Фото:  AP/TASS
Фото: AP/TASS

Что произошло

Выброс нефти в море произошел 7 августа во время загрузки греческого танкера Minerva Symphony на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Разлив случился в районе Южной Озереевки (18 км от Новороссийска) в шести километрах от берега. 

КТК сообщил об аварии 9 августа — на следующий день после того, как Южная транспортная прокуратура инициировала проверку «исполнения требований экологического законодательства и законодательства о безопасности эксплуатации водного транспорта». В КТК заявили, что площадь разлива — примерно 200 квадратных метров, а объем — 12 кубометров. По версии консорциума, выброс нефти произошел из-за разрушения гидрокомпенсатора — части выносного причального устройства, через которое нефть подается с берега на корабль. Консорциум отметил, что ситуацию «нормализовали» еще 8 августа (для этого в КТК задействовали четыре нефтесборные системы) и никакой опасности для людей, флоры и фауны нет.

9 августа глава Росприроднадзора Светлана Родионова в своем Instagram написала, что ведомство будет требовать закрытия терминала: «А мы теперь будем бегать за компанией и слушать о том, что там только 1 тонна вылилась и т. д., и т. п. И вести административное расследование. И доказывать все в судах. И следить, чтобы очистили море <…> А пока — расследуем, считаем, судимся <…>». Сотрудников КТК она обвинила в халатности.

10 августа Институт космических исследований РАН сообщил, что площадь разлива нефти в 400 тысяч раз больше, чем заявляли в КТК — не 200 квадратных метров, а 85 квадратных километров. Нефтяное пятно растянулось на 19 километров от берега. Такой вывод ученые сделали после анализа спутниковых снимков.

По факту разлива нефти возбудили уголовное дело по части первой статьи 225 УК РФ («Загрязнение морской среды») — лицам, которые исполняли свои обязанности «ненадлежащим образом», может грозить до четырех лет лишения свободы. 

12 августа дело переквалифицировали и теперь расследуют по более тяжкой, второй части той же статьи — «Загрязнение морской среды, причинившие существенный вред водным биологическим ресурсам и окружающей среде». В консорциуме прошли обыски. 

Как ситуацию оценивают в WWF

В разговоре со «Снобом» руководитель программы по экологической ответственности бизнеса Всемирного фонда дикой природы России (WWF) Алексей Книжников отмечает, что называть произошедшее экологической катастрофой не стоит, правильнее — «авария с экологическими последствиями». По оценкам WWF, объем разлива сейчас, как минимум, 100 тонн. «При этом зафиксированная с помощью радарных космических снимков загрязненная площадь акватории действительно очень большая — вечером 8 августа она, по нашим данным, достигала 94 квадратных километров», — отмечает Книжников.

На сегодняшний день, как говорит представитель WWF, в ширину пятно нефти достигает 20 километров, а его край приблизился к берегу (район между Южной Озереевкой и Утришем): «Здесь уже с пляжа видна тонкая радужная пленка. Тяжелых сгустков нефти пока не наблюдается, но не исключено, что море будет выбрасывать их позже — такое бывает». В ближайшие дни, считают в WWF, нефтяная пленка будет испаряться и «разбиваться волнами», но частично все же уйдет в водную толщу. 

Фото:  Michael & Diane Weidner/ Unsplash
Фото: Michael & Diane Weidner/ Unsplash

Чем выброс нефти грозит природе

10 августа нефтепродукты заметили под Анапой, в 50 километрах от Новороссийска. Сотрудники местного дельфинария установили в воде специальные ленты сорбирующего бона, который, «как огромная губка», впитывает масляную пленку с поверхности воды и не позволяет ей навредить животным.

Сложнее, по оценкам экологов, будет обеспечить безопасность «одного из ключевых мест для сохранения биологического разнообразия Черного моря» — государственный заказник Утриш, до которого уже тоже «дошла нефть» — под угрозой исчезновения теперь могут оказаться целые биологические цепочки, уникальные растения и животные.

«Опасность грозит ихтиофауне — рыбам, донным обитателям, потому что нефтепродукты осаждаются на дно. В зоне риска и птицы. Они садятся на нефтяное пятно, пачкаются и из-за этого им сложно летать», — отмечает глава российского отделения Greenpeace Василий Яблоков. По его словам, при аналогичных авариях «значительный ущерб» был нанесен «экосистемам в целом», а «последствия загрязнения наблюдались годами».

В районе распространения нефтяного пятна рекомендуют не купаться и не ловить рыбу — для человека любой контакт с нефтепродуктами грозит отравлением.

Подготовила Кристина Боровикова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь