Все новости
Редакционный материал

Pussy Riot по-польски. Как в центре Евросоюза судят активисток за «радужную Богородицу»

13 января в Польше начался судебный процесс над тремя ЛГБТК-активистками за «оскорбление религиозных убеждений». Правозащитницам грозит два года лишения свободы за постеры Девы Марии с радужным нимбом. События напоминают о процессе над Pussy Riot, но если тогда слушания и сам приговор вызвали общественный резонанс во всем мире, то польское дело почти не освещается в СМИ. «Сноб» поговорил с одной из активисток, находящейся под следствием, и рассказывает, как идет процесс, что стоит за статьей «Оскорбление религиозных убеждений» в России и Польше и как последняя превратилась в самую гомофобную страну Евросоюза 
19 января 2021 15:56
Демонстранты с плакатами Ченстоховской иконы Божией Матери с радужным нимбом во время протеста в поддержку Эльжбеты Подлесны. Варшава, Польша, 7 мая 2019 года Фото: Attila Husejnow/SOPA Images/LightRocket via Getty Images

Акция правозащитниц прошла в польском Плоцке весной 2018 года. Утром 29 апреля Эльжбета Подлесна, Анна Прус и Йоанна Гзыра-Искандар расклеили на зданиях вокруг костела Святого Доминика плакаты с изображением Ченстоховской иконы Божией Матери с радужным нимбом, а на мусорных баках — списки епископов, которые защищают педофилов. Так женщины выразили поддержку ЛГБТК-сообществу после того, как в костеле разместили инсталляцию в виде креста в окружении смертных грехов, где в один ряд с «ненавистью», «ложью» и «агрессией» поставили «ЛГБТ», «гендер», «гомо-извращения».

Эльжбета Подлесна Фото: Attila Husejnow/SOPA Images/LightRocket via Getty Images

Через неделю полиция пришла с обыском к Эльжбете, изъяла электронную технику и арестовала ее. В июле 2020 года официальные обвинения предъявили всем трем активисткам. Незадолго до этого президент Польши Анджей Дуда заявил, что он против некой «идеологии ЛГБТ», которая «хуже коммунизма». Журналистка, редакторка единственного в России ЛГБТК-издания «Открытые» Мария Лацинская в комментарии «Снобу» сказала, что «если заменить “идеология” на “пропаганда”, то мы увидим Польшу близняшкой России».

Йоанна Гзыра-Искандар и Эльжбета Подлесна во время судебного процесса, 13 января 2021 года Фото: Jakub Kaminski/East News

«Двушечка» по-польски

Избежать сравнения польского и русского процессов и правда сложно. Три активистки под следствием, Богородица, которую женщины обеих стран выбрали лицом своих мирных акций, бурная реакция политиков и церкви, обвинения в оскорблении чувств верующих. Наконец, то, как проходят слушания в суде, кажется чем-то абсурдным и совершенно неуместным в XXI веке.

Активистка Анна Прус рассказывает «Снобу», что первое слушание длилось около восьми часов. Когда женщины приехали в суд, на улице их уже ждали активисты и правозащитники с постерами «радужной Богородицы». Точно так восемь лет назад в России поддерживали участниц Pussy Riot плакатами с опальной фразой «Богородица, Путина прогони».

«Из-за пандемии в здание суда никого не пустили, все кафе вокруг были закрыты, но люди ждали нас на улице и поддерживали все это время, согреваясь горячим чаем и пиццей из доставки. Мы безумно нервничали до начала слушания, но люди у здания суда и все те, кто писал нам слова поддержки из разных стран, очень помогли нам. Своей акцией мы хотели поддержать квир-сообщество, а теперь оно поддерживает нас. Это что-то удивительное», — говорит Прус.

В течение всего суда на улице почти беспрерывно звучали лозунги «Вы никогда не будете одни!» и «Мы геи, а не педофилы» (польское слово pedał, означающее «педераст», схоже со словом pedofil), «Кайя Годек — позор для женщин» (Кайя Годек — польская активистка антиабортного движения. — Прим. ред.)

По словам Анны Прус, поддержка придала ей уверенности во время выступления. «Как только я начала говорить, переживания ушли. Я знала, зачем я здесь и что я не сделала ничего плохого. Я показала отчет, сделанный моей кампанией против гомофобии. В нем говорится, что 70% ЛГБТК-подростков имеют суицидальные мысли. Я сказала, что именно поведение духовенства постепенно привело нас к тому, что мы сделали», — объясняет активистка.

В качестве свидетеля обвинения на слушании присутствовала «польская Мизулина» — политик, представительница инициативы Stop Aborcji (польск. «Стоп абортам») Кайя Годек. Годек не только открыто приравнивает представителей ЛГБТК-сообщества к извращенцам, но и остается главной сторонницей антиабортного активизма. В этом году ей и другим политикам удалось добиться запрета евгенических абортов (аборты, проводимые из-за патологии плода. — Прим. ред.). На процессе Годек сказала, что акция с «радужной Богородицей» оскорбила ее и она считает себя потерпевшей стороной.

Тадеуш Лебковски во время судебного процесса, 13 января 2021 года Скриншот: Сноб

На суде также выступил священник костела Святого Доминика и один из авторов скандальной инсталляции Тадеуш Лебковски. Он сравнил радугу со свастикой и заявил, что акция польских активисток — «кроме извращения, еще и пример неомарксизма». После Лебковски привел в пример некую сцену, в которой сатана якобы разбил сердце человеку, у которого была коробка с надписью «ЛГБТ». Подобные высказывания польского священника напоминают резонансные суждения недавно скончавшегося протоиерея Дмитрия Смирнова. Протоиерей был почетным председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства, в своих речах он сравнивал женщин в гражданском браке с «бесплатными проститутками», заявлял, что семилетним девочкам не нужно образование, главное — «научить обходиться с ребенком», а «то, чем занимаются эти люди [гомосексуалы]» считал «мерзостью перед моим Богом» и объяснял, что «по долгу своей службы обязан этому противодействовать».

Анна Прус признается, что она и другие активистки были поражены хорошим отношением судьи, которая не только «позволила нам дать развернутые объяснения, но и не давала Годек и Лебковски уклоняться от ответов на наши вопросы». 

Главной целью «польских Pussy Riot» было донести до судьи и всех присутствующих, что акция с «радужной Богородицей» — это способ поддержать ЛГБТК-сообщество и никакого религиозного подтекста она не имела. Точно так в 2012 году Толоконникова, Алехина и Самуцевич пытались объяснить на слушаниях, что панк-молебен в храме носил исключительно политический характер, а не религиозный. 

Несмотря на разные мотивы этих акций, действия польских активисток и последующий судебный процесс все-таки связаны с политикой, пусть и косвенно. «Конечно, это тоже политический процесс, потому что власть не скрывает, что ЛГБТК-люди — враги Польши. Но в Польше нет такой фигуры типа Путина, которого бы оскорбили активистки, — считает Мария Лацинская. — Польская “двушечка” — это не заказ сверху, не попытка наказать политических активисток, а скорее мелочное давление, сигнал “вам тут не рады” и желание церкви и консерваторов закрыть рот квир-персонам». 

Самая гомофобная страна Евросоюза

Тема прав ЛГБТК-людей политизируется в Польше последние пять лет, с тех пор как к власти пришла партия «Право и справедливость» (PiS). По словам Лацинской, национал-консерваторы во главе с Ярославом Качиньским выбрали в качестве козла отпущения ЛГБТК-людей и спекулируют на этом каждый год. 

«Государственная гомофобия, трансфобия и подогревание ненависти к ЛГБТК-людям отлично ложатся на польскую почву, — говорит Лацинская. —  Здесь играет роль и национализм (Польша — преимущественно моноэтническая страна, чьи жители скептически настроены к “чужакам”), и большое количество деревень, где живут простые люди, которым не до западной толерантности, и, конечно, религиозность. Страна не успела полностью перейти на европейские рельсы и свернуть к западным ценностям, когда власть снова заняли “ПиСовцы” и начали свой “крестовый поход” против женщин, ЛГБТК-персон, мигрантов и ЕС».  

Сбор подписей за проект  Stop LGBT, направленный на внесение в парламент законопроекта о запрете парадов и образовательных мероприятий ЛГБТ в стране. Краков, Польша, 10 октября 2020 года Фото: Omar Marques/SOPA Images/LightRocket via Getty Images

За эти пять лет Польша, по оценкам правозащитников, стала самой гомофобной страной в Евросоюзе. В 2020 году организация ILGA-Europe, которая составляет ежегодный рейтинг «Радужная Европа», поместила ее на последнее место среди стран ЕС. 

Лацинская считает, что одна из причин гомофобной политики в стране — отношение к Польше на Западе: «Мир все-таки воспринимает Польшу как захудалую маленькую деревню — мало ли что там происходит. Из-за отсутствия внимания такие ужасы, как запрет абортов, аресты ЛГБТК-активистов, появление зон, свободных от ЛГБТ, не просто творятся в Польше, а даже стали новой нормой». 

Протесты из-за запрета абортов в Польше, 28 октября 2020 года Фото: Attila Husejnow/SOPA Images/LightRocket via Getty Images

«Мы уже победили»

В 2012 году дело Pussy Riot было беспрецедентным в истории новой России. После вынесения приговора по статье за «хулиганство» страна взяла курс на клерикализацию общества, и в июне 2013 года Путин подписал закон об «оскорблении религиозных убеждений и чувств граждан». При этом Толоконникову, Алехину и Самуцевич поддерживал весь мир во время суда, а после амнистии женщины продолжили активистскую деятельность, встретились с Хиллари Клинтон и снялись в третьем сезоне «Карточного домика», посвященном отношениям США и России. У «польских Pussy Riot» такой поддержки на международной арене нет. 

«Дело польских активисток проходит не в Варшаве в “мирное время”, а в относительно маленьком городке и в условиях пандемии, то есть огромной поддержки нет даже у суда, как это было с Pussy Riot. Ну и у полек нет своего Пети Верзилова, который сделал очень много, чтобы подсветить процесс над Pussy Riot в мировых медиа», — объясняет Лацинская.  

Несмотря на отсутствие широкой огласки и какой-либо реакции Евросоюза на происходящее, женщин поддерживают активисты и правозащитные организации. Более 140 тысяч человек по всему миру присоединились к международной кампании, призывающей генерального прокурора снять с женщин обвинения в «оскорблении религиозных убеждений» за мирный активизм. 

Анна Прус уверена, что они добились цели. «Мы хотели привлечь внимание людей к проблемам, которые ежедневно возникают у ЛГБТК-сообщества. Нам это удалось, и в каком-то смысле мы уже победили. Сейчас мы должны подождать и узнать, что думает по этому поводу судья», — говорит активистка. 

Следующее слушание по делу «радужной Богородицы» назначено на 17 февраля, тогда же предположительно будет оглашен приговор. Как он изменит Польшу, которая сегодня открыто продвигает гомофобию и дискриминирует права женщин на государственном уровне, сказать сложно. Но сдаваться и прекращать акции протеста и солидарности никто не собирается. Хотя местная полиция задерживает польских активистов по дороге домой из суда за участие в незаконном собрании и непорядочное поведение. И Польша все больше кажется настоящей «близняшкой» России — в самом сердце ЕС.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Анна Алексеева
Самарский священник Артем Вечелковский, покинувший Россию полтора года назад, рассказал «Снобу» о своей жизни беженца и о гей-сообществе РПЦ
Художнице Юлии Цветковой повторно предъявили обвинение в распространении порнографии за публикацию иллюстраций в паблике во «ВКонтакте». Анастасия Харчишена и Ренат Давлетгильдеев поговорили с художницей, невольно ставшей лицом российского феминизма, об искусстве и правах женщин, сексе и тюрьме, Александре Лукашенко и Сергее Фургале
Артур Соломонов
Участники встречи поговорили о проблемах, с которыми они сталкиваются в церковной жизни, о страхе и одиночестве, о внутреннем конфликте и о подвиге любви