Фото: Светлана Привалова/Коммерсантъ
Фото: Светлана Привалова/Коммерсантъ

На прошлой неделе Владимир Путин предложил Минпросвещения следить за долей детей мигрантов, обучающихся в российских школах, — количество таких учеников в классе, по мнению президента, не должно мешать их адаптации к русской культуре и языку и «создавать проблем для образовательных учреждений».

Путин привел в пример Европу и США, где, по его словам, местным жителям приходится переводить своих детей в другие школы, когда доля школьников-мигрантов «достигает определенного процента». Президент призвал ведомство не допустить подобного развития событий в России, подчеркнув при этом, что у него «нет готовых рецептов».

В 2020 году в российских школах обучалось 140 тысяч детей мигрантов; общее количество школьников в России превышает 16 миллионов. По словам Путина, проблема с дисбалансом в классах есть в городах-миллионниках и в «отдельных национальных республиках». «В Москве детей мигрантов в разы больше в школах, расположенных в Восточном и Юго-Восточном административных округах, — это связано с тем, что жилье там дешевле», — объясняет директор московского центра образования «Царицыно» №548, народный учитель России Ефим Рачевский. По его мнению, нельзя создавать в школах анклавы, когда на 500 учеников приходится 150 мигрантов.

«Из-за них общий уровень вовлеченности учеников в урок может значительно снизиться»

Позицию Владимира Путина поддерживают общественные объединения родителей. Глава «Национального родительского комитета» и уполномоченный по правам ребенка республики Татарстан Ирина Волынец считает, что к позиции родителей, которые не хотят, чтобы в классах их детей учились дети мигрантов, следует относиться с уважением. «Из-за них общий уровень вовлеченности учеников в урок может значительно снизиться», — говорит Волынец. 

«Дети мигрантов бывают очень усидчивыми, но, к сожалению, они ничего не понимают, потому что не знают языка. Родители не заинтересованы в том, чтобы они хорошо учились, а в школах никакого особого подхода к детям-иностранцам нет. Обычно они просто сидят “немым грузом”, не мешая учебному процессу, но и не включаясь в него», — отмечает в разговоре со «Снобом» преподаватель русского языка и литературы одной из московских школ.

«Это нужно тем, кто хочет становиться россиянами не только по гражданству, но и по духу»

После обращения Владимира Путина глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что ведомство готовит комплексную систему оценки образовательных потребностей детей мигрантов. Она будет выявлять проблемы, с которыми школьники-мигранты сталкиваются при освоении общеобразовательной программы. Как министерство планирует контролировать число детей-мигрантов в школах, Кравцов не объяснил. Чтобы узнать детали программы и мнение ведомства об ограничении количества мигрантов в школах, «Сноб» направил запрос в Минпросвещения, но на момент публикации материала ответ не получил.

«Бессмысленно заставлять школы кого-то брать или не брать», — считает заведующая Центром качественных исследований социальной политики НИУ ВШЭ Екатерина Деминцева. По ее мнению, властям нужно обратить внимание на школы, где учатся дети мигрантов, увеличить их финансирование и ввести должность учителя русского языка как иностранного.

Это мнение разделяют в фонде «Такие же дети», который помогает мигрантам. Координатор программы «Профильные предметы» Ольга Павлова объясняет, что именно из-за незнания языка детям мигрантов тяжело адаптироваться в школах. «Чтобы им было комфортно учиться, надо создавать специальные классы, где в первую очередь будет преподаваться русский как иностранный. Если ребята не знают языка, то они не могут освоить и другие предметы, — объясняет Павлова. — Но проблема не может быть решена на уровне школы». 

При этом в некоторых школах Москвы русский как иностранный преподают факультативно. Такие уроки проводят, например, в школе №1186, где учатся дети 29 национальностей.

Ирина Волынец согласна с тем, что для детей мигрантов нужно создавать отдельные классы. По ее мнению, помимо русского языка внимание стоит уделить преподаванию истории: «Это нужно тем, кто хочет становиться россиянами не только по гражданству, но и по духу».

Автор Кристина Боровикова

Вам может быть интересно: