Начать блог на снобе
Все новости

Колонка

Краткий курс ВОВ на телеэкране и в кино

. Что общего у телетрансляции, парада и сталинского фильма?

3 Июля 2020 14:16

Три резонансных медиасобытия — статья Путина, парад Победы и голосование за переписанную Конституцию на фоне пандемии — стали звеньями новой цепи, ради которой, как выяснилось, мы и освободились от старых оков.

Фон имеет значение

Ученые подсчитали, что если собрать все ковиды под номером 19, обитающие на земле, в одну пробирку и взвесить, то вес этой массы будет равняться одному грамму. Подумать только, неосязаемая и невооруженным глазом не наблюдаемая дрянь сумела отодвинуть многотонный парад и отсрочить судьбоносное для страны голосование во славу политического бессмертия одного человека.

Помимо этого, надо признать, что вирус COVID-19 явился едва ли не самым серьезным препятствием природы на пути человечества к глобализации. Но он же, как никакая былая зараза, и как никакая иная мировая война, убедительно засвидетельствовал, что мы уже живем в глобализованном мире, хотим мы этого или не хотим. Живем, правда, по устаревшим представлениям о его проблемах и трендах. 

О новых представлениях — в другой раз. Сейчас про то, что злополучный вирус поспособствовал не только обострению скрытых и просто застарелых недугов в человеческом организме — это, как говорится, медицинский факт. Но он еще актуализировал в обществе фантомные страхи новых репрессий со стороны родного государства и новой войны с затаившимися на внешних границах недругах.

Войны, как правило, не стесняются своей бесчеловечности и особо не стараются ее скрыть. И не думают они о том, как бы оправдаться перед человечеством. Об оправдании войн думают политики и пропагандисты под флагом борьбы с искажениями правды о них и с целью возбуждения патриотических эмоций.

Пропагандисты разного уровня и класса все больше толкуют о том, что Путин написал научную статью о Великой Отечественной войне на основании документов из открывшихся архивов. Мне-то бросилось в глаза, что обсуждаемые на всех федеральных каналах с утра до ночи исторические изыскания главы государства сочинены по мотивам художественного фильма «Падение Берлина». 

Фильм как ритуал победного празднества

Фильм Михаила Чиаурели — древний, 1949 года рождения, с очень короткой жизнью в прокате. Он дожил до ХХ съезда КПСС. Потом его не то что перестали показывать; о нем предпочитали не вспоминать по причине тяжелой концентрации сталинской мифологии. Но при жизни вождя он играл важную роль. Он замещал для советских граждан государственный ритуал празднования Победы. 

Кадр из фильма «Падение Берлина»

Самого праздника еще не было. Девятое мая отмечалось как день окончания войны и поминовения павших на ней. То было общенациональное, но сугубо частное мероприятие. (Если нужно художественное тому свидетельство, то см. фильм Марлена Хуциева «Июльский дождь»). 

До 1949 года на улицах обеих столиц и крупных городов все еще мозолили глаза безнадежные калеки-победители — безрукие, безногие, а нередко и безрукие, и безногие герои войны, в просторечии — «самовары» на тачках. Это от имени «человеческих обрубков» написал Шаламов:

«Я б собрал слюну во рту,
Я бы плюнул в красоту,
В омерзительную рожу.
На ее подобье Божье
Не молился б человек,
Помнящий лицо калек...».

Чтобы не помнить лица увечных, их носителей сослали подальше на Север, с глаз долой, из сердца вон. (Художественное свидетельство этому факту — фильм Игоря Таланкина «Время отдыха с субботы до понедельника», снятый по рассказу Юрия Нагибина «Терпение»). 

С заботой о тех советских гражданах, что не могут не молиться, и был сочинен фильм «Падение Берлина», где Отечественная война представлена как победоносный парад Сил Добра, показательно одолевших Силы Зла. Собственно, сюжет картины — краткий курс истории Второй Мировой войны, написанный под диктовку товарища Сталина товарищами Павленко (сценарист) и Чиаурели (постановщик).

«Текст» столь же доходчивый, как и «Краткий курс ВКП(б)», к сочинению которого имел непосредственное отношение герой фильма «Падение Берлина». Сначала просторное поле, усеянное алыми маками, по которому шагает симпатичная девушка с гурьбой веселых пионеров. За кадром слышна песня:

Хороший день — земля в цвету.
Цветы растут, и я расту.
Цветок взойдет и опадет,
А мне расти из года в год.
Земле цвести и нам расти!

И припев — обнадеживающий: 

Весенним, прекрасным днем
О счастье давай споем,
О счастье, о весне
В нашей солнечной стране!

Сталин, тем временем, на даче окучивает молодые деревца. Все было бы чудесно, если бы не война. Историческое событие покоится на любовном треугольнике: Сталин (отец народов), Алеша Иванов (сталевар) и Наташа (учительница). Все трое влюблены в Сталина, включая Сталина. Сталин — больше других, но виду не показывает. Он сдержан и в любви к народу, и в гневе к врагам отечества. Вместе с тем непреклонен, как в одном, так и в другом. Сталевар, выдающий на-гора одну за другой рекордные плавки, в равной степени робеет и перед вождем, не смея к нему приблизиться, и перед любимой девушкой, не решаясь ее чмокнуть в щечку.

Война разлучает влюбленных, а победа сводит их на площади перед Рейхстагом. Алеша только что водрузил с другими бойцами красное знамя над главным символом Третьего рейха, Наташу к этому времени солдаты освободили из концлагеря. А тут и Сталин подоспел… на самолете. Влюбленные рядом, но друг друга не видят. Видят они товарища Сталина, спустившегося с Небес по трапу самолета. Эта сцена, к слову, едва ли не самая пафосная в киносталиниане. Можно себе представить, что думали тогда, в 49-м году, те зрители, что брали штурмом Берлин.

Спустимся на минуточку с мифологического поднебесья на землю. Реплика из кинозала от подполковника Евгения Чернонога: «А это что за ангел с неба прилетел? Мы его там не видели». Он не видел, а кто-то увидел, услышал и доложил кому надо. Следующие восемь лет подполковник провел в ГУЛАГе. Из первых уст эту историю услышала и поведала в эфире «Эха Москвы» историк Ирина Щербакова.

Парад все спишет?

Возвращаемся на «небо», в зону мифа, где генералиссимус весь в белом принимает парад народов всего мира. На разных языках кричат: «Вива, Сталин!» Ширится Величальная (правда, слов, кроме «Ленин», «Сталин», не разобрать). В пластике принимающего парад есть что-то кукольное: повороты всем корпусом, на лице ни один мускул не шелохнется, словно не лицо, а маска. Речь несложная, но веская. «Товарищи, — говорит он, — сегодня мы празднуем великую победу над германским фашизмом». 

Путин, принимая парад на Красной площади, выразился несколько иначе: «Мы всегда будем помнить, что нацизм сокрушил советский народ». Тоже сильно сказано, но двусмысленно. С точки зрения русской грамматики, за верность которой мы все как один целую неделю голосовали, не совсем понятно, кто кого сокрушил. Конечно, понятно, что имел в виду Владимир Владимирович. Примерно то же самое, что Иосиф Виссарионович.

Оба парада убедительны и возвышены. Как киношный — образца 1949 года, так и телевизионный — в 2020-м. Хотя стоит признать, тот, что закончился у стен Рейхстага, смотрится более величественным и сентиментальным. Все-таки, и Берлин пал, и влюбленные Наташа и Алеша нашли друг друга. Они обнялись, расцеловались на глазах у Сталина и, словно сомнамбулы, двинулись к нему. Наташа так осмелела, что попросила у вождя разрешения поцеловать его. Он разрешил. Она поцеловала его мундир в то самое место, куда прикрепляются ордена. Так этот поцелуй и был орденом Всенародной Любви. Выше такой награды никакому вождю и не надо.

…Сегодня еще не слыхать вскриков: «Вива, Путин!». Слыхать только, что после Путина будет Путин. И кажется, никто пока не поцеловал его в плечико. Хотя нечто подобное подразумевается всенародным одобрением на вечное княжение нынешнего президента. Тот же поцелуй, но в другом формате.

***

Войны взбадривают национальное самосознание народов и списывают недочеты, просчеты и репрессии в мирной жизни их руководителей. В свою очередь милитаристские парады списывают несообразности войн с неоправданными жертвоприношениями и обещают гражданам победоносное будущее. Иными словами, парад — это расцвеченный фасад, а кому интересна и важна реальность, пожалуйте с черного входа. 

Так и живем которое столетие.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

«Обнуление» Владимира Путина после голосования по поправкам в Конституцию следует понимать буквально. Остатки президентского рейтинга Кремль разменял на то, чтобы вернуть государственную политику на 15 лет назад и начать все заново
При всей сумбурности процедуры и возможных сомнениях в корректности подсчета голосов на голосовании за конституционные поправки на первое место выходят неформальные результаты этой процедуры. Власть вынуждена признать меньшинство, которое заранее ее отвергает. И это не отщепенцы, которых можно игнорировать без последствий
Эта история произошла в Мурманской области во время пандемии COVID-19. Можно считать ее описанием одного из способов избежать риска заражения в арктическом городе, можно — обычным многодневным лыжным походом на исходе полярной зимы. Впрочем, можно относиться к ней просто как к рассказу о Кольской Лапландии, начинающейся в считаных километрах от областного центра