Внимание!
18+
Этот материал предназначен лишь для тех, кто старше 18 лет.
Нет, спасибо Да, мне уже есть 18
Все новости

«Государство поддерживает и культивирует неадекватность». Художник Илья Федотов-Федоров — о голом теле и ЛГБТК в искусстве

Художник Илья Федотов-Федоров успел поучиться на генетика и филолога, пожить в Москве и Нью-Йорке, побывать в резиденциях по всей Европе, показать свои работы в Париже и Венеции. Этим летом Илья представил персональную выставку в важной петербургской галерее современного искусства Anna Nova. Проект «Мотылек и летучая мышь летят на свет» посвящен теме трансгендерного перехода. Тем удивительнее, что за полтора месяца до выставки в галерею не пришли ни оскорбленные верующие, ни активисты «Мужского государства». Специально для «Сноба» с художником поговорил арт-консультант Александр Бланарь
23 августа 2021 10:40
Проект «Мотылек и летучая мышь летят на свет» Фото: предоставлено пресс-службой галереи Anna Nova

Художник Илья Федотов-Федоров исследует отношения между человеком и природой. В своих работах он разбирает идею доминирования человека над окружающим миром. Проекты Ильи были представлены на Московской международной биеннале современного искусства, Уральской индустриальной биеннале современного искусства и на Венецианской биеннале. В 2018 году художник стал обладателем специального приза премии «Инновация» в категории «Новая генерация». Илья — участник резиденций в Швейцарии, Испании, Нидерландах и Бельгии. Его работы находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Московского музея современного искусства и в частных собраниях. Также его работы экспонировали в музеях и галереях России, Франции, Италии, Испании, Швейцарии, Германии, Нидерландах, США.


Ɔ. Трансгендерный переход — одна из основных тем твоего проекта. Банальный вопрос — страшно было об этом говорить в России?

100% да. Я, конечно, думал: «А вдруг прилетит?» Причем сперва нужно было преодолеть именно самоцензуру. Избавиться от вопроса «А может не надо?». Но посуди сам. Любая трансформация тела — это же так интересно. Неужели люди никогда не думали: «А что будет, если я стану женщиной или, наоборот, мужчиной?» Это ведь как минимум любопытно! Но я понимаю, что многих сама эта мысль может испугать. 

Илья Федотов-Федоров Фото: предоставлено пресс-службой галереи Anna Nova

Меня интересует и физиологическая, и психологическая составляющие трансформации. Физический опыт изменения тела я еще как-то могу понять. Но с психологическим аспектом куда сложнее. Каково это — почувствовать себя в вечно угнетаемом гендерном паттерне?

Недавно я узнал, что во Франции после того, как в институтах стали сдавать слепые экзамены (это когда ты не указываешь свои пол и свое имя), количество женщин в университетах увеличилось на 48%. То есть даже в прогрессивной Франции существуют гендерные предубеждения. Что говорить про Россию и такую полузакрытую тему, как трансгендерный переход.


Ɔ. Выставка «Мотылек и летучая мышь летят на свет», как ты сам говоришь, для России весьма смелая. Расскажи, как возникла идея проекта.

На меня повлияла история моей подруги-художницы из Парижа. Она совершала трансгендерный переход и колола себе гормоны. А еще в ее квартире жили богомолы и бабочки, так как она готовила арт-проект, связанный с насекомыми. После очередной гормональной инъекции она забыла выкинуть одну из ампул, ушла в магазин, а когда вернулась, увидела, что эту ампулу облепили бабочки. Они пытались длинными хоботками дотянуться до последней капельки гормональной жидкости и выпить ее. Эта история и дала толчок моим рассуждениям о гендере, квире, теле как таковом, его изменениях. Я, например, всегда был самым худым в школе и в университете. Некоторые одноклассники странно реагировали на это, обзывали меня девчонкой. Вообще в России худоба воспринимается как феминность. В итоге я пытался изменить себя, занимался спортом. 


Ɔ. На одном из выставочных видео мы видим тебя в маске женщины, причем у тебя довольно феминная пластика. Если бы ты мне не сказал, что это ты, я бы сам не догадался, что там молодой человек, просто не всматривался в части тела. Это был для тебя вызов?

Адский вызов. Я мало снимаю и фотографирую себя в жизни, в искусстве же вообще никогда этого не делал. Самое страшное — это увидеть результат, то, что ты снял, свое тело, то, что тебе так сильно не нравится в нем.

Проект «Мотылек и летучая мышь летят на свет» Фото: предоставлено пресс-службой галереи Anna Nova

Я задумался над этим, когда работал над инсталляцией для закрытия 58-й Венецианской биеннале, я там участвовал в проекте «Сочиненные ситуации» кураторки Маши Сергеевой и делал проект про трансгендерных рыбок, которые в течение выставки меняли пол. В аквариум запустили пятнадцать самок, в итоге за время проекта четыре из них стали самцами. Это довольно известные рыбы, африканские цихлиды. 

Теперь я примерил этот образ уже на себя лично, стал мужчиной в женской маске, или наоборот. Мне стало интересно, что в этой ситуации будет происходить со мной, как я буду себя вести. Пытался сперва делать что-то в одежде. Потом понял, что одежда — социальный слой, она точно не к месту. Решил быть голым. Мне была интересна антисексуальность. Я принимал позы, которые стирают гендер. И когда гендер был преодолен, я начал совершать действия и движения, которые делали меня похожим на странное бесполое существо. 


Ɔ. Разговор о гендере в России выводит художника из социальной плоскости отчасти даже в политическую. Мы живем в контексте закона о запрете гей-пропаганды, трансфобных инициатив Елены Мизулиной и так далее. По-твоему, художник должен высказываться на актуальные политические или социальные темы?

Зависит от художника. Не думаю, что кто-то кому-то что-то должен. Можно просто делать красивые керамические скульптуры или разрисовывать маслом холсты. Но для меня высказываться важно.

Экспозиция выставки Фото: предоставлено пресс-службой галереи Anna Nova

На открытии выставки ко мне подошла женщина, журналистка из государственного издания. И ее первый вопрос был таким: «А вы не боитесь цензуры?» Тут я подумал, что она-то и будет первой, кто меня посадит. Хорошо, что ей выставка в результате понравилась.

Я три раза уточнял в галерее, будет ли маркировка «18+». Три раза получил положительный ответ и чуть выдохнул. Но это наша реальность. Пока шла выставка, случился скандал с рекламной кампанией сети «ВкусВилл». Человек, который ее придумал, Роман Поляков, мой друг, был вынужден уволиться. После таких историй, конечно, боишься, что и тебе прилетит. Государство поддерживает и культивирует неадекватность. Ты можешь просто сидеть в метро с радужным pop-it’ом и все. Но тебе даже за это прилетит. Безумие нарастает. Как и ненависть людей друг к другу.


Ɔ. По твоим работам кажется, что в животных, в насекомых, в целом в окружающий нас мир ты веришь куда больше, чем в людей.

В искусствея практически никогда не работал с людьми, потому что они — самое неинтересное, что есть на нашей планете. В моем творчестве чаще встречаются насекомые, рептилии, хладнокровные. В детском саду все играли в салки, а мне это не нравилось. Я уходил к огромной шине с дождевой водой, куда разные мокрицы и сороконожки приползали пить. Кто-то падал, тонул, а я в полутьме наблюдал за ними и спасал. 

Проект «Мотылек и летучая мышь летят на свет» Фото: предоставлено пресс-службой галереи Anna Nova

Почему мы животных и природу в целом воспринимаем как вещи, как нашу собственность? В детстве нас окружали игрушки животных, мы с ними делали все что угодно. Их можно съесть, убить, расчленить. Этот образ затем переносится на живую природу. Когда дети играют с живыми организмами, с насекомыми, лягушками, они часто через это знакомятся со смертью. Вот у тебя были бегающие животные, ты на них наступил, они перестали бегать, замерли и умерли.

Для меня игра с насекомыми помимо этого была еще и эскапизмом. Я помню, что не ассоциировал себя с людьми, с детьми, которые бегают в саду. Я скорее сопоставлял себя с насекомыми, и мне казалось, что с ними и надо проводить время.


Ɔ. Если бы ты оказался на необитаемом острове, кем бы ты предпочел окружить себя? Змеями или людьми?

Экспозиция выставки Фото: предоставлено пресс-службой галереи Anna Nova

В идеале и теми, и другими. А надолго? Навсегда? Раньше бы я заявил, что человек не нужен. Но сейчас уже не скажу так. Нужен человек. Или же прямой путь в шизофрению. Но если этим человеком будет телеведущий Дмитрий Киселев, то уж лучше я останусь со змеями.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вступайте в клуб «Сноб»!
Ведите блог, рассказывайте о себе, знакомьтесь с интересными людьми на сайте и мероприятиях клуба.
Читайте также
На видеосервисе START 6 августа вышли первые серии нового сериала Виктора Шамирова «Большая секунда». В главной роли — актриса, певица, солистка группы СБПЧ, культовой среди модных интеллектуалов, Женя Борзых. Ренат Давлетгильдеев поговорил с ней о музыке и политике, коронавирусе и гомофобии, воспитании сына и эмиграции
Номинант на премию «Сделано в России» в категории «Музыка» Иван Ржевский — пример новой генерации артистов. Сам себя придумал, сам себя раскрутил и стал звездой. Ржевского знают миллионы, хотя у него пока нет ни одного альбома. Одно рекламное размещение в его инстаграме приносит столько же, сколько месяц работы в родном Севастополе, но по Москве он ездит на «экономе». Феномен популярности Ржевского — искренность и то, что он сам по себе, никаких тикток-домов. Оказывается, и так тоже можно стать звездой
На КиноПоиск HD вышел новый сезон комедийного сериала «Миллионер из Балашихи» о жизни молодого и дерзкого предпринимателя. Мы встретились с исполнителем главной роли Владимиром Канухиным, прогулялись по Балашихе и поговорили о проваленных пробах, работе над ролью, уроках Дмитрия Брусникина и роли театра в воспитании личности