Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

Три главных тренда автомобильного рынка будущего

В начале января самое время поговорить о том, что год грядущий готовит всем автомобилистам. На сей раз речь пойдет не только и не столько о новых моделях, сколько об основных тенденциях автопрома, бурное развитие которых ожидается и в течение предстоящих месяцев, и во всем третьем десятилетии этого века, начавшемся в минувшую новогоднюю ночь
3 января 2021 10:00
Иллюстрация: vectorpouch/Freepik

Начиная писать этот обзор, посвященный актуальным тенденциям развития авторынка, воплощение которых мы будем наблюдать в этом году и десятилетии  XXI века, я вспомнил два своих ярких впечатления последнего времени. Первое — от новости, что в Швеции стартовал шеринг кроссовок. Второе — от новости, что мой хороший знакомый, известный кинорежиссер и сценарист, продал свой Landrover и перешел на каршеринг, потому что собянинское правительство решило сломать здание кинотеатра, в подвале которого у моего знакомого находился подземный гараж. Обе эти новости, как легко догадаться, являются индикаторами одного и того же процесса. Шеринг кроссовок — это шеринг средства передвижения в буквальном смысле этого слова. И если шеринг одежды — хорошее подспорье для старого доброго секонд-хенда, вещь вполне обычная, не слишком этически выдающаяся, существующая в мире довольно давно и даже проникающая в Россию, то шеринг кроссовок является челленджем, атакующим брезгливость, интимные границы и привычку к чистоплотности разом. На этом фоне главный аргумент против каршеринга — «не знаю, кто там сидел до меня» — меркнет. Шузшеринг самим фактом своего появления указывает на то, что каршеринг не победить.

Последние лет десять о каршеринге все говорят, восемь из них для нас, москвичей, он является реальностью. Каршеринг можно назвать одной из основных тенденций развития авторынка не потому, что он связан с производством новых моделей, а потому, что в прямом смысле слова воздействует на рынок — снижает долю личных автомобилей. Пока что наибольшее давление каршеринг оказывает на средний и нижний ценовой сегмент, поскольку таких машин больше всего в каршеринговых парках, но в будущем идеальном мире шеринговой экономики распределение автомобилей на рынке по классам не слишком изменится: богатые будут ездить на премиальном каршеринге, средний класс — на каршеринге среднего класса, и так далее. Насколько реальна эта фантастическая картина, сказать трудно: первый сервис по аренде авто был запущен в далеком 1948 году в Цюрихе, но просуществовал всего два-три года, после чего на Западе возникали периодические попытки, многообещающие, но так и не ставшие тенденцией. Истинно победительное движение по миру каршеринг начал лишь в миллениум, и к настоящему моменту каршеринговые парки развитых стран — это десятки тысяч автомобилей, к крупнейшим из них относится рынок Германии. Однако совсем недавно мировым лидером каршеринга стала Москва: 30 тысяч каршеринговых машин колесило по ее улицам и стояло за символическую цену на ее дорогущих для автовладельцев платных парковках еще в 2019 году. В 2021 году планируется сближение рынков такси и каршеринга

Иными словами, что шведу кроссовки, то русскому — автомобиль. 

Наступление каршеринга на авторынок — это первый из трех глобальных вызовов традиции, сервисный. Два других глобальных вызова — технологические. Второй — электромобили. Еще пять лет назад в масштабах всего мира это была капля в море. В 2015 году в США — а это крупнейший автомобильный рынок из всех — из 17 миллионов проданных новых автомобилей электрокаров было 115 тысяч, менее 1%. Всего в мире по дорогам в 2020 году ездило примерно 10 миллионов электромобилей, тогда как в 2016-м их было менее двух миллионов. По подсчетам нефтяников, в 2019 году электромобили убрали с рынка 600 тысяч баррелей нефти. Но основную угрозу в будущем они представляют не столько для нефтяной отрасли как таковой, сколько для традиционного автомобилестроения. По прогнозу Bloomberg, доля электромобилей в 2023 году составит 7% от общего объема продаж. Если сравнивать эту цифру с пятилетней давности соотношением на американском — самом крупном — рынке, то можно видеть очевидный прогресс.

Коммунизм, который, как мы знаем, есть советская власть плюс электрификация всей страны, наступит не скоро, причем не потому, что нет советской власти, а по исключительно экономическим причинам. Электрификация пока не столь выгодна, сколь эффектна и экологична. Бурный рост автомобильной электрификации сдерживается покупательским рацио: электромобиль слишком дорог. Экономия на топливе несоразмерна высокой стоимости самого автомобиля и его обслуживания. Поэтому 2021 год не принесет никаких революционных изменений на этом поле. Тем более в России, где в Москве всего около 100 электрозаправок, а во всей стране — 160 с небольшим

Иллюстрация: vectorpouch/Freepik

В 2021 году на мировом и отчасти на российском рынке появится сразу несколько электрических новинок. Первый электрический кроссовер выпустит Audi. К нему будет прилагаться еще купеобразная версия. Свой электрокроссовер, способный проехать на батарейке 450 км, представит также Mercedes. Появится, но не доедет до России электрокар от Ford. Ну и наконец, Tesla представит электропикап, внешне похожий скорее на космолет, бороздящий пыльные тропинки далеких планет — как ему, в сущности, и положено. Немецкий ответ на эту инициативу — электрокар BMW iNext следующего поколения также должен выйти на рынок в 2021 году — как тебе такое, Илон Маск? 

Третий тренд — автоматизация. В 2010 году я был в знаменитом баварском BMW Welt — штаб-квартире бренда, совмещающей в себе много всего, от трека до музея. И посреди обширной и во всех смыслах богатой экспозиции красовался концепт-кар — полностью автоматизированный автомобиль, который умел сам включать фары, складывать и раскладывать зеркала, а также, само собой, ездить и парковаться. Раскрыв рот, публика смотрела на чудо техники. Немецкие инженеры с гордостью и слегка туманно говорили, что эта машина — сумма технологий близкого будущего.

Будущее это если еще не наступило, то уже начинает наступать. Роботы доставляют еду и напитки, занесли дамоклов меч над целыми отраслями и профессиями, а старое доброе слияние пилота с механизмом, сиречь водителя с автомобилем, все не хочет потесниться. Не хочет, да придется. Другое дело, что процесс этот долгий и многоступенчатый, но то, что он масштабный и что намерения у автопроизводителей серьезные, стало ясно еще несколько лет назад. Кооперация автопроизводителей и технологических компаний пока не так заметна, как кооперация банков и IТ, но от того не менее глубока. В это сложно поверить, учитывая, например, что автомобильная «музыка» всегда позапрошлого поколения и в силу своей «автомобильности» стоит вдесятеро дороже аналогичной «просто музыки», но это так. В 2015 году Toyota создала центр исследования искусственного интеллекта. Годом позже корпорация General Motors приобрела стартап, занимающийся разработкой беспилотных автомобилей, а Ford Motor Company открыла подразделение в Кремниевой долине. Дальше, как говорится, подтянулись остальные. В свою очередь Google открыл подразделение в Детройте.

Дальше процесс пошел сам. Ford объявлял, что в 2021 году выпустит на рынок абсолютно беспилотную модель. Однако пока этого не произошло (год ведь только начинается), больше того — произошло нечто почти обратное: компания Uber, также лет пять назад имевшая большие беспилотные планы и для их воплощения открывшая исследовательский центр в Питтсбурге, не смогла запустить коммерческое беспилотное такси, да и сам Ford за несколько лет превратился из оптимиста в пессимиста. Отказ Uber от смелых планов был обусловлен трагическим случаем: в 2018 году беспилотник насмерть сбил пешехода, не распознав его. Случай выявил системные проблемы и показал, что до «умного» города с беспилотным вождением как до Луны. При этом концерн Volkswagen совсем недавно объявил о планах увеличить инвестиции в беспилотники до 73 миллиардов евро и прогнозирует начать продажи в 2025–2030 годах. Концерн Toyota запатентовал тем временем беспилотный автомобиль-дозаправщик. Вообще, автоматизация автомобилей пока что осторожно щупает сервисную почву. И все больше по части автобусов, грузовиков, но не личного транспорта. Так, в Стокгольме в прошлом году вышли на линию беспилотные автобусы.  

Между тем некоторые автобренды намерены уже в 2021 году выпустить свои автоматизированные новинки: Honda Legend, пригодная для автоматизированного вождения, появится в марте, Великобритания легализует беспилотные автомобили весной 2021 года, концерн Daimler планирует выпуск серийных роботизированных такси также с 2021 года, а в России в следующем году появится первая мойка для беспилотных автомобилей.

В целом планы по широкой автоматизации автомобильного движения — разной степени амбициозности — есть у всех развитых стран, от Кореи до США. Однако горизонт планирования тут — лет десять-двадцать минимум. К тому же в силу разных причин он может отдалиться, как мы уже видели из примеров выше. В наступившем же году обновление авторынка произойдет в основном косметическое. Показ мод — автоматизация, электрификация и прочее — лишь демонстрирует тенденции, внедрение которых в жизнь может занять достаточно времени, вплоть до неограниченного. Так или иначе, в течение третьего десятилетия XXI века в них будет достигнут качественный прогресс. Ну а мелкие улучшения, фейслифтинг, конструктивные доработки — этого добра в этом году планируется примерно столько же, сколько и в прошлом, и все они найдут свое отражение в бесчисленных автообзорах, столь же увлекательных, сколь и субъективных.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Личное». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Карен Газарян
Еще каких-нибудь 10 лет назад бизнесмены покупали Infiniti QX50 своим женам, а все остальные отдавали предпочтение более дешевым собратьям из модельного ряда Nissan. Сегодня эта машина, похоже, устроит всех почитателей продукции японского производителя
Буквально за 10 лет концерн Volvo под управлением новых китайских владельцев сумел преодолеть пропасть между продукцией среднего и премиального классов. Наглядный тому пример — флагман седанов шведского автопроизводителя
Карен Газарян
При всей похожести современных моделей автомобилей одного класса, производимых разными брендами, Nissan X-Trail выгодно отличается от многих конкурентов своей начинкой и ходовыми качествами. И это тот самый фактор, который еще долгое время будет тормозить наступление эры шеринга для автовладельцев