Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Колонка
Стратегия страуса.

Почему власти старательно не замечают вторую волну кризиса и чем это грозит

29 Октября 2020 12:35
Старательные попытки Кремля и Белого дома выдать временные улучшения в экономике между первой и второй волнами коронавируса за начало восстановления чреваты массовым разорением частных компаний, огосударствлением экономики и социальным взрывом

Российские власти плохо справляются с коронавирусом, сегодня это уже очевидно. Упорное нежелание вводить серьезные карантинные ограничения на национальном или даже региональных уровнях перегрузили систему здравоохранения. По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, в среднем по стране коечный фонд, зарезервированный под больных COVID-19, заполнен более чем на 80%. При этом в 16 регионах уже заполнено более 90% мест в стационарах, а в 5 — более 95% мест. Проще говоря, еще немного, и больных класть будет некуда. А где-то, как в Омске, где скорые, у которых ни одна больница пациентов уже не принимала, привезли больных к зданию Горздрава, этот момент уже наступил. По всей стране наблюдается дефицит лекарств — пропали практически все антибиотики и противовирусные препараты. В ряде регионов возникли проблемы с кислородом. И все это на фоне вот уже месяц регулярно звучащих заявлений из Кремля и Белого дома о том, что идея жестких карантинных мер и нового «локдауна» экономики ни там, ни там даже не рассматривается. В отличие от того, что происходило весной, российские власти сначала привели ситуацию на грань коллапса всей системы здравоохранения и только после этого начали в «ручном режиме» принимать экстренные меры. 

В экономике ситуация сходная, с той лишь разницей, что кризисные явления распространяются с некоторой временной задержкой по отношению к распространению коронавируса. В Кремле уверены, что дно кризиса позади, власти сделали все, чтобы перезапустить экономику и поддержать бизнес в трудные для него времена. Больше никакой поддержки не требуется, экономика работает, и впереди только восстановление. О его темпах можно спорить (например, со Счетной палатой), но никаких других вариантов ни в правительстве, ни в Банке России, ни в умеренно фрондирующей Счетной палате просто не рассматривается. И логика тут незамысловатая: государство работать не запрещает, вот и работайте. Только треть сотрудников переведите на удаленку и ни в чем себе больше не отказывайте. 

Иллюстрация: Fanatic Studio/Getty Images

Проблема в том, что в эту логику никак не хочет укладываться прогноз Центра стратегических разработок (ЦСР), согласно которому в ближайшем будущем почти пятая часть российских компаний окажется не в состоянии платить налоги и Россию может накрыть волна связанных с этим печальным фактом банкротств. Срок действия льготных кредитов и налоговых отсрочек истек, «экономика работает» и повода для нового пакета помощи или продления принятых весной мер власти не видят. Понятно, что госкомпании или те счастливчики, которые обслуживают госзаказ, пострадают меньше, хотя и им придется подтянуть пояса: Минфин при подготовке бюджета на следующую «трехлетку» в этот раз не был склонен к проявлениям щедрости. Основной удар придется на средние частные компании, ориентированные на внутрироссийский рынок товаров и услуг. Никакие раздачи денег семьям с детьми не компенсировали удар, нанесенный по реальным располагаемым доходам населения сначала «локдауном», а потом и девальвацией рубля. Даже если опираться на официальные прогнозы, не зацикливаясь при этом на ВВП, а взглянув на другие показатели, несложно заметить, что платежеспособный спрос в России далек от восстановления. Например, опубликованный ЦБ 23 октября среднесрочный прогноз предусматривает падение расходов российских домохозяйств на конечное потребление на 9,5–10,5%. И это объясняет тот факт, что при девальвации рубля на четверть с начала года Банк России не ждет инфляции выше 4%.  

Самое любопытное, что прогноз падения расходов домохозяйств на конечное потребление уживается со стремительным наращиванием российским населением своего долга перед банками. По оценке того же Банка России, объем выданных розничных кредитов вырастет по сравнению с прошлым годом на 13–16%.

Достаточно напомнить, что весь прошлый, относительно благополучный год (все познается в сравнении) прошел в спорах о надувшемся пузыре на рынке потребительского кредитования. Уже тогда долг казался почти непосильным, а проценты, которые приходится выплачивать по этим кредитам, самым негативным образом сказывались на реальных располагаемых доходах населения. Уже тогда звучали предупреждения о возможном социальном взрыве, которым все закончится. Сейчас уже и спорить не о чем. Если рост кредитования на 13–16% не только не способен привести даже к минимальному росту потребительских расходов или хотя бы сохранению привычного уровня потребления, но заставляет на 10% сократить потребительские расходы, ситуация действительно близка к критической. Двукратный рост с начала года доли «плохих» (с просрочкой свыше 90 дней) долгов в российских банках — с 7,5 до 15% — это только подтверждает. И прогнозируемая ЦСР волна банкротств частных российских компаний может сделать ситуацию неконтролируемой.

Старательные попытки властей сделать вид, что с российской экономикой ничего особо плохого не происходит, поставить ситуацию на грань катастрофы, а потом в очередной раз всех (ну или почти всех) спасти могут оказаться игрой с огнем.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Никакой конфиденциальности цифровой рубль не предполагает. Чтобы верифицировать операции, Банку России потребуется иметь постоянный доступ к информации о каждом кошельке. Более того, ЦБ при желании сможет отследить все перемещения каждого цифрового рубля. Так что уровень контроля над денежными операциями будет даже выше, чем сейчас
Никакой конфиденциальности цифровой рубль не предполагает. Чтобы верифицировать операции, Банку России потребуется иметь постоянный доступ к информации о каждом кошельке. Более того, ЦБ при желании сможет отследить все перемещения каждого цифрового рубля. Так что уровень контроля над денежными операциями будет даже выше, чем сейчас
Решение вдвое сократить программу помощи возобновляемой энергетике может стать фатальным для только что открытых заводов, выпускающих оборудование для ветропарков, окончательно разрушит имидж России в глазах иностранных инвесторов и, в конечном итоге, обойдется российскому бизнесу на порядок дороже тех денег, которые получится сэкономить