Это вам не клуб
В последние дни российские политики и политологи снова пытаются выговорить имя и фамилию министра обороны ФРГ — Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Указанная фрау (которая не только возглавляет военное ведомство, но и считается вероятной сменщицей Ангелы Меркель на посту канцлера) изволила на слушаниях в бундестаге заявить, что российская военная угроза «стала более явственной» и что диалог с Москвой нужно «вести с позиции силы». Заявила — и тем самым еще раз доказала, что пока не готова к роли канцлера Германии и лидера Европы.
Да, россияне зацепились именно за «с позиции силы» — нас это оскорбило. Некоторые сразу вспомнили опыт Берлина по ведению диалога с Москвой «с позиции силы» 80-летней давности. «Вам еще лет сто, если не больше, отмаливать, что сделали ваши предки», — заявил министр обороны России Сергей Шойгу (как-то не поворачивается язык назвать его «коллегой» Крамп-Карренбауэр). Он вдобавок назвал фрау «ученицей младших классов». Пресс-секретарь российского МИД Мария Захарова отметила, что, может, ФРГ и хочет говорить с позиции силы, но своей собственной силы для этого у нее нет. «Когда сила есть, но она не твоя, ты ее не можешь контролировать, а распоряжаться ею тебе не дают, и при этом ты боишься ее лишиться — это признак зависимости», — напомнила немцам госпожа Захарова.
Однако разве данный (именно данный, про «позицию силы») тезис фрау министра сам по себе неверен? Нет, он абсолютно правильный. Действительно, с Россией можно вести диалог лишь с позиции силы. Как и с США, Белоруссией, Китаем, Кореей и другими государствами. Международные отношения — это не клуб джентльменов, а рынок или (что некоторым привычнее) питерская подворотня. Если ты слаб, тебя слушать никто не будет, и твое мнение никому не интересно — разве что если ты рассказываешь, что и в каком порядке отдашь тому, кто сильнее. Закон силен и соблюдается лишь тогда, когда за ним стоит сила.
Именно поэтому кто сильнее, того и слушают, а кто самый сильный, тот и прав. Собственно, именно поэтому с Россией сейчас и ведут переговоры в тех вопросах, в которых ее бы и на порог не пустили в 1990-х (например, тот же Ближний Восток).

Монологи
Проблема высказывания госпожи Крамп-Карренбауэр не столько в том, что (как верно отметила Мария Захарова) у Германии нет своей силы для ведения диалога, а в том, что у нее нет понимания необходимости вести именно диалог.
Сила — это лишь сопутствующий фактор в диалоге. Сам же разговор предполагает общие темы, основанные на национальном интересе. Германии и России нужно восстанавливать отношения (испорченные на фоне украинского кризиса), решать инфраструктурные проблемы — тот же «Северный поток — 2». Насущными темами для диалога является также борьба с коронавирусом, нераспространение ядерного оружия, ликвидация терроризма — ну и урегулирование ситуации на территории все той же Украины.
Однако пока что «диалог с позиции силы» со стороны Берлина сводится исключительно к обвинительным монологам, причем зачастую эти обвинения носят или сомнительный, или абсурдный характер. Вмешательство России в европейские выборы, стремление посадить Старый Свет на кремлевскую газовую иглу, отравление Алексея Навального оружием массового поражения — и, как венец, «российская военная угроза» Германии. Стране — члену НАТО, важнейшему торговому партнеру России, которого Москва буквально пинками толкает в сторону большей независимости и суверенитета. В Кремле просто не понимают, как реагировать на эти неконструктивные обвинения и монологи — ну, кроме того, что в режиме ответного монолога просто крутить пальцем у виска.
Байдену на заметку?
Возможно, Аннегрет Крамп-Карренбауэр решила просто сыграть на опережение и стать «любимой европейской женой» нового американского султана? Приходящая к власти США администрация намерена, с одной стороны, сдерживать Российскую Федерацию на всех фронтах. Как верно отметил будущий госсекретарь США Энтони Блинкен, «для президента Путина и России мощь определяется их геополитическим влиянием в мире, так что, подрывая это влияние и изолируя Россию в политическом плане, мы нивелируем эту мощь». С другой стороны, подрывать американцы намерены в сотрудничестве с американскими союзниками — в частности, администрация Байдена планирует нормализовать отношения с Европой и восстановить трансатлантическое единство. Естественно, только и исключительно через призму дальнейшего сдерживания Москвы — и Аннегрет Крамп-Карренбауэр сейчас наглядно демонстрирует готовность играть по американским правилам.
И тем самым она еще раз доказала, что недостойна ни поста канцлера ФРГ, ни идущей с ним в нагрузку обязанности руководить всем Евросоюзом. Ведь у Германии и Европы сейчас проблем невпроворот. Борьба с «политическим исламом» в лице взрывающих города террористов, сдерживание чрезмерно активного турецкого президента Реджепа Эрдогана (который как раз и представляет военную угрозу для Евросоюза, например, претендует на греческие и кипрские территории), дрессировка блокирующих принятие бюджета ЕС Польши и Венгрии, пересмотр политики мультикультурализма — во многих этих вопросах Европе как раз и нужно вести диалог, а то и монолог с позиции силы. Зачем сейчас еще и угрожать Российской Федерации, тем более на фоне того, что Москва может помочь в решении ряда этих вопросов. Если, конечно, с ней будут вести диалог на основе силы и уважения.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь