Все новости
Редакционный материал

Манифест русской женщины. Почему Манижа победила еще до финала «Евровидения»

Певица Манижа вышла в финал «Евровидения». Видео с ее выступлением уже стало самым популярным среди роликов других участников конкурса: за два дня его посмотрели 8 миллионов человек по всему миру. Спецкорреспондентка «Сноба» Саша Чернякова вместе с журналисткой Еленой Костюченко, блогеркой Марьям Алиевой и небинарной певицей Христиной Зарембо, которые приняли участие в выступлении Манижи, рассказывают, почему участие певицы в «Евровидении» — победа гораздо более ценная, чем сам выигрыш самого песенного конкурса
21 мая 2021 17:50
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Символично, что Манижа с песней о сильной русской женщине победила в национальном отборе на конкурс «Евровидение» 8 марта, в Международный женский день борьбы за равные права и эмансипацию. И как и все победы, связанные с правами женщин, эту тоже пришлось отстаивать. После отбора многие решили, что певица таджикского происхождения «недостаточно русская» для того, чтобы исполнять песню от лица русских женщин. На певицу обрушились тонны ксенофобской критики, в соцсетях развернулась настоящая травля. При этом саму песню, которая по сути транслирует идею о силе женщин, многие сочли оскорбительной для самих женщин. Два месяца певица готовилась к конкурсу, параллельно давая отпор хейтерам. 

В Роттердам Манижа отправилась не одна. В день полуфинала певица написала в своем Instagram, что на сцене с ней сегодня будут русские женщины. Так и оказалось. После того как Манижа выбралась из платья-клетки в нарочито русском стиле «баба на чайнике», на экране появились те самые сильные женщины — героини современной России самых разных профессий, национальностей, взглядов, гендерных идентичностей, вероисповедания, возраста. 

«Русская женщина — это мы все» 

Вместе с Манижей слова песни пели актриса Чулпан Хаматова, общественная деятельница Нюта Федермессер, небинарная певица Христина Зарембо, трансактивистка Майя Демидова, спецкорреспондентка «Новой газеты», ЛГБТ-активистка Елена Костюченко, предпринимательница Гузель Санжапова, журналистка Екатерина Гордеева, блогерка, рассказывающая о жизни женщин в Дагестане Марьям Алиева, редакторка DOXA Алла Гутникова, которую СК обвиняет в вовлечении несовершеннолетних в протесты, мама Манижи Надежда Усманова и многие другие. 

Христина Зарембо — небинарная персона, то есть человек, который не считает себя ни женщиной, ни мужчиной. В комментарии «Снобу» она рассказала, что обозначила это, когда ей предложили записать видео. «У меня женская гендерная социализация, но я все-таки позиционирую себя как небинарный человек, поэтому я сказала, что если нужны только женщины, то я, наверное, не подойду. Но мне ответили, что женщины и персоны женской гендерной социализации, голос которых выражает Манижа, — разные, и будет здорово, если в выступлении я обозначу свою идентичность как небинарную. Я очень обрадовалась, — говорит Зарембо. — Потом послушала песню, и меня, конечно, очень зацепили слова про “сломанную family”. Эта песня очень дерзкая и очень честная. В ней рассказывается о том, что массово переживают российские женщины, живя в своих токсичных семьях. Я поехала к бабушке на старую квартиру. Мне показалось, что видео про “сломанную семью” нужно записывать в месте, где я выросла».

Христина рассказывает, что участие в видео — это и способ поддержать Манижу. «Я как-то гуляла и на мосту увидела надпись “Манижа, вали из России”. Меня поразило, что кто-то забрался туда, чтобы написать эту фразу. Столько ненависти в ней. Я знала, что Манижу травили, но старалась не читать хейт. То, что она каждый день все это видит и слышит, — это очень тяжело. Я благодарна, что своим творчеством она поднимает проблемы домашнего насилия и прав женщин. Патриархат нужно искоренять. И я думаю, что она уже меняет этот мир. Манижа прошла огромный путь от травли до выступления. И чем больше людей услышат эту манифестирующую песню в полуфинале и в финале, тем лучше. Это заставит людей проснуться. Ведь если о чем-то поют на весь мир, на это пора обратить внимание», — объясняет Христина.

Блогерка Марьям Алиева ведет Instagram, где рассказывает о проблемах и дискриминации, с которыми сталкиваются дагестанские женщины. Марьям мусульманка и не считает себя феминисткой, но поддерживает многие идеи феминизма. В комментарии «Снобу» Марьям рассказала, что, как и Манижа, часто сталкивается с травлей. «В своем блоге я не говорю о русских женщинах. При этом я часто ношу национальный костюм, и, когда со мной выходят какие-то интервью, пользователи оставляют много комментариев насчет того, почему я в России хожу в костюме своей нации», — говорит Алиева. 

Марьям уверена, что песня и само выступление Манижи многое изменят в России. «Мне очень понравилась и откликнулась песня. У нее очень глубокий смысл — о силе и возможностях женщин, о том, что мы можем гораздо больше, чем нам говорят и что нам навязывают с детства. Я часто несу эту идею и в своем блоге, — рассказывает Марьям. — Своим выступлением Манижа показала, что нет какого-то одного четкого образа русской женщины. Русская женщина — это она, я, мы все. Мы можем быть с разным цветом кожи, говорить на разных языках, но все это Россия. И я уже вижу, как меняется сознание людей. Сейчас многие пишут, что именно после номера Манижи они задумались о смысле песни. Это очень важно и здорово».

Фото: Patrick van Emst / POOL

Манижа — лицо новой России

Среди русских женщин на видеостене была и журналистка «Новой газеты» Елена Костюченко. Елена — открытая лесбиянка, и для нее было важно, что Манижа пригласила в проект людей ЛГБТК+. «Мы часто чувствуем себя невидимыми в своей стране, особенно из-за закона о гей-пропаганде. Мы лишены многих базовых прав, хотя мы точно такие же люди и граждане. Очень важно, что мы — тоже — представляем Россию. Посыл песни мне также очень близок. И сама идея хора самых разных женщин, которые идентифицируют себя с русскими женщинами. Я была рада стать одной из них», — объясняет Костюченко.

По словам Елены, песня Манижи уже стала манифестом. «Я вижу, что негативных комментариев после выступления стало гораздо меньше, хотя я по-прежнему встречаю адовые националистические высказывания. Но поддержки, радости, гордости значительно больше. Страх, разобщенность и система иерархии, когда некое большинство решает, кто достоин говорить, петь, звучать, —  это не то, что должно ассоциироваться с моей страной, — уверена Костюченко. — Манижа и другие женщины на видео достойно представляют Россию. Именно они —  это и есть наша страна. И в ней не должно быть разговора о том, кто достаточно русский и потому имеет право представлять Россию, а кто — нет».

На сегодняшний день видео с полуфинала посмотрели восемь миллионов человек. Люди со всего мира пишут комментарии в поддержку русских женщин, восхищаются ими и их силой, даже идентифицируют себя с ними. Вчерашние хейтеры тоже успокоились, российский интернет замер и ждет финала песенного конкурса. 

В этом, наверное, и есть главный парадокс. Певица таджикского происхождения, открыто поддерживающая ЛГБТ-сообщество и феминизм, представляет на европейском конкурсе достаточно гомофобную, патриархальную страну с ксенофобскими взглядами с довольно дерзкой песней о силе русской женщины, которую не сломит даже «сломанная family». И ее, а вместе с ней и всех русских женщин, которым отозвалась эта песня, поддерживают люди со всего мира.

Ну а словосочетание «сломанная family» становится неплохой метафорой и для сегодняшней России. Страны, где приходят с обысками к журналистам, правозащитникам и активистам, где независимые СМИ признают иностранными агентами. Где принимают закон о просветительской деятельности, который ставит под сомнение свободу слова и деятельности, но где все еще не приняли закон о защите от домашнего насилия. Где массово увольняют сотрудников Московского метрополитена, зарегистрировавшихся на сайте «Свободу Навальному!» и где цензура вновь незаметно, но очень быстро проникла во все сферы жизни. 

В этой стране выступление Манижи — привет из другой, свободной России, где право певицы таджикского происхождения петь о русских женщинах не ставится под сомнение, политзаключенных нет, гомофобия не считается нормой и у каждой женщины есть неоспоримое право на защиту от домашнего насилия.

Завтра в Роттердаме состоится финал «Евровидения», но, по сути, победа России на самом конкурсе не имеет значения. Потому что Манижа, а вместе с ней и все русские женщины уже победили. Неслучайно сама певица под постами о «Евровидении» в своем Instagram использует хештег #wearethechange. И глядя на то, как она воспевает силу русских женщин и их право быть собой, в эти перемены хочется не просто верить, но и быть их частью.  

Подготовила Саша Чернякова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: 

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Феминистка, ЛГБТК-активистка, таджичка, а еще и песню назвала «Русская женщина». Победа Манижи на российском отборочном конкурсе «Евровидение» стала главной темой обсуждения в соцсетях. Несколько дней не утихают споры о том, имеет ли певица право представлять Россию. Ренат Давлетгильдеев, замглавреда проекта «Сноб», защитил право певицы представлять Россию. Публицист, националист Егор Холмогоров выступил категорически против такого выбора и даже увидел в нем политический заговор. Цитируем дискуссию, случившуюся в соцсетях
Саша Чернякова
Я не очень люблю время между 23 февраля и 8 марта. Между «Днем наших мужчин» и «Праздником прекрасных…
Игорь Залюбовин
В День солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство прав и эмансипацию «Сноб» узнал, что думают феминистки о браке, боди-позитиве и проституции