Начать блог на снобе
Все новости
Редакционный материал

«В Европу через жопу». Как Черногория отреагировала на легализацию однополых гражданских партнерств

В Черногории легализовали однополые союзы. И для многих черногорских граждан — это сродни танцу на шесте во время пасхального богослужения, считает писательница Лера Тихонова, которая живет в Херцег-Нови. Специально для «Сноба» она рассказывает, что происходит с горожанами и насколько труден путь толерантности
18 июля 2020 9:30
Гей-парад в Подгорице в 2019 году Фото: Boris Pejovic/EPA/EFE

Правительство Черногории стремится попасть в Евросоюз и приводит в соответствие законодательную базу. Но глубоко религиозный и консервативный черногорский народ в большинстве своем высказывается категорически против нововведений. Последние новости самые интеллигентные в твиттере комментируют, что предпочли бы войти в ЕС «с парадного входа». Остальные выражаются покрепче. 

Еще недавно повсюду на городских стенах здесь можно было встретить надпись: «Не у НАТО!». Несмотря на протесты, Черногория в НАТО вступила. Теперь поверх тех закрашенных надписей — новые народные настроения: «В Европу через жопу!». Большинство граждан недовольны, но закон о «животном партнерстве особ истого пола», как официально звучит он по-черногорски, уже принят.

Семь лет назад в Будве прошел первый гей-парад. Накануне во всех общественных местах были вывешены «умрлицы» — листовки с датой и местом похорон главного организатора. Тот обратился в полицию за защитой. Полицейские в три ряда охраняли жидкий ручеек участников парада. Агрессивно настроенная молодежь закидала камнями и бутылками гей-активистов, и те, теснимые к морю, были вынуждены спасаться вплавь. Полиция сдерживала толпу, но без особого энтузиазма.

В прошлом году «парад поноса», как его называют местные ЛГБТ-активисты, и что в переводе с черногорского означает «парад гордости», прошел без эксцессов. Видимо, за семь лет европейские веяния просочились в сознание жителей. Да и в Подгорице, как в любой столице, обитает более прогрессивное сообщество. В целом перемены в балканском мировозрении идут туго. Особенно патриархальность уклада ощущается в маленьких прибрежных городках и горных селениях. 

Я живу в одном из таких городов и за шесть лет не видела ни одной гей-пары. Точнее видела, но это были приезжие русскоязычные молдаване, граждане Украины. Самые любимые здесь праздники — это Пасха и Слава, день семейного святого. К Славе готовятся весь год — копят деньги и берегут здоровье, чтобы погулять на совесть. В дни празднования свадеб и дней рождений горцы вытаскивают из-под подушек ружья и палят в воздух. Однополые союзы легализовали, но на месте молодоженов я бы отметила это праздничное событие где-нибудь в другом месте. Например, в Швейцарии.

Вчера я спросила соседа-черногорца, что он думает о новом законе. Тот смотрел на меня несколько долгих секунд, потом обвел мрачным взглядом пустые лежаки на пляже и сказал:

— Слушай, а ты не знаешь, когда русские к нам прилетят?

Я не знала. Сосед пробормотал что-то про «в пичку матери», тем самым, наверное, обозначив свою позицию по интересующему меня вопросу, махнул рукой и ушел.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться
Читайте также
Сегодня в Хабаровском крае артистов молодежного активистского театра заподозрили в пропаганде гомосексуализма: школьники готовили фестиваль, один из спектаклей которого называется «Голубые и розовые». Мы поговорили с одним из пионеров российского ЛГБТ-движения Романом Калининым, который более 20 лет назад занимался развитием ЛГБТ-активизма на стыке эпох: издавал первую в СССР газету для геев, в 90-е открыл тематические клубы
В своей колонке об истории гей-парадов Маша Гессен высказала мысль, что парадами нельзя побороть гомофобию в России — так, как это было в 1970-е в Америке. И что люди, выходящие на парад в Москве, покупают изменение отношения общества к геям ценой своего здоровья. Участники проекта «Сноб» обсуждают, нужны ли вообще гей-парады и как еще можно поменять общественное мнение о сексуальных меньшинствах
Одним из наиболее болезненных вопросов в религиозных кругах является отношение к сексуальным меньшинствам. РПЦ здесь не исключение, а представителей ЛГБТ немало как среди прихожан, так и в клире, хотя официально это и отрицается. «Сноб» публикует анонимное интервью с одним из таких священников