Все новости
Редакционный материал

Искусство футбола: как художник Покрас Лампас объединил мяч и модный NFT-арт

К чемпионату по футболу Евро-2020 компания «Газпром» учредила отдельную награду Goal of the tournament. Впервые в истории футбола трофей стал цифровым — это превращенный в NFT-токен арт-объект Покраса Лампаса, созданный из 432 футбольных мячей. До 27 июня объект просуществовал в своей физической форме, затем инсталляцию превратили в цифровое произведение искусства. Работу одного из самых обсуждаемых художников страны «Сноб» попросил оценить критиков и коллег Покраса
1 июля 2021 17:00
Фото: Пресс- служба

Слава ПТРК, художник

Покрас — один из немногих российских художников не из диджитала, с уличным бэкграундом, который успешно вышел на рынок NFT и благодаря своей известности и подходу к выбору произведений, своей замороченности на качестве, преуспел. Рассуждать, где тут коммерция, а где искусство, мне кажется, уже не совсем актуально. Потому что такой же вопрос можно задать многим художникам. Покрас — один из самых коммерчески успешных художников России, наверное, даже самый коммерчески успешный. Но он всегда делает то, что хочет, что ему нравится. Глупо пенять на то, что это покупают, что это востребовано, потому что он себе не изменяет и не идет против своих внутренних моральных принципов, а делает то, что ему самому в кайф. И постоянно бросает себе вызовы. 

Мне кажется, его новый проект с Евро по-своему интересен. Это неплохой способ сохранить то, что физически сохранить нельзя. Ну и опять же создание прецедента.

Он движется своей дорогой, делает свое дело, и наплевать, кто что говорит, кому он нравится, а кому нет. Многие его ненавидят за то, что он такой популярный, коммерчески успешный, что его так много и так далее. Но если у этих людей появится возможность познакомиться с ним лично и пообщаться, вникнуть в его позицию и мировоззрение, то они изменят к нему отношение. А нравится или не нравится его искусство — это исключительно вопрос вкуса.

Анна Михеева, соосновательница онлайн-галереи молодого искусства «Объединение»

В арт-тусовке не принято любить работы Покраса, но все равно ты всегда в курсе, с кем еще он сделал коллаборацию. Мне кажется, это интересный феномен — многие именно через популярность и открытость Покраса приходят в искусство или к идее его покупки. А потом остаются в этой сфере, следят уже и за другими художниками, собирают свои коллекции. Это хороший способ вовлечь широкую аудиторию. Большая часть отвалится, но останутся те, кто захочет углубиться в тему, начнет копать дальше, будет покупать больше и разное, ходить на выставки, становиться патронами музеев и тем самым будет участвовать в развитии рынка. 

На мой взгляд, работа с мячами интересна в первую очередь людям, связанным с футболом. А вот история с шифровкой пунктов манифеста и продажа их по частям (в июне художник продал манифест каллиграфутуризма на криптобирже. — Прим. ред.) видится мне интересным вложением для тех, кто собирает искусство периода NFT.

Я постоянно что-то читаю про NFT, слежу за новыми площадками и авторами, спорю со своим другом — адептом этого новшества. В общем, пытаюсь искренне в это поверить. Но консервативная часть меня отчаянно сопротивляется, уверенная в том, что столкновение с искусством в физическом мире — все еще ни с чем не сравнимая история.

Като Бородина, куратор, исследователь

Не было никаких сомнений, что для подобной интеграции из российских художников выберут именно амбассадора коллабораций Покраса Лампаса. Понятные, не перегруженные смыслом каллиграфические работы удачно вписываются и в балет, и в футбол. Акцент художник всегда делает на эстетизации, оттого, наверное, и смог так феноменально коммерциализировать свое творчество. Не ожидайте в этом проекте увидеть много нового — все та же фирменная каллиграфия Покраса и футбольные мячи для инсталляции «футбольного трофея». А вот за тренды в этой коллаборации отвечает цифровая ссылка NFT, которую и получит победитель. NFT сейчас — новая «статусная» игрушка, активно внедряющаяся в современное искусство, которая автоматически присваивает любому проекту ярлыки — актуальный, цифровой, продвинутый. Безусловно, все слагаемые данного проекта — идеальные маркетинговые пазлы, направленные исключительно на популяризацию. Простой художественный смысл трофея доступен как школьнику, так и вашей бабушке. Понятно ведь, что речь идет не об инсталляции в музее, а все-таки о футболе, который сам, по сути, имеет свою культуру и выступает символом национального единства.

Александр Бланарь, куратор и журналист

Фигура Покраса Лампаса в современном искусстве неоднозначна и вызывает множество споров. Он стал рупором современного искусства. И это во многом хорошо, ведь про современное искусство вспоминают, его обсуждают.

Почему Покрас везде? Ответ простой: он узнаваемый, медийный и сделал кучу коллабораций. Почему бренды и компании выбирают его? Потому что его знает толпа, у него есть фолловеры. Хотелось бы, конечно, чтобы выбор был шире. Художники — не блогеры, они не должны обладать миллионом фолловеров. И если бренд хочет зайти на территорию искусства, было бы круто выбирать в партнеры не только авторов, чьи имена на слуху, но и художников, пока не так широко известных массовой публике.

Подготовил Ренат Давлетгильдеев

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Корреспонденты «Сноба» Александра Юдина и Степан Мельчаков отправились в нашумевший ресторан, чтобы узнать, правда ли Kaif — кайф
Сергей Николаевич
Сегодня Диане, принцессе Уэльской, исполнилось бы 60 лет. По этому случаю в Лондоне, недалеко от ее резиденции в Кенсингтонском дворце, будет открыт бронзовый памятник в присутствии двух ее сыновей, принцев Уильяма и Гарри. О своей мимолетной встрече с Дианой и о ее судьбе размышляет главный редактор проекта «Сноб» Сергей Николаевич
Ренат Давлетгильдеев
«Что у тебя написано на затылке?», — спросила меня подруга в зале прилетов Домодедово, встречая просветленный рейс из Улан-Удэ. «Ом Нама Сара Садже Суха», — почти без ошибок ответил я, благо, в самолете было время выучить неведомые слова наизусть. Эта мантра богини Янжимы осталась со мной татуировкой на черепе навсегда. И лучше любых фотографий в инстаграме хранит память о, возможно, главной поездке в моей жизни