Все новости
Редакционный материал

Кроссовки и шорты из пластикового мусора. Как спортивные бренды помогают сократить загрязнение планеты

Современная спортивная одежда учитывает все потребности как профессиональных спортсменов, так и любителей активного образа жизни: она эластичная, легкая, быстросохнущая — и вместе с тем наносит вред природе. О проблемах и лучших экологичных решениях в индустрии спортивной одежды читайте в материале «Сноб
15 июля 2021 13:55
Фото: Unsplash

Синтетические ткани, такие как полиэстер и нейлон, обладают влагоотводящими свойствами, не деформируются при активном использовании, а значит, подходят для пошива спортивной одежды лучше натуральных. Основная проблема полиэстера в том, что в его производстве используются нефтепродукты, а срок его разложения достигает 200 лет. Во время стирки одежда из полиэстера выделяет пластиковые микрочастицы, которые попадают в окружающую среду. Больше трети пластика, оказавшегося в мировом океане, — последствия стирки синтетических тканей.  

Не секрет, что при интенсивном использовании и частых стирках спортивная форма быстро выходит из строя — следовательно, ее выбрасывают и заменяют новой, что противоречит концепции осознанного потребления. Покупатель все чаще обращает внимание не только на качество одежды, но и на то, насколько «зеленые» технологии использует компания в производстве. Ответственное отношение к окружающей среде и технологии, направленные на сокращение углеродного следа на планете, — задача, которую сегодня пытаются решить многие бренды. 

Как бренды борются с пластиковыми отходами

Главная проблема производства синтетических тканей — выбросы углекислого газа, потребление и загрязнение воды, а также транспортировка готового товара. Чтобы сократить вред окружающей среде, компании отказываются от пластиковой упаковки и токсичных химикатов, переносят производства на местные фабрики, сокращая тем самым использование транспорта, а вместе с ним — и углеродного следа.  

Например, бренд Asics с 2018 года использует новую технологию окраски тканей. Привычный способ окрашивания предполагает погружение ткани в красители и последующую их промывку в большом количестве воды. Asics же добавляет краситель в материал на стадии жидкой синтетической массы, еще до того, как из нее будет произведено волокно — так удается вполовину снизить потребление воды и уменьшить затраты электроэнергии. 

Испанский бренд одежды для бега The Running Republic вокруг темы ответственного потребления выстроил всю свою философию: абсолютно во всех своих продуктах компания использует переработанный пластик.

Фото: The Running Republic

Все больше компаний применяют в производстве материалы из переработанного сырья, которые по характеристикам не уступают традиционной синтетике. Процесс переработки при этом менее энергоемкий, чем производство с нуля, он позволяет экономить электроэнергию, воду и природные ресурсы. 

Один из лидеров рынка в этом направлении, концерн Adidas, с 2015 года сотрудничает с компанией Parley (организация, объединяющая корпорации и лидеров мнений для реализации общественно значимых проектов). Первым результатом коллаборации стали модели кроссовок, изготовленных из переработанного пластикового мусора, собранного в океане. В 2020 году Adidas представил новые ткани Primeblue  и Primegreen, благодаря которым всего через три года компания планирует полностью перейти на переработанные материалы в производстве

Особое отношение к экологичности одежды и обуви демонстрируют бренды, деятельность которых тесно связана со спортом на открытом воздухе: альпинизмом, туризмом, водными видами спорта и тому подобным. Первым из таких аутдор-брендов, проявивших заботу о природе, стала Patagonia. В 1993 году она начала переработку пластиковых бутылок в полиэфирное волокно. Сегодня 64% всех тканей, которые Patagonia использует в производстве, сделаны из переработанных отходов. В 2017 году бренд запустил сервис Worn Wear: любую вещь бренда можно обменять на скидку. Собранные вещи чистят, ремонтируют и перепродают: к 2020 году больше 120 000 единиц одежды и экипировки благодаря сервису получили вторую жизнь. Также Patagonia с 1985 года тратит 1% от выручки на сохранение окружающей среды: за все время компания потратила на помощь экологическим сообществам 89 млн долларов. В 2002 году основатель компании Ивон Шуинар и Крейг Метьюз, владелец Blue Ribbon Flies, учредили некоммерческий фонд, чтобы побудить остальные компании последовать их примеру. 

Фото: Patagonia

Модный австралийский бренд Billabong с лайфстайл- и серф-одеждой стал первым брендом, который озаботился использованием собранного в океане пластика в 2007 году. Австралийцы представили первую линейку бордшорт из ткани, полученной путем переработки пластиковых бутылок. Сегодня абсолютно все, что предназначено для воды, — от купальников до шорт для серфинга — Billabong производит из этого материала. Прочная ткань для бордшорт легко тянется в четырех направлениях, обладает водоотталкивающими свойствами и быстро высыхает.

В 2020 году Billabong представили свой первый гидрокостюм, созданный без неопрена. Обычный неопрен прочен и устойчив к воздействию ветра, воды и солнца, однако не разлагается в природе. Для его производства расходуется большое количество воды и энергии. Компания предложила решение: прочный гидрокостюм Furnace Natural из природного каучука. В нем есть подкладка из графена, который помогает сохранить тепло, элементы из переработанного пластика и применена технология, которая делает материал биоразлагаемым после утилизации — в гидрокостюмах она применяется впервые. «Переработка — не панацея, но мы знаем, что на наши свалки и океаны сегодня поступает больше пластика, чем когда-либо. Если мы сможем полностью перейти от производства полиэстера к переработанному ПЭТ, это будет большим успехом», — говорит Марк Вебер, global-менеджер Billabong.

Использование переработанных материалов ­в индустрии спорта — лишь одна из ступеней на пути к снижению негативных последствий производства. Будущее спортивной экипировки — за натуральными биоразлагаемыми материалами, обладающими свойствами качественной «спортивной» синтетики. Последствия современного избыточного производства — парниковые газы, загрязнение окружающей среды и колоссальное количество отходов. В мировой океан ежегодно сбрасывается до 12 миллионов тонн пластика, и однозначного решения, как с этим бороться, нет. Поэтому использование экологичных материалов — лишь часть пазла, который необходимо собрать, чтобы сохранить нашу планету здоровой.

Больше текстов об обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий