Объем мирового рынка онлайн-образования в 2019 году составил около 74 миллиардов долларов. Лидерами по росту EdTech являются США, а также Индия и Китай, а вот среди стран Восточной Европы ведущие позиции занимает Россия. В 2019 году сегмент отечественного рынка онлайн-образования (business-to-customer) достиг 36,5 миллиарда рублей, причем он продолжает расти, по данным исследования, проведенного Talen-Tech, «Нетологией» и EdMarket в прошлом году. 

Кроме того, онлайн-образование входит в топ-5 приоритетных направлений как для предпринимателей, которые открывают бизнес, так и для инвесторов. За последние два года в отрасль вложили не менее 80 миллионов долларов. Самые примечательные сделки этого периода: покупка 40% акций «Нетологии-групп» компанией «Севергрупп», инвестирование 15 миллионов долларов в онлайн-школу английского языка Skyeng компанией Baring Vostok, приобретение Mail.ru доли в компании «Алгоритмика». При этом для инвесторов самыми перспективными являются те проекты, которые нацелены на развитие на международном уровне. 

Помимо частного сектора развивается государственный. Например, в начале апреля этого года Министерство просвещения РФ запустило платформу для дистанционного обучения школьников под названием «Онлайн-образование». В ней собраны учебные материалы, соответствующие федеральному перечню учебников. Также основные российские вузы — МГУ, МГТУ им. Баумана, МФТИ и другие — в связи с карантином открыли бесплатные онлайн-курсы.

В зависимости от продолжительности режима изоляции рынок онлайн-образования в 2020 году может вырасти в 2–20 раз. Впрочем, после окончания режима ограничений, думаю, он вернется к стандартным темпам роста в 30–40% в год, всеобщий переход в онлайн, закрытие офлайн-школ и университетов вряд ли произойдет. Тем не менее эта ниша будет развиваться значительными темпами. Причем рост будет наблюдаться сразу по всем фронтам: увеличение игроков на рынке, предложение большего количества образовательных продуктов, вариативность форматов обучения (подкасты, видеоуроки, видеоконференции и пр.), расширение тематики курсов. 

Например, если раньше основную долю в онлайн-обучении занимали курсы иностранных языков, программирования, ведения бизнеса и освоения удаленных профессий, то сейчас к ним активно присоединяются направления, связанные с хобби: онлайн-школы музыки, живописи, вышивки, а также психологические онлайн-тренинги.

Одновременно все чаще звучат мнения скептиков о том, что онлайн-образование сильно уступает офлайн по качеству и никогда не сможет составить ему настоящую конкуренцию. Например, профессор Гарварда Дэвид Деминг призывает к возвращению дистанционного образования к его «поддерживающей» функции и настаивает на том, что образование должно быть интенсивным, дорогим и «персональным». Действительно, онлайн-формат имеет свои минусы. Например, изучая что-то через компьютер, человек не всегда может получить обратную связь от педагога или подружиться с однокурсниками, тем самым он не учится прокачивать навыки нетворкинга. Но уже сейчас многие компании, которые работают в этом секторе бизнеса, пытаются решить эти проблемы.

Так, в онлайн-школе Study America у каждого ученика есть куратор, поэтому по каждому домашнему заданию он получает комментарии специалиста. Кроме того, студентов разделяют на группы, которые соревнуются в выполнении различных заданий. Все проходит в виде игры. Помимо этого, у каждого ученика есть «напарник» — «бадди», который вместе с ним проходит обучение, они поддерживают друг друга и постоянно находятся на связи. Также предусмотрена очная встреча для студентов и возможность поехать на ретрит в Лос-Анджелес.

Что касается стоимости обучения, то здесь, безусловно, должен быть баланс. С одной стороны, необходимо сделать образование более доступным. С другой стороны, обесценивать знания тоже нельзя, поскольку человек не ценит то, что дается ему бесплатно или слишком дешево. А если говорить о высшем образовании, то здесь свою роль играет и «внеучебная» жизнь, возможность завести полезные знакомства, что также входит в стоимость обучения.

Уверена, что будущее — за гармоничным сочетанием онлайн- и офлайн-обучения. В ближайшие годы такой комбинированный подход будет применяться не только для подготовки «белых воротничков», но и для людей рабочих специальностей. Эта сфера очень консервативна, но тем не менее ожидается, что онлайн-методы в скором времени будут использоваться и там.

Что касается других трендов в области онлайн-обучения, то, по моему мнению, рынок скоро окажется перенасыщен дешевыми мини-продуктами и произойдет переориентация на более качественные, но, соответственно, и более дорогие курсы, а также будет активно развиваться сегмент «люкс» (от 300 тысяч рублей — сейчас эту нишу в России занимает, например, акселератор онлайн-школ ACCEL). Также сейчас экспертов в разных отраслях гораздо больше, чем продюсеров, которые могут упаковать их знания в готовый курс и привлечь студентов. В связи с этим в ближайшее время конкуренция за специалистов в области интернет-маркетинга увеличится, а также, скорее всего, вырастет стоимость их услуг и количество онлайн-тренингов, которые будут готовить профессионалов по данному направлению.