Начать блог на снобе
Все новости

Джордж Уильям Джой. В вагоне омнибуса. 1895 Иллюстрация: Wikimedia Commons

Без-имени-1.jpg

Джордж Уильям Джой. В вагоне омнибуса. 1895 Иллюстрация: Wikimedia Commons

Валерия Репина:

5 мифов о мире после пандемии

Редакционный материал

«Мир после пандемии коронавирусной инфекции уже никогда не будет прежним…» Думаем, каждый уже неоднократно слышал эту фразу. Но что за ней стоит и действительно ли уже завтра мы начнем жить в новой реальности? Валерия Репина, основатель и креативный директор агентства Repina Branding, считает, что на самом деле изменения в посткоронавирусном мире будут весьма незначительными

8 июня 2020 17:06

В последние месяцы в инфопространстве появилось множество мыслей о том, как изменятся привычки людей после пандемии. Однако большинство этих мнений основано на сиюминутном анализе ситуации и поспешных выводах. Хочу подробно разобрать 5 основных прогнозов, чтобы понять, как мы будем жить в действительности и так ли сильно изменится мир, как нам об этом говорят.

Миф №1. Компании полностью перейдут на удаленку

Представители некоторых компаний после перехода на удаленную работу заявили, что эффективность их бизнеса не только не пострадала, но и вышла на новый уровень.

Однако у этой медали есть оборотная сторона. Период пандемии можно сравнить с состоянием военной мобилизации. Сотрудники боятся потерять работу и выходить из дома. Они буквально заперты в своих квартирах, им не остается ничего, кроме работы. Об этом, например, свидетельствуют данные компании NordVPN. Согласно их исследованию, работа из дома во время самоизоляции привела к тому, что люди стали посвящать ей больше времени. В США и Европе сотрудники добавили по два-три часа к своему рабочему дню. Думаю, Россия не исключение. Однако я считаю, что после выхода из кризиса эйфория владельцев компаний, которые так полюбили удаленку, постепенно пройдет. 

Как показывает практика, лишь в некоторых сферах бизнес готов постоянно работать со своими командами вне офисов или коворкингов. Как пример могу привести 37Signals, создавших платформу Basecamp для удаленной работы. Вся их команда с самого основания находилась на удаленке, и это заложено в ДНК их бренда.  

Но подобные компании скорее единичны и работают только в определенных сферах. Такой пример априори не может быть признаком будущего. Большинство представителей бизнеса, оставляя коллектив дома, в дальнейшем столкнутся с такими проблемами, как ухудшение командного духа, низкая мотивация сотрудников и деградация их в профессиональном плане. Это приведет к откату назад в уютные светлые офисы, где создана правильная атмосфера. Будет продолжаться тренд на обустройство рабочих мест (ведь так нелегко наладить их в домашних условиях), брендирование интерьеров, создание офисной инфраструктуры. Словом, идет тренд на все то, благодаря чему люди хотят приходить на работу и проводить там время. 

Миф №2. Покупки полностью уйдут в онлайн

Рост некоторых онлайн-компаний действительно сохранится, но он все-таки будет значительно ниже текущего. Сейчас бизнес в сегменте E-commerce нарастил мощности, но после окончания пандемии они уже будут не так востребованы. 

Сейчас люди пользуются инструментами онлайн, заменяющими им реальную жизнь, но, как только у них появится возможность пойти на рынок, собственноручно выбрать свежую зелень, поужинать в ресторане с друзьями — делать все в реальности, а не кликать на картинки, они быстро забудут про онлайн, и в мир придет равновесие. 

Уже сейчас можно проследить эти тенденции, обратив внимание на то, как стремительно меняется рынок акций. Например, компания Zoom Video Communications Inc: ее активы ожидаемо взлетели в период пандемии, а сейчас начали падать. Уже 27 мая стоимость акций видеосервиса Zoom, по данным CNBC, снизилась на 8,5%. То же самое произошло с Amazon и Netflix. Инвесторы переключают внимание на другие отрасли на фоне оживления экономики. И это говорит о том, что люди устали от бесконечного онлайна и искусственной жизни.

Миф №3. Изменится формат развлечений

Есть мнения, что онлайн-концерты, онлайн-бары и другие форматы онлайн-развлечений плотно укоренятся в жизни всех людей. Возможно, так и будет, но лишь отчасти. Недавняя статья в The New York Times авторства Нелли Боулз рассказывает о том, что активное потребление цифровых услуг в обычной жизни становится признаком бедности. Наступает другая новая реальность, где в категорию товаров класса люкс попадают не гаджеты и технологии, а живое человеческое общение. 

Любая деятельность, которая воспроизводится на экране, становится дешевле. При этом так же дешевеют сами смартфоны и планшеты. 

«Электроника, размещенная в ресторанах, аэропортах, общественных местах и учреждениях, позволяет существенно экономить на персонале, сокращая расходы и обезличивая сферу услуг», — говорится в статье Боулз.

Однако данные исследования мозга 11 тысяч школьников, находящихся более двух часов возле электронных устройств, показали, что у них значительно снижается способность к рассуждениям, чем у их сверстников, привыкших общаться вживую. Также автор ссылается на исследование, в котором определена зависимость появления депрессивных состояний у взрослых от частоты работы с цифровыми устройствами.

Таким образом, живое общение и живые, а не цифровые развлечения, становятся признаком высокого статуса. Образованные слои общества чаще будут устраивать себе цифровой детокс, посвящать время активному отдыху, путешествиям, общению с близкими. Бренды же будут делать свой потребительский опыт более человечным. 

Миф №4. Онлайн-образование будет конкурировать с получением знаний вживую

Это глубокое заблуждение, поскольку онлайн-обучение направлено на отработку конкретных навыков, и, как правило, эти навыки связаны с digital-средой. В онлайне можно получить знания о работе SMM-специалиста, поднять уровень английского, но никак не получить полноценное образование, то есть невозможно стать врачом, архитектором или музыкантом.

А еще онлайн-образование зачастую становится эдакой успокоительной таблеткой, когда человек внушает себе, что он реально чем-то занимается. Люди часто покупают онлайн-курсы просто так, потому что они недорогие, но если посмотреть на процент людей, которые проходят такое обучение до конца, он оказывается не слишком высоким. Еще в «мирное» время Гарвард проводил исследование, которое показало, что в среднем только 6% от изначально зарегистрировавшихся на их онлайн-курсы учеников получают сертификат.

Хочу добавить, что всплеск интереса к всевозможным онлайн-курсам сейчас связан с тем, что у людей появилось много свободного времени. Онлайн-образование находится в своей нише и никогда не составит конкуренции живому получению знаний. 

Миф №5. Большинство компаний пройдут цифровую трансформацию

Вынужденная работа в удаленном режиме заставила компании перевести максимум процессов в онлайн и активно начать внедрять автоматизацию. Однако использование цифровых инструментов не равно цифровой трансформации, и многие компании вернутся к старым практикам на половине пути к заветному переходу. 

По моему убеждению, важность и польза кризиса состоит вовсе не в переходе в цифровую плоскость, а в оздоровлении рынка и экономики. Выживут те компании, которые готовы меняться, строить бренды с человеческим лицом и развивать отношения со своим клиентом, перестраивать продукт и предлагать рынку то, что актуально именно сегодня. Те, кто до кризиса имел проблемы организацией, с настройкой процессов, просто исчезнут с лица земли.

Кстати, в прошлом году был измерен индекс цифровой грамотности граждан России. Так вот, он упал на 14,7%. Это означает, что нам еще очень далеко до полной цифровой трансформации экономики, и, в первую очередь, к ней не готово само общество. Для большинства требуется гораздо больше времени для полного перехода в онлайн, в цифровизацию, и в этом нет ничего плохого.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Апокалиптические прогнозы на тему «мир никогда не будет прежним» сопровождают каждое событие планетарного масштаба. Но часто ли они сбываются на самом деле?
Мир стремительно меняется из-за пандемии коронавируса, и станет ли он снова прежним — не знает никто. Пока бизнес отчаянно борется за выживание, аналитики пытаются предсказать глобальные тренды и то, как трансформируются ретейл и рынок товаров повседневного спроса. Екатерина Донцова, операционный директор кэшбэк-сервиса Backit и партнерской сети ePN Affiliate, рассказала «Снобу», как люди будут делать покупки, расставлять приоритеты и нести расходы уже в ближайшем будущем
Из-за пандемии нам пришлось отказать себе в привычных удовольствиях и ежедневных ритуалах и одновременно попробовать что-то новое, например, перейти на онлайн-покупки или начать чаще созваниваться с друзьями и близкими в Zoom. Основатель QMarketing Academy (реклама и инвестиции в технологические компании по всему миру) Роман Кумар Виас рассказывает, как пандемия изменит привычки потребителей после отмены ограничений

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.