дилеммой: непонятно, за кого им в этой ситуации болеть. Трампа-то давно обвиняют в том, что он российский агент, — а теперь эту почетную должность американские СМИ приписывают и Берни Сандерсу. Так какой же агент для нас выгоднее?
Некоторые уверены, что Сандерс. Так, американские СМИ напоминают об экологических взглядах сенатора от Вермонта — например, о стремлении запретить использование технологии гидроразрыва пласта. Что приведет к окончанию «сланцевой революции» и резкому снижению объемов добычи американской нефти. Что, вкупе с намерением Сандерса вообще запретить экспорт нефти из США, приведет к росту цен на «черное золото» и большой радости для российского бюджета.

Российские же хейтеры Америки надеются на то, что Сандерс после прихода к власти в США устроит там самую настоящую социалистическую революцию. Которая ввергнет Соединенные Штаты в хаос и заставит Вашингтон отвлечься наконец от политики по созданию хаоса в других странах мира. После чего мир, наконец, вздохнет спокойно.
Однако автор этой статьи не столь оптимистичен насчет перспектив американского хаоса. Гражданский конфликт сделает Америку более агрессивной, а ее элиты — более склонными к «маленьким победоносным войнам» для убеждения партнеров и собственного электората в сохранении у США остатков имперского величия. Автор болеет за Сандерса на демократических праймериз по одной единственной причине — из-за его «непроходных» на общих выборах взглядов. 96% американцев на президентских выборах в принципе готовы проголосовать за черного кандидата, 93% — за женщину, 78% — за лицо нетрадиционной ориентации. Даже к мусульманам относятся сравнительно терпимо — 66% электората теоретически готово выбрать президента, исповедующего ислам. Но при этом лишь 47% избирателей приемлют президента-социалиста. С такими взглядами Сандерс, скорее всего, проиграет выборы — и в Белом доме останется Дональд Трамп. Лучший для России выбор — человек, который за свой первый срок преподнес Москве огромное множество подарков.
Да, некоторые из них были весьма непрезентабельными — например, санкции и высылки дипломатов. Однако нужно понимать, что их Трамп делал не по своей воле — после его прихода к власти в 2016 году демократы развернули против него настоящий джихад. И центральным элементом этой борьбы были обвинения Трампа в работе на Москву. Неудивительно, что президент (для которого его собственное политическое выживание было главной задачей) пытался доказать, что он в деле сдерживания России святее демократа вашингтонского, из-за чего и вводил санкции. Сейчас же джихад выдохся — расследование Мюллера провалилось, демократы сами оказались под ударом из-за украинской коррупционной эпопеи Байдена (на которого в Киеве уже открыли уголовное дело). А значит Трамп может реализовывать свою повестку в отношении России. В частности, прекращение конфликта ради конфликта и частичный отказ США от агрессивной антироссийской политики на постсоветском пространстве (где и происходит абсолютное большинство российско-американского негатива) — не случайно Трамп открыто призывает президента Зеленского мириться с Путиным. Все ради того, чтобы оттянуть Россию от сотрудничества с реальными врагами США в лице Ирана и Китая (программа-минимум) или же заручиться поддержкой Москвы в борьбе с этими врагами (программа-максимум).
Самым главным достижением Трампа в деле служения России стало изменение его отношений с союзниками
Судить, конечно, нужно не по словам, а по делам — однако и в этом случае счет в пользу «русского» Трампа. Нынешний президент, конечно, много чего наворотил, и делал все исключительно в своих интересах — однако большая часть из навороченного параллельно попала и в нашу кассу. И речь тут не только о договоренностях США и РФ по Сирии (в частности, американских шоу-ударах по сирийским объектам после якобы химических атак Асада, которые позволяли Трампу избежать вовлечения в сирийскую войну).
Самым главным достижением Трампа в деле служения России стало изменение его отношений с союзниками. Американский президент посчитал, что они недостаточно лояльны Соединенным Штатам, — поэтому крайне жестко стал пояснять им, что их место возле уборной. Пояснять методами, которые Америка до этого массово применяла лишь к своим врагам из стран третьего мира — то есть демонстративными унижениями и санкциями. Старая Европа не привыкла к такому обращению и взбунтовалась — в результате в трансатлантических отношениях произошел раскол. Раскол, который Россия мечтала создать почти два десятка лет — мы понимали, что с Европой, отвязанной от США, нам проще найти общий язык. И вот уже президент Франции Эммануэль Макрон ищет диалог с Москвой — и даже говорит о том, что этот диалог нужно начинать без привязки к американским интересам.
Даже вроде бы как негативные шаги Трампа сыграли в пользу России. Например, нежелание вести новые переговоры по ограничению стратегических наступательных вооружений. Бессмысленные по сути переговоры о ракетах, которые никогда не полетят (а если вдруг и полетят, то без разницы сколько их будет — 10 тысяч или 1 тысяча, ведь мир все равно превратится в фэллаут). Бессмысленные — а также и деструктивные с точки зрения переговорного процесса. Ведь когда Москва хочет найти с Вашингтоном точки соприкосновения, всегда есть искушение не идти на компромиссы по реальным вопросам (Сирия, Украина, Иран, Китай), а говорить о том, о чем говорить умеем. То есть о ракетах.
Даже выход Вашингтона из ядерной сделки с Ираном — катастрофа с точки зрения поддержания режима нераспространения — сыграл в пользу Москвы. Хотя бы потому, что он отрезвил Тегеран. Когда с иранских партнеров сняли санкции в 2016 году, президент Ирана Хасан Роухани поехал за рубеж заключать многомиллиардные контракты — однако прибыл он не в Москву (которая всячески поддерживала иранцев в их конфликте с Западом), а в Рим и Париж. Где заключил контракты почти на 30 миллиардов долларов. При этом уже заключенные контракты с Москвой (например, на поставку сотен автобусов ЛИАЗ) были иранцами выброшены в помойку — ради европейских Мерседесов. В итоге Трамп преподал иранцам жесткий урок — его стараниями заключенные между Ираном и Европой контракты подвисли (даже те, которые иранцы оплатили), а в Тегеране поняли, что куда надежнее и безопаснее все-таки заключать экономические соглашения с Москвой. ЛИАЗы, конечно, не настолько модные, как Мерседесы, но по иранским дорогам ездят лучше, да и в Иран попадают с меньшими проблемами.
В общем, Москва ждет от Трампа новых услуг и подарков после его победы в ноябре 2020 года. Может даже после его ухода из Белого дома в 2024 году Дональд Фредович получит «Золотую Звезду» Героя России. Ну или, на крайний случай, орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Трамп его заслужил явно больше, чем сенатор Геремеев.