Все новости

«Маска» в Березниках, или Спектакль для самого искреннего зрителя

Фестиваль «Золотая Маска» охватил не только самые крупные города нашей страны, но и забрался даже туда, где, казалось бы, людям не до театра. Новой точкой в географии фестиваля стали Березники — маленький город в Пермском крае, но с невероятно отзывчивой публикой, ради которой, как считает корреспондент «Сноба» Лидия Кравцова, можно преодолеть любые расстояния
3 сентября 2021 12:40

Доехать от Москвы до Березников без пересадок никак не получится: железнодорожный вокзал закрыли несколько лет назад, а аэропорта здесь никогда не было. Добираться до очередного места фестивальных показов приходится на автобусе и, как правило, довольно долго.

Некоторая оторванность Березников от остального мира чувствуется сразу. Как? По диалогам. Здесь самый обычный разговор с незнакомцами не сводится к патриотичному нахваливанию собственных проектов или достижений региона — это всегда рассказ о простых вещах, что называется, «бытовухе». Те актеры, у кого еще оставались силы после перелета, расспрашивали водителя о местных пляжах, о том, где купить самую вкусную землянику, вяленую корюшку, соленые грузди и вареные шишки.

Вдохновившись историями о местном промысле и городских знаменитостях, Андрей Сидельников, главный режиссер театра «Суббота», дал задание своим актерам: выйти в город и наблюдать за людьми, а в конце дня рассказать, какого интересного человека удалось найти или какую историю услышать. По его словам, это помогает прочувствовать здешнего зрителя и сыграть так, чтобы тот проникся спектаклем. Хотя задание было адресовано актерам, мы с фотографом тоже отправились на поиски чего-то необыкновенного. И нашли — но об этом чуть позже.

Театр

По атмосфере местный театр очень похож на советский ДК: шторы с балдахинами, тетеньки-контролеры, пристально наблюдающие за каждым, кто одет во что-то непраздничное, буфет, где все не дороже 80 рублей, скамейки для ожидания напротив портретов актеров местной труппы. Здесь мы и расположились с заведующим литературной частью Санкт-Петербургского театра «Суббота» Владимиром Кантором. Театр привез в Березники два спектакля: «Ревизор» Гоголя и «Цацики идет в школу» —  историю о шведском мальчике с греческим прозвищем и его «мамаше», которые вместе проходят через все личностные испытания первоклассника. Спектакль родился из студенческого показа на фестивале театрального искусства для детей «Арлекин», а в 2019 году стал участником внеконкурсной программы «Маска Плюс».

«Цацики» интересен тем, что говорит о детях и на языке детей абсолютно откровенно на все табуированные темы, которые в детском театре обсуждать раньше было как-то не принято, считает Кантор. Например, тема буллинга. Мы и слова такого раньше не знали. Но режиссер Юлия Каландаришвили отважно ее раскрывает на примере агрессивного преследования одного из школьников, в ситуации, когда учитель самоустраняется, предоставляя герою и его маме самим искать выход из ситуации. Страшно и ей, и мальчику, но это испытание они проходят вместе. Ведь в каждом из нас есть самое действенное оружие против любой злости — любовь. («Мамаша, от чего человек становится сильным?» — «От любви. Сильным изнутри делает человека только любовь».)

Взрослым зрителям этот спектакль даст возможность заново прожить ситуации, через которые им пришлось пройти с собственными детьми, и, возможно, начать с ними диалог по-честному, без заигрывания. Ведь главное — не оставлять ребенка наедине с его болью и страхом.

Смех и страх 

На следующий день мы попали на репетицию «Ревизора» той же «Субботы», но уже с другими актерами. Было непривычно видеть их в обычной одежде, без грима, но играли они, как на настоящей премьере. Режиссер Андрей Сидельников то и дело вносил последние правки в реплики и расстановку актеров на сцене. А в конце репетиции собрал всех вокруг себя и по-отечески дал напутственные слова, словно готовя труппу к какому-то важному выбору. Сразу после репетиции нам удалось немного поговорить.

«В “Ревизоре” я услышал наше время и четко понял, что это сегодняшний народ. Это все те же депутаты, восседающие в костюмах, и простые люди, между которыми возникла пропасть», — признается Сидельников. Классическое произведение как нельзя лучше легло на сюжет из нашей современной жизни: самый обыкновенный городок, где сидят самые обыкновенные чиновники, которые зарабатывают деньги «честным трудом» и трясутся, опасаясь проверки. Ключевыми в постановке стали слова «смех» и «страх», говорит режиссер: «Смех — как же все это похоже на нашу жизнь, и страх, что каждый из нас может стать человеком, за которым придут».

«Мне кажется, мы и сейчас живем в гоголевские времена», — рассуждает Сидельников. Действительно, время не остановилось в XIX веке, но и не слишком-то продвинулось вперед: социальной защищенности практически нет, натиск чиновников растет, а исконное «деньги, дураки, дороги» и вовсе никуда не исчезало. Гоголь ухватил самую суть русской жизни. Может быть, через сто лет мы и будем передвигаться на летающих автомобилях, но наша надежда сохранится в менталитете.

Режиссеру и его актерам было важно наладить связь между сценой и залом. И кажется, им это удалось: шутки про московских хипстеров и фальшивую набожность публика встречала смехом, а вот строчки про Навального — практически неслышным смешком. 

Каков он, березниковский зритель? Простой, не боится показаться неловким или неуместным, реагирует по зову сердца. В этом мы убедились и во время прогулки по городу, когда пошли исследовать местность по заданию режиссера. Нам встретился нетрезвый мужичок, который не раздумывая рассказал нам, что в запое уже неделю, а пьет потому, что от него ушла жена. После этого последовало неожиданное предложение. «Ты, это, фотографируешь? — обратился он к нашему фотографу. — Сделай фото на память, чтобы запомнить, каким я больше никогда не буду. С завтрашнего дня начну-ка я все сначала...» 

Начать сначала — потребность души, свойственная не только жителям Березников.  Об этом мы говорили с актерами на пути в Пермь, но пришли к выводу, что нам лучше продолжить то, что так здорово началось, и условились встретиться в следующем городе «Маски» — Новокуйбышевске, — где они также будут играть свою постановку. 

Генеральным партнером проекта «Золотая Маска» в Березниках выступила компания «Юнипро», которая поддержала проекты «Золотой Маски» в Сургуте (2018), Шарыпово (2019) и Смоленске (2020), а также выступила партнером московской программы Фестиваля в 2021 году.

Автор: Лидия Кравцова