Фото: Francois Mori/EPA-EFE
Фото: Francois Mori/EPA-EFE

На самом деле, школьница созналась во вранье еще в начале ноября, но следствие эту информацию не раскрывало. О том, что она изменила свои показания, первой написала газета Le Parisien.

Изначально школьница (СМИ представляют ее как Z., фамилию она носит по отцу — Шнина) настаивала на том, что ее «удалили» со скандального урока месье Пати — учитель попросил выйти из класса детей, которых карикатуры на пророка Мухаммеда могли бы оскорбить. Теперь же выяснилось, что в тот день Z вообще не было в школе — девочку отстранили от занятий за два дня до того.

По словам школьницы, она соврала, так как боялась реакции отца на ее отстранение от занятий. Мужчина постоянно сравнивал дочь с ее сестрой-близняшкой — более усидчивой и прилежной. О том, что происходило на уроке, Z узнала от одноклассников. Именно они настояли на том, чтобы девочка стала их «представителем» и публично рассказала о случившемся на уроке Пати.

Открывшийся факт на ход дела, вероятно, серьезно не повлияет, так как мотивация убийцы не вызывает сомнений и однозначно связана с религиозной враждой. Адвокат школьницы Мбеко Табула утверждает, что на ложь ее подтолкнули одноклассники, а возлагать ответственность «за трагедию» на тринадцатилетнюю девочку «просто немыслимо». 

Отец девочки Брахим Шнина, который находится в статусе подозреваемого, также скорректировал свою версию событий и поменял показания: теперь он утверждает, что изначально решил развернуть кампанию против учителя (ранее отец записал видео-обвинение, которое стало вирусным) не из-за карикатур, а потому что его дочь отстранили от занятий. То есть сейчас мужчина подчеркивает, что дело было не в религиозном вопросе, а в обычном школьном конфликте.

Дело в том, что совершеннолетние, осужденные за пособничество терроризму, могут получить до двадцати лет тюремного заключения. Это может быть тактика адвокатов, чтобы смягчить наказание для отца или вовсе доказать, что все произошедшее — нелепая случайность. Сейчас же из-за записанного видео мужчина считается основным инициатором шумихи вокруг урока Пати — у прокуратуры есть версия, что убийцу спровоцировала именно кампания против учителя. Адвокаты семьи убитого учителя считают, что сейчас со всех причастных к трагедии пытаются снять ответственность.

В российских СМИ после преступления обсуждали, этично ли было показывать карикатуры на школьном уроке, а Рамзан Кадыров рассуждал о «провокации» учителя. Во Франции же такими вопросами вообще не задавались — свобода слова здесь признается одной из высших ценностей. Убийство на фоне религиозной борьбы кажется французам чем-то немыслимым, хотя подобные преступления в стране случались и раньше.

Французские СМИ довольно аккуратно подают подробности следствия, поскольку они касаются в том числе несовершеннолетних. Помимо тринадцатилетней Z. по делу проходят еще два школьника 14 и 15 лет. Они, как полагает следствие, помогли террористу опознать Пати перед самим убийством, получив в качестве вознаграждения 300 евро.

Подготовила Кристина Боровикова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: