Все новости
Редакционный материал

Улица как место для современного искусства. Куратор Николай Палажченко о стрит-арте и дворниках

Во дворе Музея Москвы появилась новая работа художника Романа Ермакова из серии «Танцующая ось пятого измерения». Огромные наползающие друг на друга разноцветные шары образуют то ли фигуры неземных существ, то ли гигантские декорации цирка будущего. В последнее время благодаря Урсу Фишеру и его «Большой глине №4» к паблик-арту в России приковано особо пристальное внимание. Так что новый масштабный объект в центре города «Сноб» никак не мог обойти стороной
10 сентября 2021 15:51
Фото: пресс-служба фестиваля «Здесь и сейчас»

Скульптура эксцентричного и яркого художника Романа Ермакова, чье творчество и цветом, и формой отсылает к работам Андрея Бартенева, появилась во дворе Музея Москвы в рамках фестиваля «Здесь и сейчас». Работа Ермакова — один из 15 объектов смотра, который проходит в Москве уже в третий раз. В этом году фестиваль перешагнул привычное к актуальному арту Садовое кольцо и демонстрирует искусство в том числе в отдаленных районах Москвы, делая тем самым объекты современных художников максимально доступными широкой и подчас неподготовленной аудитории.

Инициаторы проекта пропагандируют взаимодействие искусства с городской средой, децентрализацию арта, выход в неудобные пространства и к менее лояльной совриску публике. И предлагают городу по-новому посмотреть на граффити, муралы (от исп. mural — настенная живопись), скульптуры, отличающиеся от привычных бронзовых памятников поэтам и полководцам, научиться не бояться непонятного, неочевидного, местами сложного уличного арта.

Взять ту же скульптуру Романа Ермакова «Танцующая ось пятого измерения», которая расположилась в центре музейного двора на Зубовском бульваре. Выполненный из металлокаркаса и синтетических полимеров шестиметровый объект представляет собой фантазийное существо «из пятого измерения». Как пояснил сам художник, при переходе в наш трехмерный мир существо замерло под действием силы тяжести и застыло в случайной конфигурации.

Один из авторов проекта «Здесь и сейчас» — куратор и искусствовед Николай Палажченко. По просьбе «Сноба» он ответил на простые вопросы о паблик-арте.

Куратор Николай Палажченко Фото: Владимир Яроцкий

Опасно ли искусству выходить на улицы? Не стал ли опыт «Большой глины №4» негативным?

У проекта Урса Фишера, несмотря на позицию некоторых людей, которым он не понравился, есть группа горячих сторонников. Все эти проекты готовились довольно долго, и то, что они все появились примерно в одно время, — это признак того, что Москва созрела для паблик-арта. Очень важно, что паблик-арт приходит в Москву как временная выставка. Ни в одном из проектов мы не претендуем на то, чтобы это были навсегда установленные в городском пространстве монументы. В современном, динамичном, модном, интересном городе должна присутствовать сменяемость картинки.

Наша главная задача — дать возможность художникам, которые живут и работают в Москве, любят этот город, выставиться и показать работы своим соседям. 

Куратор Николай Палажченко Фото: Владимир Яроцкий

Удалось ли уличному искусству побороть вандализм?

Люди привыкли к городским формам — тому же новогоднему оформлению города. История с вандализмом уже лет десять как не актуальна. У нас очень чистый город. Я могу сравнить его с Нью-Йорком, Парижем, Лондоном. Москва классно выглядит, а люди деликатны по отношению к элементам городской жизни, в том числе и к произведениям искусства.

Николай Палажченко и  Роман Ермаков Фото: Владимир Яроцкий

Дворники то и дело закрашивают граффити. Как с этим быть?

Нелегальное уличное искусство, которое быстро возникает и так же быстро уничтожается дворниками, — это часть той культуры, внутри которой живет стрит-арт. И даже легальные граффити, как в нашем проекте, рано или поздно исчезнут. Это нормально. Отличие в том, что нелегальные граффити закрашивают более-менее сразу, а легальные — через несколько месяцев или лет. Временность — это хорошая вещь для современного городского искусства. Это естественное дыхание города. Это сменяемость впечатлений, которая обязательно должна присутствовать в городской картинке. Ну а наличие легальных граффити непременно поможет научить людей когда-нибудь принимать и нелегальные.

Подготовила Ксения Михайлова

А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.

Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Каждый год в начале сентября в Петербурге проходит фестиваль памяти Сергея Довлатова. В этом году, по случаю 80-го юбилея писателя, фестиваль приобрел масштабы городского праздника. Петербургский историк и один из основателей фестиваля Лев Лурье специально для «Сноба» провел экскурсию по адресам Довлатова в Ленинграде
В Москве прошла премьера первого эпизода одного из самых ожидаемых проектов осени — сериала «Контейнер» от видеосервиса START. «Сноб» побывал на показе
Тема маньяков и серийных убийц прошла красной нитью сквозь этот год. На свободу вышел скопинский маньяк, а фильм Ксении Собчак о нем разделил общество на два непримиримых лагеря. История об ангарском насильнике обрела новую огласку в документальном фильме ютуб-канала «Редакция». На днях к концу подошли и съемки сериала «Самка богомола» — нового проекта видеосервиса START о серийном убийце и природе насилия. Корреспондент «Сноба» Елизавета Папазова побывала на площадке и поговорила с создателями проекта о психологических травмах, которые могут в корне изменить любого человека