Все новости
Редакционный материал

Водка, смерть и якутская шаманка: главный российский фильм года «Пугало» вышел в прокат

В московском кинотеатре «Октябрь» в рамках программы КАРО АРТ прошла премьера фильма «Пугало». Это мрачное, таинственное, мистическое кино из Якутии стало триумфатором последнего «Кинотавра», где получило сразу три приза, в том числе Гран-при и награду за лучшую женскую роль. Кинокритик Антон Долин, представлявший фильм, сравнил его с культовым «Догвиллем» Ларса фон Триера
16 февраля 2021 17:45
Фото: Пресс-служба

Ее все боятся, обижают, плюют в спину, иногда бьют. Главная героиня фильма — шаманка, а может быть, знахарка, а может, и колдунья из забытой богом и духами глухой якутской деревни. Вот только духов этих она видит, знает и умеет их изгонять вместе с болью из тех, кому больше никто не может помочь — ни полиция, ни врачи. Для самой шаманки ее дар — не счастье, не сверхсила, а проклятие. Она каждый раз клянется, что не будет больше помогать людям, но не может им отказать, а после сеансов напивается до беспамятства. Она знает, что этот дар когда-нибудь ее погубит, но продолжает давать людям шанс на спасение.

«Якутское кино, которое за дюжину лет прошло путь от любительской диковинки к статусу фестивального сокровища, подошло к своей вершине», — писал об этой картине обозреватель «Сноба» Гордей Петрик после первого показа картины в Сочи этой осенью. И правда, фильм «Пугало» — пример безупречного кино, самобытного, авторского, редкого для российского проката.

Якутский кинематограф — феномен, о котором говорят уже не первый год. За последние 15 лет на территории алмазной республики сняли больше 180 игровых фильмов, а в среднем там выпускают по 8–10 картин в год, бюджет которых варьируется от 1,5 млн до 3 млн рублей. В самой Республике Саха в прокате доля якутского кино составляет более половины всех фильмов. Но все же большая их часть довольно низкого качества.

Фестивальные прорывы у якутских фильмов случались и раньше. Так, в 2018 году картина режиссера Эдуарда Новикова «Царь-птица» победила на ММКФ. В 2017-м целых три фильма из Якутии были отобраны для программы NATIVe Берлинского кинофестиваля. А самыми первыми о нем узнали и рассказали другим кинокритики Елена Ванина и Антон Долин, слетав в Якутию в 2012 году. С тех пор Долин является, пожалуй, главным экспертом по фильмам из Сахи.

«Фильм “Пугало” абсолютно самобытен по киноязыку, суровому, тяготеющему к монохромности, но предельно далекому от противоестественного любования уродством и бедностью, в ересь которого нередко впадает российское фестивальное кино, — рассказывает главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин. — Мир “Пугала” безусловно красив пугающей, первобытной красотой, и это в равной степени касается природы, интерьеров и удивительных лиц актеров, среди которых, как всегда у Давыдова, есть и непрофессионалы».

Дмитрий Давыдов, упомянутый Долиным, — пожалуй, один из главных режиссеров-звезд сегодняшней Якутии. Это уже третья его полнометражная картина, на этот раз Давыдов выступил еще и как продюсер и сценарист. Его фильмам свойственна ориентация на местный контекст, как в камерности историй, возведенных языком кино до масштаба универсальных, так и в привлечении непрофессиональных актеров, часто артистов любительских театров. В 2014 году его первая полнометражная работа «Костер на ветру» попала более чем на 20 международных фестивалей, а в 2019-м Давыдов выпустил на территории Якутии фильмы «Река» и «Нет бога кроме меня», которые также имели и фестивальный успех.

Дмитрий Давыдов Фото: Пресс-служба

«В глобальном смысле “Пугало” — это история о жертвенности, — говорит Дмитрий Давыдов. — Идея снять об этом фильм зрела во мне десять лет. Сначала я просто пытался написать рассказ о знахарке, думал над этим, а потом забыл, переключился на другие проекты. Но в 2019 году вернулся к своей мысли — время пришло. Главную героиню фильма тяготит внутренняя трагедия. Но, несмотря на дар исцелять других, себе она помочь не может. Единственный путь к спасению от грандиозного стресса и попыток заглушить боль — самопожертвование. Перед нами встает вечный вопрос: жить самому, чтобы было спокойно и комфортно, либо заботиться о других. Вот только отдать себя другим придется полностью: страх односельчан перед необъяснимым даром Пугала делает их безжалостными. Общество жестоко отвергает заблудшего, потому что не способно понять истоки его нелюдимости».

Даже в пандемию, когда российский кинорынок на несколько месяцев попросту встал, в Якутии продолжали снимать. Всего в 2020 году в регионе вышли 28 фильмов, еще 20 на данный момент находятся в процессе съемок. При этом зачастую у якутских фильмов бо́льший фестивальный успех, чем у проектов, поддержанных Министерством культуры России.

Тем не менее в большой прокат фильмы из Якутии попадают редко. «Пугало» — долгожданное исключение. Его дистрибуцией занимаются кинокомпания «Про:взгляд» и журнал «Искусство кино». В широкий российский прокат картина выйдет 25 февраля. 

Больше текстов о культуре и политике — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Гордей Петрик
В прокат вышел новый фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер». Певица смерти и роскоши, греха и стиля неожиданно сняла фильм про Россию на фоне зимы протестов и ожидания чего-то нового посреди разъедающей все плесени
Традиционно российский кинематограф принято любить за молчаливый бессюжетный артхаус или драмы о маленьком человеке, на последнем издыхании борющемся с несправедливостью Бога и власти. Обозреватель «Сноба» Гордей Петрик предлагает вам на эти выходные совершенно другие фильмы, которые он включил в список лучших лент отечественного производства за прошлый год. «Неадекватные люди — 2» и «Чего хочет Слава?» — две простые истории, рассказанные понятным и непритязательным киноязыком. И именно этого так часто ужасно не хватает нашему кино
На видеосервисе ivi вышел четырехсерийный сериал Григория Константинопольского «Мертвые души». Действие поэмы Гоголя режиссер перенес в современную Россию — главный герой культового произведения Павел Чичиков ездит на «трешке» BMW с водителем и трудится в Министерстве культуры. Константинопольский не экранизирует Гоголя, а скорее заручается его поддержкой и снимает злободневную комедию о современной России. По просьбе «Сноба» «Мертвые души» образца 2020 года посмотрел Гордей Петрик