Все новости
Колонка

Символы славы. Есть ли в футболе место лозунгу

11 Июня 2021 11:07
Попытка нанесения лозунга на футбольную форму, как это захотели сделать украинцы, встречается, кажется, впервые. Политизация любого процесса, конечно, делает его только интереснее для зрителей, но национальная мифология при предъявлении ее миру превращается в сувенир

Разногласия между Россией и Украиной велики, но все-таки мало кто мог догадаться, что они проявят себя в том числе и в мире моды, хотя бы и спортивной — на минувшей неделе скандал внезапно разгорелся из-за новой формы украинской футбольной сборной для стартующего сегодня чемпионата Европы. Дело в том, что на ней украинцы, во-первых, изобразили контуры собственной страны, включая, конечно же, территорию Крыма, а во-вторых, решили напечатать лозунг «Слава Украине! — Героям слава!». Вот этот лозунг и вызвал неудовольствие Российского футбольного союза, обратившегося в УЕФА с жалобой.

Футбольные функционеры, которые только что дизайн одобрили, подумали еще немного и все-таки рассудили, что лозунг украинских националистов — именно в такой конкретной форме — действительно политический, а это запрещено регламентом. В итоге «Славу Украине» разрешили оставить, а вот «героев» постановили убрать.

Сам по себе ход с лозунгом смотрелся, надо сказать, странно. Ну хотя бы потому, что вторая его часть, в отличие от первой, должна была быть нанесена на воротник с внутренней стороны; сомнительная политическая сущность слогана авторами, очевидно, вполне осознавалась, и ее хотели как бы спрятать, но в то же время всех предупредить, что она там есть. Какая-то странная фига в кармане, предназначенная, похоже, только для одной соседней страны — больше нигде кириллических символов ведь не разберут; да и сам факт того, что в УЕФА без подсказки не догадались, в чем тут подоплека, указывает на совершенную неизвестность сложных украинских политических перипетий остальному миру.

Вообще попытка нанесения политического лозунга на футбольную форму встречается, кажется, впервые — никому больше это не приходило в голову. Даже Муссолини в 1934 году не стал пробовать, хотя ему-то вообще чемпионат мира был нужен только для идеологической презентации фашистской Италии. В этом, безусловно, можно угадать и комплексы — объяснимые, конечно, для страны, у которой только что отделили значительную часть территории и она хочет моральной компенсации. Но все-таки это еще и отчаянное желание выстраивания публичного фасада государства. Хотя, пожалуй, слишком отчаянное для того, чтобы быть принятым всерьез. 

Демонстрация национальной идеи через символику свойственна многим государствам, но в особенности —  популистским режимам, которые еще не до конца определились с идентичностью

Да и не особо это дальновидно — сборная ведь может начать проигрывать, и получится как со сборной России по хоккею, которую несколько лет назад торжественно окрестили «Красной машиной», но она все никак у канадцев выиграть не может. А лозунги должны все-таки ассоциироваться с победами.

В бренде «Красная машина» тоже ведь есть, не спорьте, политический подтекст — это явно читающийся намек на эксплуатацию советского стиля, пусть и переведенного на современный язык.

Подобного рода выстраивание фасадов, демонстрация национальной идеи обиняками, через символику, свойственно многим государствам, но в особенности — популистским режимам, которые еще не до конца определились с идентичностью. Для них любое соприкосновение с внешним миром болезненно и означает в первую очередь повод для психологической атаки. На форме российской сборной лозунгов не печатают — зато болельщики, допустим, еще недавно любили развернуть на трибунах гигантский (такие вещи должны быть непременно гигантскими) баннер с изображением ревущего медведя и лозунгом «Россия, вперед!». 

Традиционный выбор медведя в качестве тотема для представления себя иностранцам тоже, кстати, любопытен — да, сильный, страшный. И Владимир Путин тоже неоднократно прибегал к символическому сравнению России с медведем, но вообще-то это дикое животное, которое при встрече может тебя либо убить, либо не убить, не угадаешь, каких-то еще способов взаимодействия с ним не придумать. Эта черта непредсказуемости (или, точнее, как раз предсказуемости вариантов) у патриотов, очевидно, считается доблестной, но со стороны она выглядит главным образом как демонстрация принципиальной неспособности к договору. 

Фото: Reuters

Если понимать общение с миром как поиски трибуны для доказывания морального превосходства по любому поводу через демонстрацию внутреннего мифа, то, конечно, для этого годится все что угодно. Можно печатать лозунги, карты, изображения тотемных животных или портреты президентов, надевать специальные повязки и перчатки, вставать на одно колено перед игрой или сразу на голову — а на возражения  реагировать истерикой. Способов незаметно вмонтировать политическое высказывание в символику великое множество: к примеру, на эмблеме футбольного союза Армении изображена гора Арарат, находящаяся на территории Турции и означающая приблизительно то же, что и Крым для Украины, и ничего, УЕФА как-то терпит или не замечает. В крайнем случае всегда можно нанести на лицо татуировку с призывом или символом и тем превозмочь любой регламент.

Все это будет восприниматься определенной частью общества как героизм — по большому-то счету, политизация любого процесса только привлекает лишних зрителей, а уж национальные сборные в силу своей национальной природы подходят как инструмент демонстрации лучше всего. В каком-то смысле даже просто цвета национального флага, если использовать их в дизайне спортивной формы, — хотя и максимально травоядный, но все-таки демонстративный жест, символическая важность которого подтверждается войной за айдентику, развернувшейся между Россией и остальным миром в последние годы. 

Но все-таки не стоит забывать, что национальная политическая мифология — продукт в основном для внутреннего потребления; предложенный иностранцам в качестве осознанного вызова, он просто опошляется и выглядит в лучшем случае сувениром.

Вам может быть интересно:

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Анастасия Рябцева
Автор обложки: Лиза Жакова для ТД Ксюша не разговаривает, но явно многое понимает и очень бурно выражает свои эмоции. Ее…
Арина Холина
Русская женщина — она сутулится. Это ее характерная особенность. В Дубае, понятно, очень заметны белые люди. Среди…
Марина Афанасенко
За тридцать минут разговора девочка смогла ответить только на один вопрос: «Do you like school?» и то, с ошибками. Сейчас…