Не стоит воспринимать «расширение полномочий» губернаторов как фундаментальный сдвиг во взаимоотношениях центра и регионов. Речь идет исключительно о возможности вводить меры карантинного характера, не более того. Вместе с этими полномочиями на губернаторов, по факту, ложатся обязательства отвечать за успешность этих мер — то есть это полномочия козла отпущения. Избыточно закрутил гайки — население будет недовольно. Предпринял слишком слабые меры — попрет коронавирус. И в том, и в другом случае будет виноват губернатор, а не центральная власть. Это Сцилла и Харибда.
На мой взгляд, в выступлении Путина прозвучала одна правильная вещь: в сложившихся обстоятельствах действовать надо на уровне регионов и муниципалитетов, даже, скорее, региональных столиц, потому что обстановка в одном регионе не похожа на обстановку в другом, а уж тем более на ситуацию в Москве. Но если этот шаг — правильный, то дополните его мерами поддержки регионов и их бюджетов, которые обеспечит федеральный центр. Лично я ничего об этом в обращении президента не услышала.
Мы сидим на карантине еще месяц. Это означает снижение доходов бюджетов субъектов, потому что налог на малый бизнес полностью идет в бюджеты субъектов, налог на прибыль — 17 из 20 процентных пунктов, налог на аренду, имущество и прочие платежи, связанные с использованием госимущества и муниципального имущества, — тоже полностью в бюджеты субъектов. Как закрывать эти потери?
Что касается отставок глав Коми и Архангельской области, по моему глубокому убеждению, они плановые. У Гапликова большие конфликты с местными элитами Республики Коми, у Орлова очень низкий рейтинг, он точно не проходил тесты на перевыборы. Это просто перестановка фигур на игральной доске накануне сентябрьских выборов. Сажают в кресла новеньких — мол, пусть они и вводят ограничительные меры.
Подготовила Ксения Праведная