Все новости
Колонка
Союз однополых.

Зачем Папа Римский поддержал «ЛГБТ-семьи»

26 Октября 2020 12:25
Заявление Франциска в поддержку однополых союзов было неправильно переведено. Но при этом, к сожалению, правильно понято

Из нравственности в труху

Папа римский Франциск продолжает свою работу по популяризации католицизма в мире. Сначала он заявил, что удовольствие от вкусной еды и секса является «божественным даром», что, по мнению некоторых, противоречило пп. 7 и 6 в списке семи смертных грехов (чревоугодие и блуд), а также п. 7 основной конституции христианства — полученным Моисеем на горе Синай 10 заповедям (не прелюбодействуй). Сейчас же Его Святейшество пошел еще дальше — он призывает к легитимации действия, которое в христианстве называется «содомия». По словам папы, «нам нужны законы о гражданских союзах, чтобы таким образом защитить их права». Поначалу в русскоязычном сегменте интернета в цитате Франциска фигурировало словосочетание «однополые семьи», однако затем Ватикан пояснил, что речь именно об однополых гражданских союзах, а не об институте брака. Что касается однополых семей в классическом понимании термина «семья», тут папа выступал и выступает против, ведь, по его же словам, «каждому человеку нужен отец-мужчина и мать-женщина, которые могут помочь им сформировать свою идентичность». «Папа, наоборот, отделил брак от гражданско-правового союза. Общество восприняло это как одобрение однополых браков, но это совсем не так», — поясняет религиовед, замдиректора института Европы РАН Роман Лункин.

Несмотря на все пояснения, слова папы римского были встречены в штыки. «Это капитуляция католицизма. Католицизм из форпоста христианской нравственности, миссионерства превратился в труху», — говорит протоиерей Русской православной церкви Андрей Ткачев. Аффилированные с РПЦ лица даже предрекают раскол католической церкви, появление там еще большего количества священников-педофилов («если уж им ничего не угрожает, будут, пользуясь своим статусом, тех же мальчиков соблазнять»), а также переход паствы в протестантизм или православие, поскольку «у нас церковь на компромиссы не идет, это не ее, собственно, стиль».

Насколько действительно неправ Франциск? Рассмотрим его слова с точки зрения пиара, основ веры и социально-культурных основ общества. 

Авторы и редакторы

С точки зрения пиара папа римский сделал шаги в нужном направлении. Он, как и многие другие иерархи Ватикана, пытается подстроиться под новый мир. Мир цифровизации и либерализма, потребления и гедонизма, где молодежь воспитывается в свободах и вседозволенности. Если католичество хочет расширять свою паству, если оно хочет быть популярным среди нового поколения, то, безусловно, Святой Престол должен отречься от гомофобии.

Кто-то, конечно, скажет, что таким образом Престол Святого Петра (который считается основателем католицизма и первым папой) отрекается от Христа и его учения, как это трижды сделал сам Петр. Что Франциск оспаривает саму основу христианской веры. Но так ли это?

Папа Римский Франциск Фото: EPA-EFE

Нет, не так. Папа не идет против самой сути христианской веры, квинтэссенцией которой является понятие «любовь». Да, в РПЦ с этим не согласны. «Любить можно только другого, не самого себя. Любовь к себе — это порочное явление. Когда гомосексуал любит такого, как он сам, по полу, это глубоко порочно, это против природы», — уверяет протоиерей Андрей Ткачев. Однако факт остается фактом: отношения в гей-парах тоже построены на любви, причем не только к себе, но и друг к другу. И это не противоречит ни понятию «любви», ни тем более человеческой природе, в рамках которой люди вообще-то бисексуальны.

Да, это противоречит Библии и всем четырем каноническим Евангелиям, но если подойти к Библии с историко-культурной точки зрения, то ведь творцом этих книг является не Бог, авторами были апостолы, которые писали свои труды исходя из того, как они понимали происходящее, то есть как люди, воспитанные в условиях I века нашей эры. Да, считается, что ими руководил Святой Дух, но он руководил и другими апостолами, писавшими другие Евангелия. На момент легализации христианства в начале IV века нашей эры Евангелий были десятки, и они различались между собой (в некоторых, например, Мария Магдалина называлась женой Христа). И именно император Константин на Никейском соборе решил, что каноническими станут всего четыре из них. Поэтому Константин, а не Святой Дух, является главным редактором Библии, а значит, и жесткое отрицание содомии в ней может быть пересмотрено.

Рубят якоря

Но самым важным является все-таки общественно-политическое значение папского «легалайза». Ведь в современном мире важность Церкви не только в самой вере, но и в том, что она и транслируемые ею консервативные ценности являются своего рода якорем для общества. Противовесом ультралиберальным тенденциям, который создает столь нужный баланс. Без консервативного якоря происходит идеологическое разложение, потеря основ — и, поскольку мы все-таки живем в условиях конкуренции мировых цивилизационных проектов, поражение в этой конкурентной борьбе. Что, например, и происходит в Западной Европе, власти которой вырождаются, а общество фактически отступает перед сплоченными и уверенными в своих ценностных ориентирах мусульманскими мигрантами, а также восточноевропейскими элитами.

Одним из важнейших элементов, определяющих устойчивость общества, является освященный религией традиционный институт семьи. Семьи, которая воспринимается как ячейка, несущая репродуктивно-воспитательные функции. И сейчас получается, что Ватикан рубит консервативный якорь. Однополая семья не способна выполнять ни одну из этих функций: там не рождаются дети, а усыновленные не воспитываются в консервативных ценностях. Вероятно, они станут воспринимать однополые браки не как «допустимое», а как оптимальное — с дальнейшей возможностью отказа от традиционных союзов, и затем все это развивается по экспоненте.

Да, папа формально не говорил о «гей-семьях» — лишь об однополых союзах. Возможно, даже этот термин в понимании Франциска является альтернативой «однополым семьям», то есть официальному институту брака. Однако, учитывая растущую популярность гражданских союзов и приближения их по статусу к браку, слова Его Святейшества могут и будут трактоваться как шаг Ватикана в сторону отказа от защиты института традиционной семьи. Популяризация популяризацией, но все-таки католицизм должен выполнять свою роль защитника западной цивилизации в эпоху очередного идейного варварства.

0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Михаил Шевчук
Единороссы говорят, что на предстоящих выборах не будут выдвигать известных спортсменов, артистов и прочих селебритиз. А вместо этого сделают ставку на «профессиональных политиков» — этого-де хочет народ. Но народ здесь вполне может в очередной раз добросовестно обманываться
Константин Эггерт
Скандал с мейлами сына Джо Байдена окончательно доказал, что Фейсбук и Твиттер — не нейтральные «платформы», а глобальные СМИ со своей повесткой дня
Георгий Бовт
Одни говорят, что нетерпимость в обществе в России за последнее время только возросла. Другие, напротив, рассуждают о нашей стране как о всегда готовой на всепрощенчество. А имперское прошлое надолго дало нам прививку терпимости к иным культурам, религиям и обрядам. Где правда?