Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Колонка
Арктическая авантюра России.

В чем стратегический просчет Путина и Сечина

19 Ноября 2020 11:40
История с добычей нефти на арктическом шельфе сильно выбивается из мирового контекста и вызывает серьезное подозрение, что главная цель многотриллионной затеи — «отмыть» деньги государственной «Роснефти», получив при этом как можно больше льгот и бюджетных субсидий

В Великобритании с 2030 года вводится запрет на производство новых бензиновых и дизельных автомобилей. Это должно помочь стране стать «углеродно-нейтральной», то есть снизить выбросы парниковых газов до нуля к 2050 году. Британский премьер Борис Джонсон намерен использовать «зеленую революцию» для восстановления экономики страны после выхода из текущего кризиса. 

Реализация плана потребует 12 миллиардов фунтов бюджетных вливаний, при этом власти ожидают, что частные инвестиции превысят эту цифру втрое. Только на гранты для тех, кто покупает автомобили с нулевым или сверхнизким уровнем выбросов, будет выделено 582 миллиона фунтов.

При этом Великобритания — одна из старейших нефтедобывающих стран. Достаточно вспомнить, что эталонный сорт Brent получил название по одноименному британскому месторождению на шельфе в Северном море. До сих пор в нефтегазовом секторе страны занято более 200 тысяч человек. Можно не сомневаться, что эта отрасль британской промышленности может серьезно пострадать. Однако «зеленая революция» создаст как минимум 250 тысяч новых высококвалифицированных рабочих мест, стимулирует обновление инфраструктуры и даст толчок развитию высоких технологий. В результате Британия только выиграет.

Аналогичную стратегию декларирует и кандидат от Демократической партии США Джо Байден. Он обещает вложить в возобновляемую энергетику и связанное с энергетическим переходом обновление инфраструктуры 1,7–2 триллиона долларов в ближайшие четыре года. И это при том, что США стабильно входит в тройку мировых лидеров по добыче углеводородов. 

Еще одна крупная нефтедобывающая страна — Норвегия — собирается стать первой в мире страной, где перестанут продавать автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями. Запрет вступит в силу через четыре с небольшим года — с 2025-го.  

Еще в 2019 году лидеры ЕС декларировали цель добиться нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году. В конце октября министры окружающей среды стран Евросоюза договорились сделать эту цель юридически обязательной для всех стран ЕС. Решение о целевых ориентирах на 2030 год должно быть принято в декабре.  

Ставит своей целью стать углеродно-нейтральной к 2050 году и Япония. Причем там понимают, что обеспечить энергетические потребности страны исключительно за счет возобновляемой энергетики не получится в силу естественных ограничений. Маленькая густонаселенная территория просто физически не позволит построить достаточное количество ветровых и солнечных электростанций. Поэтому Страна восходящего солнца делает ставку на «зеленый» водород, который должен к 2050 составлять 40% энергетического баланса Японии. И это потребует 425 миллиардов долларов инвестиций. Корпорация Kawasaki Heavy Industries уже начала создание инфраструктуры для импорта водорода. Первые поставки планируются на март следующего года.

Иллюстрация: CSA Images/Getty Images

Перечислять меры, которые принимаются крупнейшими экономиками, включая Китай, Корею, Канаду, можно долго. 

Что до России, то на уровне деклараций мы двумя руками за. В начале ноября президент Владимир Путин подписал указ, в котором поручил правительству к 2030 году обеспечить сокращение выбросов парниковых газов до 70% от уровня 1990 года при условии «максимального учета поглощающей способности лесов и других природных экосистем», а также написать и утвердить Стратегию низкоуглеродного развития России до 2050 года. Цель на 2030 год в Минэкономразвития назвали «амбициозной».

Однако это чистой воды надувательство. В 1990 году, когда СССР еще боролся с остальным миром за первенство в выплавке чугуна и стали, производстве алюминия и шагающих экскаваторов, выбросы были на пике. Даже к 2017 году без учета поглощающей способности лесов уровень выбросов в России был всего 67,6% от уровня 1990 года. Если же посчитать леса, как предлагается в президентском указе, то получится и вовсе около 50%. Проще говоря, «амбициозная» цель допускает наращивание российской промышленностью и транспортом выбросов парниковых газов еще на 35–40% от текущего уровня.  

Для вида у России есть даже своя возобновляемая энергетика и программа ее господдержки. Которая не стоила бюджету ни копейки, поскольку все издержки закладываются в цену на оптовом рынке электроэнергии. Согласно действующей Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики на период до 2035 года, в стране будет построено в общей сложности 11,6 ГВт электростанций на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). И обеспечивать они будут целых 1,5–2% генерации. Амбициозными российские планы развития ВИЭ язык не поворачивается назвать даже у членов правительства.

Потому что стратегические амбиции в путинской России простираются в ровно противоположном направлении. Самый масштабный «мегапроект», в который страна ввязалась с подачи главы «Роснефти» Игоря Сечина, — освоение нефтегазовых месторождений в Арктике. Который, по самым скромным подсчетам, потребует 10 триллионов рублей. Из них половина пойдет на разработку месторождений, а другая — на создание вокруг них необходимой инфраструктуры. И тут уж государство не скупится. Только перечисление налоговых льгот и преференций в Арктике займет не одну страницу. Добытые нефть и газ планируется поставлять на экспорт по Северному морскому пути, который становится все более пригодным для коммерческого судоходства, благодаря все тому же глобальному потеплению. 

Вот только к тому времени, когда арктические месторождения выйдут на проектную мощность, большой проблемой будет найти покупателей. Особенно если учесть, что на стремительно сужающемся рынке конкурировать придется с дешевой арабской нефтью. 

Вся эта арктическая авантюра настолько сильно выбивается из мирового контекста, что возникает серьезное подозрение: на самом деле никто ничего в Арктике добывать не собирается, а главная цель многотриллионной затеи в том, чтобы «отмыть» деньги государственной нефтяной компании, получив при этом как можно больше льгот и бюджетных субсидий. И, кстати говоря, такой вариант можно считать самым оптимистичным. Ведь если Россия действительно начнет добывать нефть и газ в Арктике, репутационные, политические и экономические потери обойдутся гораздо дороже тех 10 триллионов, которые Сечин при поддержке Путина собирается зарыть в стремительно тающей вечной мерзлоте.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Максим Блант
Старательные попытки Кремля и Белого дома выдать временные улучшения в экономике между первой и второй волнами коронавируса за начало восстановления чреваты массовым разорением частных компаний, огосударствлением экономики и социальным взрывом
Максим Блант
Решение вдвое сократить программу помощи возобновляемой энергетике может стать фатальным для только что открытых заводов, выпускающих оборудование для ветропарков, окончательно разрушит имидж России в глазах иностранных инвесторов и, в конечном итоге, обойдется российскому бизнесу на порядок дороже тех денег, которые получится сэкономить
Максим Блант
Либо правительство по-настоящему распечатывает «кубышку» и уже всерьез поддерживает платежеспособный спрос и пострадавший в результате ограничений сектор услуг и другие отрасли экономики, либо какое-то время делает вид, что ничего особенного не происходит, доводит ситуацию до очередной «острой фазы», а потом начинает в пожарном порядке спасать тех, кто кричит о своих проблемах громче всех