Начать блог на снобе
Все новости
Редакционный материал
«Государство — это мы, это люди».

Глава Роскультцентра Марина Абрамова об экономике будущего и о том, как привить ее в России

В России появилось «Министерство по делам творчества». Роскультцентру, подведомственному учреждению Федерального агентства по делам молодежи, в этом году доверили новую роль — развитие креативных индустрий. В начале сентября пройдет первая Российская креативная неделя. Накануне мероприятия «Сноб» поговорил с главой Роскультцентра Мариной Абрамовой о том, как в стране вышек и труб привить любовь к экономике будущего
26 августа 2020 16:57
Фото: Пресс-служба


Ɔ. Наверняка вы знаете мем «заводы стоят, одни дизайнеры в стране», причем вместо дизайнеров можно поставить кого угодно, хоть музыкантов, хоть архитекторов. В России к креативным профессиям до сих пор именно такое отношение — как к чему-то несущественному, второстепенному?

В этом и проблема. В июле в Ханты-Мансийском округе был принят первый в России региональный закон «о развитии креативных индустрий». Но на федеральном уровне не зафиксировано ни само словосочетание, ни уж тем более его значение. С точки зрения госуправления, представители креативной среды не встроены ни в одну из существующих систем. Условно говоря, у Минкульта есть свои обязанности, у Минэкономразвития — свои. А мы где-то между. Например, многие губернаторы уверены, что креативные индустрии — это исключительно про арт.


Ɔ. Сами работники креативных индустрий, думаю, тоже так считают. А про что вы на самом деле?

Смотрите, есть международные стандарты. По ним в креативные индустрии входят 14 полноценных отраслей: образование, издательское дело, журналистика, архитектура, урбанистика, компьютерная графика, разработка игр, новые медиа, маркетинг, искусство, музыка, дизайн, мода, кино, медиа и IT. Иными словами, любая область, в которой создается какой-то уникальный продукт посредством творчества человека, становится креативной индустрией. Поэтому и IT — это тоже мы. Каким бы странным это на первый взгляд ни казалось.

В нашей стране на креативные индустрии приходится около 0,5% ВВП. В Европе этот показатель достигает 8–10%, а в Китае — 14% ВВП. Образование, урбанистика, дизайн, музыка и другие креативные отрасли — все они формируют экономику будущего.


Ɔ. А в чем главная проблема развития отрасли? В том, что многие по-прежнему мыслят экономикой труб?

Уже и не в этом. Скорее в отсутствии качественного профильного образования. Причем в креативных индустриях эта проблема проявляется наиболее остро. Запросы работодателя меняются, каждый день появляются новые профессии, которым не учат в институтах. Сегодня из государственных вузов, якобы специализирующихся на той же, например, сфере кино, выпускаются неконкурентоспособные работники. За время учебы информация может просто устареть, а некоторые профессии станут не актуальны. Вузы тоже можно понять: они не могут менять программу каждый год. Но получается в итоге так, что в стране есть талантливая креативная молодежь, но ей просто не хватает навыков. Мы убедились в этом, когда разрабатывали проект Art Team.

Art Team — новая образовательная платформа, которая должна объединить наиболее перспективные и социально значимые проекты в сфере креативных индустрий в России, а также создать условия для профессиональной реализации творческой молодежи, помогать в обучении управленческим навыкамПроект Art Team организован Роскультцентром и фондом «Инносоциум» — социальной платформой фонда «Росконгресс» совместно с АНО «Центр кинофестивалей и международных программ», при поддержке Фонда президентских грантов.

На стадии разработки проекта мы провели собственное исследование — хотели выяснить, что мешает развитию креативных индустрий. Опросили более 7000 человек, со всех регионов России, причем это были представители как творческих сфер, так и органов власти. На вопрос «Чего в первую очередь вам недостает для развития в профессии?» большая часть ответила — управленческих навыков и знаний об эффективном продвижении своего продукта. Ребята не знают, как упаковать проект, на какую биржу податься, к кому идти с идеей. Ведь почему талантливый молодой человек не может стать успешным, находясь в своем регионе? Даже если он получил высшее образование, то дальше просто не понимает, куда стучаться со своим дипломом, где ему помогут.


Ɔ. Теперь нужно стучаться напрямую к вам?

К нам. Мы вообще про то, чтобы условному вице-губернатору было проще понять, о чем на презентации говорит креативщик. И наоборот. Конечно, у нас есть небольшой козырь — Art Team и «Российская креативная неделя» поддерживаются администрацией президента. То есть устойчивое понимание того, что в стране нужно развивать креативные индустрии, существует. Но большинство все равно воспринимает их исключительно как арт. И лишь когда ты переходишь на язык экономики, получается объяснить, что это не только про культуру и творчество. И кем бы ты ни работал, без креативных решений маркетолога, IT-специалиста, дизайнера или медиа успешный бизнес уже не построить.

Российская креативная неделя (Russian Creativity Week) — главное федеральное событие в сфере креативных индустрий, направленное на реализацию экономического потенциала творческого и креативного сообщества России. С 7 по 10 сентября специальные мероприятия пройдут в регионах России. Основная часть состоится в Москве, в Парке Горького, 11–13 сентября. Креативная неделя охватит 14 направлений: искусство, музыку, моду, дизайн, архитектуру и урбанистику, кино, телевидение, новые медиа, издательское дело и журналистику, маркетинг, компьютерную графику, разработку игр, IT и профильное образование. Проект организован Роскультцентром, социальной платформой фонда «Росконгресс» — фондом «Инносоциум», Российским книжным союзом, при поддержке Фонда президентских грантов.

Мероприятия «Российской креативной недели» проходят и в регионах, и в Москве. Наша цель стать частью сетевого сообщества ведущих мировых креативных недель. Таким образом, мы создаем площадку и «витрину» сразу для всех институций, работающих в системе креативных индустрий. И если прогрессивный, но не столичный молодой человек задастся вопросом, кто занимается той же урбанистикой на федеральном уровне, к кому он может обратиться, то участие в «Российской креативной неделе» поможет ему в этом разобраться.

Также наша задача — объединить талантливых людей и креативные индустрии, убрать обособленность отраслей, существующую сегодня. Мы понимаем, как много теряют разные отрасли, когда действуют разобщенно. Поэтому важно научиться делать совместный продукт. Например, у нас в стране книжная отрасль практически не соприкасается даже с кино, у нас мало экранизаций. Зато у зарубежных коллег из США 50% видеопродукта — это именно фильмы на основе книг. У нас — меньше двух процентов. Все это говорит в первую очередь именно об отсутствии развитой инфраструктуры и должного образования.


Ɔ. И коммуникации.

Верно. Отрасли нигде не соприкасаются. Хотя я не понимаю, например, как сейчас можно рассматривать дизайн и IT по отдельности. На «Российской креативной неделе» мы впервые соединим все отрасли и постараемся донести, что все мы — одно креативное сообщество, и важно помнить, что успешный продукт — это всегда синтез. Так, книжка успешна, если у нее крутой иллюстратор. Если этого понимания нет — уровень продукта гораздо ниже и приносит меньше денег автору, отрасли и стране в целом. Сейчас многие отрасли разорваны. Даже внутри одного сегмента между собой все конкурируют. Один креативный кластер против другого, один институт развития вытесняет другой из субъекта. Но твой бизнес растет, если растет и среда.


Ɔ. Вы говорили про поиск людей в регионах. Но как сделать так, чтобы те талантливые ребята, которые выстреливают в провинции, не стремились тут же ехать покорять Москву? Как сподвигнуть людей работать над развитием культурного и креативного потенциала того места, где они живут? Фестивалями этого не решить.

Нужно создать такие условия, в которых такие люди будут видеть возможность роста. Специалист остается в регионе, только если осознает потенциал для развития собственного бизнеса, чувствует спрос аудитории на свою работу. Да, ни один фестиваль не спасет, фестивали скорее способны привить людям тягу развивать родное место. «Накреативить» мы с вами можем порядка пятисот проектов, напридумывать красивых домов — легко. Но, чтобы это все превратилось в работающую экосистему, еще и приносящую доход государству, нужен более системный подход.


Ɔ. Вы уже говорили, что у каждого министерства есть своя ответственность. Как вы решите вечную проблему хождения «по кабинетам», чтобы не было как в поликлинике, когда из регистратуры нас посылают к хирургу, от хирурга — к глазному, а от глазного — обратно в регистратуру?

Это огромная межведомственная работа. Поэтому когда мы начинаем внедрять креативные индустрии в регионах, первое, что мы делаем — создаем межведомственную рабочую группу, в которую входят местные министры культуры, образования, а также торгово-промышленной палаты. И решать каждый вопрос они будут совместно. На федеральном уровне та же история. Росмолодежь и Роскультцентр в нашем лице стали удобной площадкой для межведомственного взаимодействия. Если нам удастся помочь хоть чем-нибудь в этой объединяющей работе, я смогу с уверенностью сказать, что не зря пришла работать в Роскультцентр.


Ɔ. А если креативная инициатива поступает от человека, которого молодым уже не назовешь? Мы все говорим про поколение Z. А тут появился у вас «роспенсионер», который дышит креативной идеей. Хочет получить поддержку, образование.

На самом деле возрастные ограничения очень условны. Ключевая аудитория нашего проекта — от 24 до 37. Мы ориентируемся на этот сегмент, но никого не отсекаем. И надеемся, что сможем подсвечивать отечественных звездочек всех возрастов, объяснять представителям разных креативных отраслей, что им есть на кого равняться, у них есть свои лидеры и вот их фамилии. У нас в стране много талантов, но система коммуникации выстроена таким образом, что мы не поддерживаем своих же. К сожалению, наших звезд в каждом сегменте: и в архитектуре, и в музыке, особенно в классической, и в дизайне, и в IT — знают лучше за рубежом, чем внутри страны. 


Ɔ. Вы говорите о важном значении коммуникации. А государство к такому разговору с представителями творческих профессий готово?

Конечно. Я всегда говорю, что государство — это мы, это люди. Нет никакого другого абстрактного «государства». 

Подготовили Ренат Давлетгильдеев, Анастасия Харчишена

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти чтобы оставить комментарий
Читайте также
Российские театры открывают новый сезон — шахматной рассадкой и зрителями в масках. В московском театре «Модерн» под руководством Юрия Грымова проблему социальной дистанции решили просто — посадили в пустые кресла игрушечных мишек. И стартовали с постановки «Нирвана» о Курте Кобейне. Плюш и гранж — чем не выход из карантина. Впрочем, от Грымова простых решений не ждешь. Мы поговорили с режиссером, вокруг имени которого мифов всегда было больше, чем правды, о лихих девяностых в рекламе и в жизни, о том, как из либерала он стал государственником и есть ли место политике на сцене
С 31 июля по 9 августа в Клину пройдет VI Международный фестиваль искусств имени П. И. Чайковского. Это будет первый масштабный проект, организованный после снятия режима ограничений в Московской области. О нюансах работы в период пандемии, создании новых культурных кластеров и образе современного чиновника рассказала министр культуры Московской области Елена Харламова
Владимир Ластовский — основатель сервиса kiozk, который не только позволяет читать журналы в цифровом формате, но и слушать аудиозаписи статей, лекций и краткое изложение нон-фикшн-книг. Ластовский рассказал «Снобу», чего ждать от поколения Z, что такое фрагментарное чтение и как можно монетизировать контент