Начать блог на снобе
Все новости
Колонка
Филькина грамота?

Нужен ли России заведомо неисполнимый бюджет

1 Октября 2020 13:16
Либо правительство по-настоящему распечатывает «кубышку» и уже всерьез поддерживает платежеспособный спрос и пострадавший в результате ограничений сектор услуг и другие отрасли экономики, либо какое-то время делает вид, что ничего особенного не происходит, доводит ситуацию до очередной «острой фазы», а потом начинает в пожарном порядке спасать тех, кто кричит о своих проблемах громче всех

Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2021–2023 годы. Будь в России полноценный парламент, документ сразу отправился бы в корзину для бумаг, а Министерству финансов пришлось бы выдавливать из себя что-то более приближенное к реальности. Достаточно привести одну выдержку из официального правительственного сообщения: «Согласно прогнозу, российская экономика в 2021 году вырастет на 3,3%, в 2022 году — на 3,4%, в 2023 году — на 3%. Весь этот период инфляция не будет превышать 4%». Более того, расти темпами, о которых российские власти вот уже более десяти лет только мечтают, экономика должна в условиях повышения налоговой нагрузки на бизнес и население.

Еще в середине лета, когда не было ни второй волны резкого роста заболеваемости коронавирусом в России и в мире, ни нависшей над российской экономикой угрозы санкций, ни стремительной девальвации рубля, прогноз Минэкономразвития, на основании которого верстался бюджет, мог кому-то показаться оправданным. В какой-то момент действительно могло показаться, что худшее позади, пандемия пошла на спад, и перед мировой и российской экономикой ничего, кроме восстановления, не маячит. Вопрос лишь в темпах этого восстановления. 

Иван Куликов. Семья за столом. 1938 Иллюстрация: Wikimedia Commons

Сегодня уже очевидно, что все это не более чем острое желание выдать желаемое за действительное. Взять ту же инфляцию, которая не должна превышать 4% на всем протяжении предстоящей «трехлетки». Учитывая, что курс доллара с начала года вырос на четверть, а евро — почти на треть, удержать цены в рамках целевых ориентиров может только одно: если резко упавшие во время карантина доходы населения и дальше продолжат падать и у людей просто не останется денег на дорожающий адекватно росту курса импорт. Пока происходит именно это. Если верить оценкам Высшей школы экономики, более 6% представителей среднего класса перешли в категорию бедных. Но тогда не поддается никакому объяснению, откуда в условиях подавленного спроса возьмутся темпы роста экономики, превышающие 3% на протяжении ближайших трех лет. Все последние докризисные годы, когда реальные располагаемые доходы населения сокращались исключительно ради того, чтобы правительство смогло накопить рекордные резервы, экономика в лучшем случае стагнировала. 

Надежд на то, что рост будет обеспечен дополнительными расходами правительства на поддержку бизнеса и населения, тоже нет никакой. По крайней мере во внесенном в парламент проекте бюджета о таких «глупостях» речи не идет. В 2021 году из Фонда национального благосостояния, размеры которого перевалили за 13 триллионов, планируется потратить не более 90 миллиардов рублей. Кабинет министров в борьбе с кризисом свою миссию считает исполненной. За несколько дней до внесения проекта федерального бюджета в Думу правительство одобрило общенациональный план восстановления российской экономики стоимостью 5 триллионов рублей.  

Самое прекрасное в этом плане заключается в том, что он не только был написан и в общих чертах одобрен Путиным еще в июне, но и уже выполнен на 80 с лишним процентов. Из 5 триллионов более 4 уже потрачены. Дальше сами. Никаких больше раздач денег ни детным, ни бездетным. Никаких налоговых или кредитных каникул. Никакого субсидирования льготных корпоративных кредитов или ипотеки. Правительство и так потратилось, теперь очередь за курильщиками и добывающими отраслями.

В нынешних обстоятельствах вариантов развития событий два: либо правительство по-настоящему распечатывает «кубышку» и уже всерьез поддерживает платежеспособный спрос и пострадавший в результате ограничений сектор услуг и другие отрасли экономики, либо какое-то время делает вид, что ничего особенного не происходит, доводит ситуацию до очередной «острой фазы», а потом начинает в пожарном порядке спасать тех, кто кричит о своих проблемах громче всех.

Второй вариант, который, судя по проекту бюджета, сейчас и реализуется, содержит в себе больше экономических рисков. В конце концов, запас прочности у бизнеса и населения не бесконечен. Зато с политической точки зрения тут сплошные плюсы. Президент со товарищи в очередной раз вступят в героическую борьбу с экономической катастрофой, смогут проявлять щедрость и защищать социальную справедливость, трясти накопленными резервами и любоваться собственной дальновидностью и предусмотрительностью. Так что уже в следующем году (а то и в конце нынешнего) нас ждет очередной сезон «супергеройского» сериала о спасении россиян под чутким руководством гаранта обновленной Конституции. Беда в том, что, если «сериал» окажется успешным, его сезоны будут навязываться российской публике слишком часто.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Главное в объявленной Минфином «мобилизации» — это абсолютный цинизм, с которым государство собирается компенсировать разовые экстраординарные траты путем системного повышения поборов со значительной части населения
Прогнозировать действия российских денежных властей — занятие неблагодарное: ни логики, ни здравого смысла в них часто не прослеживается. Но рискну предположить, что дороже 100 рублей ни доллар, ни евро пока не станут
Нынешний «июльский» указ Владимира Путина, можно не сомневаться, ждет та же судьба, что и многочисленные «майские» указы, которыми он тешит почтенную публику, всякий раз принимая бразды правления все менее управляемой страной