Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Колонка
Этот стон культурой зовется.

Как ходить в театры, когда из ограничительных законопроектов ничего не ясно

17 Ноября 2020 16:54
Новая культурная политика России — издавать противоречащие друг другу указы. Минкультуры и мэрия Москвы не могут договориться, можно ли ходить горожанам в театр и кино. И хотя вопрос культурного досуга так и остался вопросом, зато появилось огромное поле для размышлений о том, как чиновники себе воображают горожан 

Министерство культуры выпустило антикоронавирусный приказ, которым обязало ограничить заполняемость концертных, кино- и театральных залов до 25%, даже если билетов продано больше. Раньше допускалась 50%-ная заполняемость согласно купленным билетам. Драконовский приказ Минкульта, как ни странно, оказался мягче выпущенного ранее запретительного указа московского мэра Собянина, который просто не учитывал того, что билеты могли быть куплены загодя. Минкультуры разрешило вход зрителям по заранее купленным билетам.

Реакция на такую культурную политику последовала в первую очередь от самих мастеров культуры. Организаторы концертов просили Собянина отменить свой указ для тех концертов, на которые билеты уже проданы. Гришковец написал в Департамент культуры Москвы письмо и не стеснялся в выражениях. Высказались многочисленные продюсеры — в основном, о том, как трудно им будет выживать. Ну а публика, которую вытолкали взашей из зрительного зала, отреагировала, судя по пабликам, глухим раздражением.

Указ и приказ, с одной стороны, совершенно не примечательные, все одно лучше, чем полный локдаун. С другой — весьма показательные с точки зрения взаимоотношений их авторов с логикой и с обществом, в интересах которого они имеют удовольствие работать.

Приказ Минкульта выглядит вторично по сравнению с мэрским указом, к тому же выпущен он был на два дня позже. Мэрия Москвы в авангарде борьбы с коронавирусом, а во всей остальной России нет вообще никакого смысла думать о кинотеатрах и концертных залах: даже если их закроют для посещения совсем, на ситуации с заболеваемостью это не отразится. Городской транспорт в провинции переполнен и развит плохо, в междугородних поездах маски надевают только при входе, а потом сразу же снимают, денег на лечение нет, коек не хватает, и думать о красе ногтей в такой ситуации глупо и смешно. Поэтому единственный смысл минкультовского приказа как раз в этом маленьком послаблении — разрешить вход по уже купленным билетам. Маленьком, но неожиданно важном: провинциальные театры и кинозалы необходимость возвращать заранее купленные билеты попросту разорила бы. Аппаратный вес Любимовой и Собянина несопоставим, так что маленькая поправочка от скромного федерального ведомства выглядит едва ли не актом личного мужества Ольги Любимовой, в особенности в контексте ее личных культурных предпочтений: в 2008 году Любимова опубликовала в ЖЖ (потом, правда, удалила) пост о том, что не переносит оперу, балет, выставки, музеи, экскурсии, классическую музыку, артхаусное кино и в целом не очень знает и любит кинематограф.

Указ мэра Москвы гораздо любопытнее. Он показывает, что на людей мэрии наплевать: купили билеты — ваша проблема, все равно не пустим в зал. На кинотеатры, театры, концертные залы наплевать тоже: кто разорится — пускай разоряется, а кто живет за счет московского бюджета — пусть помалкивает. К борьбе с вирусом все это не имеет никакого отношения: в Москве вовсю работают рестораны и фудмоллы, рынки и фудкорты, где заполняемость не двадцать пять, а сто двадцать пять процентов, но это московское правительство не заботит. Та же ситуация в транспорте: рассадку в нем никак не назовешь шахматной, рейды с проверкой масочно-перчаточного режима занялись и затухли, а пассажиры снимают средства индивидуальной защиты, едва миновав контроль.

Строгие меры давно превратились в фикцию и имитацию. Камеры висят над барными стойками в кафе и над кассами в супермаркетах, за отсутствие маски на посетителе будет оштрафован ресторан или бензоколонка, или кофейня. Остальное — территория личной ответственности. Фактически сейчас борьба с коронавирусом идет по шведскому сценарию, и указ про 25%-ную заполняемость залов культурных институций смотрится в этом контексте бессмысленным бредом.

При этом мэрия сознается, что не контролирует ситуацию: люди болеют во все большем количестве, и правительство грозит ввести новые ограничения, о которых говорит туманно, обещая, что не станет вредить бизнесу. Но кейс с театрами в частности и способность мэрии выполнять свои обещания в целом не оставляют никаких сомнений в том, что бизнесу точно навредят.

Фото: Wikimedia Commons

Глобальная растерянность соседствует с выборочной жесткостью, и это наихудший коктейль из возможных. Чек-ин в клубах и ресторанах по QR-коду, запрет на работу для ночных заведений и 25%-ная рассадка в кино и театрах — все это вызывает глухое раздражение у публики, причем не само по себе, а на фоне полной импотенции мэрии в местах максимального распространения инфекции — в транспорте и магазинах.

Кроме того, борьба с вирусом используется чиновниками московской мэрии в своих корпоративных интересах: печально знаменитая колонка транспортного министра Москвы Ликсутова о том, что в общественном транспорте коронавирус подхватить сложнее, чем в личном автомобиле, — пример самой непрофессиональной коммуникации.

Однако есть нюансы. К честному разговору о городских проблемах ни сама мэрия, ни ее «общественные защитники» не были готовы десять лет назад, не готовы и сейчас. Между тем выборы в мэрию в 2018 году показали, что разговор этот откладывать нельзя. Народ больше не хочет быть охлосом. Не хочет ездить в переполненных вагонах, но при этом сталкиваться с невозможностью попасть на концерт. Относясь к жителям города как к бессловесной и бесправной толпе и при этом требуя от нее гражданской сознательности во всем, невозможно победить вирус, больше того — невозможно эффективно руководить городом. Потому что гражданская сознательность наличествует только у граждан. Это давно уже пора понять.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
После возвращения с осенних каникул российские школьники 6–11-х классов снова стали учиться в онлайн-режиме. В столице появилась организация «Родители Москвы», призывающая один день не подпускать школьников к образовательным платформам в знак протеста. «Сноб» разбирается, почему участники движения борются с «дистанционкой», несмотря на приход второй волны коронавируса
В минувшую субботу по телеграм-каналампрокатиласьволнапубликаций о том, что отставка Анатолия Чубайса с поста главы Роснано — дело Кремлем решенное, и она произойдет уже на днях. Преемником единодушно называется экс-министр транспорта Евгений Дитрих, недавно якобы отказавшийся от должности губернатора Белгородчины
Бывшая жена и соратница Петра Павленского Оксана Шалыгина выпустила книгу о своих отношениях с художником-акционистом и фактически пересказала ее содержание в интервью. Колумнист «Сноба» Карен Газарян задается вопросом, будет ли кому-то легче от исповеди Оксаны, и считает, что тексты Шалыгиной нивелировали тонкую грань между частной жизнью художника и его творчеством, фактически изничтожив работы Павленского