Все новости
Редакционный материал

«Очередей нет, но количество билетов ограничено». Искусствовед Елена Гусева о музеях Рима

Постепенная отмена ограничений, связанных с пандемией коронавируса, возвращает посетителей в музеи. О том, почему культурная жизнь не остается в режиме онлайн, зачем нам «живое» искусство, о ситуации на арт-рынке и о своих местах силы в Италии «Снобу» рассказала искусствовед Елена Гусева
16 июня 2021 18:20
Фото из личного архива Елены Гусевой


Ɔ. Как последствия пандемии проявляются в культурной жизни Италии?

С начала пандемии мы пережили два локдауна, когда музеи закрывались на несколько месяцев. Иностранные туристы, которые составляли большинство посетителей музеев, с марта 2020 года не могут приехать в Италию. До недавнего времени даже по Европе передвижение было ограничено. Многие итальянцы решили воспользоваться ситуацией и посетить музеи, в которые раньше не могли попасть из-за гигантских очередей. Сейчас очередей нет, но и количество продаваемых билетов ограничено. Тем не менее в выходные в музеях Ватикана может быть очень оживленно, и есть риск встретить толпу в Станцах Рафаэля. Но в будни можно блуждать по самому посещаемому до пандемии музею мира в полном одиночестве.


Ɔ. Почему важно видеть живое искусство, ходить в музеи?

Восприятие произведения искусства — сложный процесс, в него вовлечены наши чувства, опыт и знания. Глаз лишь считывает цвет, основную работу делает мозг. Репродукция не дает возможности получить полное впечатление.


Ɔ. Что человек может получить от соприкосновения с искусством?

В первую очередь эмоции. Некоторые вещи вызывают у нас восторг, другие — разочарование, грусть, радость, восхищение. Через эмоции мы лучше узнаем себя. Также изучение истории искусства формирует критическое мышление, помогает выработать собственное мнение. Это придает уверенности и помогает объективно смотреть на мир.

Фото из личного архива Елены Гусевой


Ɔ. Каковы последствия коронавируса для мира искусства?

Согласно отчету The Art Market 2021 от Art Basel, который вышел в марте этого года, объемы арт-рынка сократились на 22%. Более того, доля онлайн-продаж по сравнению с показателями 2019 года увеличилась в три раза. Это говорит о том, что люди не прекратили покупать искусство, несмотря на пандемию. Если судить по личному опыту, продажи в частном секторе не сократились.


Ɔ. Вы живете в Италии более 15 лет. Какие места в этой стране стали для вас особенными?

Каждый итальянский город по-своему уникален. В Венеции я люблю ночью слушать красивый бас колокола Марангона на площади Сан-Марко. Его установили в XIII веке, но сам колокол еще более древний. Он единственный уцелел при падении колокольни в начале XX века. Во Флоренции я люблю приходить в Уффици под закрытие, тогда можно в одиночестве постоять у Венеры Боттичелли и спокойно посмотреть на Леонардо.

Я часто бываю у реставраторов, потому что работаю в том числе и как арт-дилер. Когда провожу арт-туры в Риме или Флоренции, всегда стараюсь показать гостям мастерские. Во-первых, это возможность увидеть картины вблизи. Во-вторых, реставратор расскажет о той части жизни картин, о которой посетитель музея часто не имеет представления.

Фото из личного архива Елены Гусевой


Ɔ. Почему вы выбрали Рим?

Это он выбрал меня. В 2005 году я училась в Германии и собирала в Библиотеке Хертциана в Мюнхене информацию о малоизвестном итальянском художнике Паоло да Сан Леокадио. У библиотеки три центра — в Мюнхене, Флоренции и Риме. Единственная статья, написанная об этом художнике, находилась в Риме. Я приехала туда и с удивлением узнала, что Аделе Кондорелли — член исследовательского института Centre d'Art d'Època Moderna и автор той самой статьи, написанной в 1962 году, жива и с ней можно пообщаться. В том же 2005 году Аделе Кондорелли вместе с командой международных экспертов начала работу над первой монографией о художнике и меня пригласили в проект.


Ɔ. В чем разница в восприятии искусства у русских и итальянцев?

Итальянцы очень хорошо знают свою историю и, в первую очередь, религию. Для них очевидно, кто такой святой Иероним или что такое Реформа. При такой подготовке им легче прочитывать сюжеты в живописи. Несмотря на это, увлечение искусством в Италии, как мне кажется, не носит такой массовый характер, как в России. Мы с гораздо большим упоением готовы изучать, погружаться, смотреть.

Елена Гусева — искусствовед, арт-гид, консультант исследовательского института Centre d'Art d'Època Moderna. Окончила отделение истории искусств исторического факультета МГУ, стажировалась в Университете Гумбольдта, работала в Музеях Ватикана, сотрудничала с аукционным домом Bertolami. Ее лекции о тонкостях реставрационного дела и о художниках эпохи Возрождения можно послушать на платформе просветительского проекта ScienceMe.

Подготовила Серафима Мамонова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь 

Вам может быть интересно:

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Сергей Николаевич
Ровно десять лет назад в Воронеже состоялся Первый Международный Платоновский фестиваль искусств, названный в честь великого писателя ХХ века Андрея Платонова. В этом году фестиваль проходит в три этапа: весной состоялись гастроли Большого театра, летом — обширная российская программа, а в сентябре выступят зарубежные гастролеры. О своих фестивальных впечатлениях рассказал главный редактор проекта «СНОБ» Сергей Николаевич
Андрей Архангельский
Неоднозначная реакция общества на спектакль МХАТа «Чудесный грузин» в основном свелась к вопросу, уместно или нет появление Ольги Бузовой на театральной сцене. Проблема, однако, кроется совсем не в этом
Борис Жуков
Американский регулятор впервые за 18 лет одобрил средство против болезни Альцгеймера. Несмотря на то что доказательства его эффективности как минимум сомнительны, а клинические испытания досрочно прекращены самим производителем