Смотреть

«Сестра Рэтчед»
Авторы: Райан Мерфи, Иэн Бреннан
Платформа: Netflix

Без преувеличения главный шоураннер (продюсер, сценарист и режиссер в одном лице) мира (США, как минимум) Райан Мерфи продолжает отрабатывать свой многомиллионный контракт с платформой Netflix: в мае он показал ревизионистскую сказку «Голливуд», в июне — второй сезон хлестко-сатирической комедии «Политик», а сейчас выпустил переосмысление культового романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» и одноименного фильма Милоша Формана (того, что с Джеком Николсоном), развернув камеру в сторону главной злодейки — садистки-медсестры.

Главная героиня сериала — Милдред Рэтчед, карикатурная мразь с изуверскими наклонностями, чей смысл существования ограничен немотивированным желанием устроить ад на земле. Мерфи, который давно перенес кэмп (сам шоураннер называет свой стиль барочным) из гетто гей-субкультуры и сделал его народным достоянием, с особой радостью любит перелопачивать подобные патриархальные сюжеты. Беспричинная злоба Рэтчед объясняется миссионерскими целями: героиня Сары Полсон пытается спасти брата и параллельно помочь всем нуждающимся. Умереть.

Главный женский образ автор дополняет рядом выдающихся героинь: здесь и борющаяся с неприятным начальником политическая деятельница Гвендолин (сыграла ее актриса, политикесса и ЛГБТК-активистка Синтия Никсон), и сухая, но ищущая счастье сестра Бэтси (Джуди Дэвис), и мстительная дама Осгуд (триумфальное возвращение на экраны ваших ноутбуков Шерон Стоун). Окружает сильных женщин атмосфера старосветского нуар-кино — с характерными для конца сороковых красными и зелеными цветами и стильными послевоенными нарядами.

На выходе у Мерфи получилась антиномия: кровавый хоррор, упор в котором сделан на противоположные жанру иронию и притягательность. Но именно в этой несочетаемости и заключен фирменный почерк создателя самых эстетских историй про кровь и секс, будь то хоррор-пародия про маньяка в спортивном лагере на просторах Калифорнии эпохи ранней Мадонны, леггинсов и модной в 80-е аэробики на видеокассетах (последний сезон «Американской истории ужасов») или идеально стилизованная фэшн-сага про убийство Джанни Версаче («Американская история преступлений»). Вот и на этот раз Мерфи остается верным себе и демонстрирует одну из лучших своих работ.

Можно пропустить

«Просто представь, что мы знаем»
Авторы: Роман Волобуев, Мила Просвирина, Илья Маланин
Платформа: КиноПоиск HD

Платформа «КиноПоиск HD» открыла доступ ко второму сериалу экс-кинокритика Романа Волобуева. В своей первой стриминг-работе с переменным успехом переквалифицировавшийся больше пяти лет назад в режиссера и сценариста Волобуев в духе лучших проектов Аарона Соркина «Западное крыло» и «Служба новостей» шутил над российскими политическими реалиями. В сериале «Последний министр» один из главных комедийных актеров киноотечества Ян Цапник играл власть имущего неудачника с едва скрываемыми намеками на Дмитрия Медведева. Герою поручалось добить ненужное государству министерство, но, как заведено в жанре лирической комедии (из недавнего стоит посмотреть «Космические войска» на Netflix или «Теда Лассо» на AppleTV+), что-то пошло не так.

В «ППЧМЗ» (так название своего сериала сокращают и сами авторы) Волобуев пришел на все готовое: проект написали молодые сценаристы Мила Просвирина и Илья Маланин (второй — известный театральный актер, играет главную роль в спектакле Театра им. Ермоловой «Текст» по роману-хиту Дмитрия Глуховского). Как это обычно происходит, режиссер несколько переписал первоначальную историю. Получился этакий гибрид: умный, чрезмерно детальный в диалогах Волобуев столкнулся с не самым интересным узкопрофильным сюжетом.

Сериал подается как первый в России проект, посвященный феномену телеграм-каналов. В целом весьма вовремя: пока будете смотреть первую серию, наверняка придет пара оповещений от белорусской NEXTA или российского «Раньше всех. Ну почти». Чем-то похожим занимаются и персонажи «ППЧМЗ» — рассказывают своей многотысячной аудитории о самых ярких событиях в стране. Параллельно знакомя зрителей с обратной стороной современной журналистской тусовки. В кадре даже появляются реальные герои медиамира — от бывшего главреда «Афиши» Ильи Красильщика до ведущей «Дождя» Анны Монгайт. А среди прототипов персонажа Евгений Стычкина, популярного журналиста Малышева, нетрудно отыскать Олега Кашина. Впрочем, сам Кашин, узнав, что его герой в начале первой серии (осторожно, дальше спойлер) прыгает с эстакады Сити вниз головой, данному факту расстроился и написал в facebook «ну ничего себе(».

У новинки от Волобуева есть три очевидные проблемы. Контекстные шутки и крохотные отсылки к журналистскому миру сработают на узкую аудиторию — только среди тех, на кого, собственно, и намекают. Остальных от подобного неймдроппинга чаще тошнит. Льющийся с экрана все четыре серии глянцево-неоновый стиль выглядит анахроничным и отталкивающим, а выдуманная история о медийном закулисье — местечковой. Но все же упорно отговаривать смотреть сериал не будем — есть шанс, что к концу вы проникнетесь пусть и немного отдающим мертвечиной, но интеллектуально заряженным зрелищем.

Подготовил Дмитрий Барченков