Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

От личной коллекции Ройшн Мерфи до изоляции. Выставка самой дорогой российской фотохудожницы в Санкт-Петербурге

Пока музеи и галереи постепенно переходят в онлайн-формат, мы решили провести для вас виртуальные экскурсии по самым интересным выставкам, которые были вынуждены закрыться, так толком и не начав работать. Накануне карантина Ренат Давлетгильдеев, недавно перебравшийся из Москвы в Петербург, обошел пару галерей и выбрал наиболее подходящие духу времени проекты
26 марта 2020 15:10
Фото: Ренат Давлетгильдеев

Начнем серию материалов с рассказа о том, что происходит в центре «Фотографика». Там на днях открылась (и закрылась) выставка фотохудожницы Алены Жандаровой. Случайно оказавшаяся пронизанной модной в эти дни темой одиночества человека, застрявшего в изоляции. Причем не от вируса даже, а от самой жизни. 

Питерский двор-колодец. В таких прячут закладки. Или подбрасывают. Два подъезда чуть выбиваются из общего ряда. Один — козырьком и табличкой с триколором. Дальше все по Проппу — за ней участковый, за ним фотография Путина на стене. Тоже своего рода аллюзия к творчеству Алены Жандаровой, когда один кадр — вечный уже, кажется, символ России — насквозь слился с реальностью, с самой страной, поместившейся под козырек.

Напротив — дверь в галерею. Вместо святого путинского лика здесь афиша на листе А4.

Фото: Ренат Давлетгильдеев

«Пюре со вкусом треугольников» — так называется проект Алены Жандаровой в пространстве галереи и образовательного центра в переулке Ульяны Громовой недалеко от Московского вокзала. 

Скромный файлик на железной двери удивителен: Алена — одна из самых дорогих молодых фотохудожниц мира. Есть среди вас любители фильмов Уэса Андерсона? А «великих луков» Ройшн Мерфи? Работы девушки из Иваново — в личных коллекциях обоих. Да и ее миры, кажется, из одной Вселенной и с семейкой Тененбаум, и с сумасшедшими шляпами чуть шепелявящей британской дивы.

Как мы обычно смотрим на фотографии? Вот лист. Вот пейзаж. Вот лицо, изрытое ямочками оспы, на журнальной обложке. Тут все иначе. Проекты Жандаровой — на стыке фотографии и инсталляции, воображаемого и реального. Мы привыкли проводить между мирами четкие и осязаемые границы, но ее оси x и y вышли из-под контроля.

Вот — вжавшаяся в табуретку девушка. Тело обернуто полиэтиленом, словно последние неразобранные куски мяса на прилавках продуктовых. На снимке это тело спряталось за штору. Само фото тоже стыдливо прикрыто гардиной. Хочешь посмотреть, что скрыто, — придется отодвинуть ее край.

Фото: Ренат Давлетгильдеев

А вот среди фотообоев в березках Аленушка в сарафане. Грустная Русь с белоснежной косой ниже попы. Тут же — кокошник, висящий уже на реальном гвозде, вбитом в галерейную стену.

Вот — укутанная в черную ткань женщина словно молится, опустившись на колени, спрятавшись в полотнище, какими накрывают гробы. Лбом — в пол, телом — к воображаемому красному углу. Угол комнаты, изображенной на чуть рваной фотографии, совпадает со стыком стен галереи — так, что хочется и самому туда, вниз, на пол.

Шаблоны инстаграма заменили нам реальность. Любое путешествие схлопнулось до хештега. Признание в любви — до пары эмодзи. Карантин приковал к айфонам даже тех, кто до последнего этому сопротивлялся. Так может, по закону противоречий, именно сейчас — самое время попробовать снова расширить горизонты, как предлагает нам Жандарова, творящая на грани иллюзорного и настоящего.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Дарья Андреева
В этом году МХТ имени А. П. Чехова отмечает 160-летие со дня рождения драматурга, имя которого он носит с 1987 года, когда театр разделился на две самостоятельные труппы. В конце февраля состоялась премьера «Чайки» в постановке известного литовского режиссера Оскара Коршуноваса, а в Зеленом фойе открылась выставка, посвященная всем постановкам этой пьесы на сцене Художественного театра
Саша Щипин
На экраны выходит новый фильм Терренса Малика «Тайная жизнь», который мог бы стать обычной историей про борьбу с нацизмом, но оказался многословным и многослойным размышлением о взаимоотношениях человека и бога
В Москве вот уже десять лет выступает Персимфанс — Первый симфонический ансамбль без дирижера. Повторяя авангардный эксперимент 20-30-х годов прошлого века, музыканты не перестают расширять свой исполнительский репертуар. 7 марта в столице Персимфанс обещает сыграть амбициозную программу «Океан звука». Мы узнали у основателей ансамбля Петра Айду и Григория Кротенко, как им удается столько лет существовать без диктата дирижерской палочки и как музыканты Персимфанса тренируют осознанность