Все новости
Редакционный материал

Кто они ― лица современного танца России? Интервью с главными героями фестиваля Context. Diana Vishneva

В Москве и Санкт-Петербурге проходит фестиваль Context. Diana Vishneva. В этом году он представляет новый формат поддержки российских хореографов ― на смену ежегодному конкурсу приходит Вечер современной хореографии. Гости вечеров увидят три новых танцевальных спектакля от финалистов и победителей фестиваля разных лет. О предстоящих премьерах специально для «Сноба» с их создателями поговорила Анастасия Глухова
29 сентября 2021 13:24
Фото: пресс-служба фестиваля Context

Эрнест Нургали: Упорство ― хороший фильтр для того, чтобы понять, кому и что действительно нужно 

Хореограф Эрнест Нургали начал свой путь на фестивале Context. Diana Vishneva в 2017 году с участия в лаборатории Mind and Movement. В 2020 году, с четвертой попытки, Нургали стал финалистом, а затем и победителем Конкурса молодых хореографов фестиваля. В этом году на Вечере современной хореографии хореограф представляет свою новую работу «Без имен».

О новом спектакле 

Шесть танцовщиков рассказывают свою небольшую историю. Сюжет спектакля ― о людях, которые хотят вновь начать ценить любовь как нежное, сокровенное чувство. Кого-то на сцену и к откровенности привели потеря и отчаяние, кого-то ― непонимание и даже любопытство. Незнакомцы пытаются признаться друг другу в своих тайных желаниях и в итоге становятся соучастниками историй каждого, перетекая от одного образа к другому. 

О работе с балетной труппой Башкирского театра оперы и балета

Мне важно, чтобы артисты чувствовали себя свободно. Сейчас я работаю с классическими танцовщиками, а значит, их свобода лежит в рамках классического танца, и я использую элементы этой техники. Как хореограф я спокойно себя чувствую и в классическом танце тоже. Мы искали компромиссы, и, на мой взгляд, нашли самое удачное решение в плане телесной лексики. Главная сложность заключалась в том, что в первый репетиционный период мы работали без музыки, под ритм метронома, и даже не понимали, какой она будет. Это был новый и интересный опыт. 

О работе с композитором Фредерик Жарабо

С Фредерик Жарабо, композитором из Швейцарии, мы не единожды обсуждали концепцию спектакля. Сперва я просчитал весь материал по тактам. Это было нелегко, ведь артисты включаются в действие в разное время, в определенные моменты пересекаются, совпадают в дуэте и снова расходятся. Я подсказал композитору темпоритм и музыкальный размер. В принципе, все как у Петипа и Чайковского. Только Фредерик работает с электронной музыкой, а мы с современной хореографией; такой мостик длиною в век. 

Анна Щеклеина: Я хочу увидеть на сцене сексуальных людей

Первое соприкосновение с фестивалем Context. Diana Vishneva у Щеклеиной произошло в 2018 году ― она стала финалисткой Конкурса молодых хореографов с миниатюрой Ave Ever. Затем, при поддержке фестиваля, Щеклеина вместе с хореографом Александром Фроловым поставила спектакль «Cвободу статуе!» для театра «Провинциальные танцы» в рамках проекта «Танцкрипция». На нынешнем Вечере современной хореографии Щеклеина представит новую работу «Ренессанс-2021».

Фото: пресс-служба фестиваля Context

О сексуальности в танце 

Я хочу увидеть на сцене сексуальных, свободных, расслабленных людей. Сексуальность ― один из первых зарядов этого спектакля, стремление к высшей точке телесных переживаний. Люди накопили столько внутренних эмоций, что хочется выпустить их наружу и отпраздновать жизнь. 

О работе с артистами труппы современного танца Воронежского камерного театра

Мне важен диалог с танцовщиками, потому что именно они транслируют информацию, заложенную в танце. В работе участвуют шесть танцовщиков Воронежского камерного театра, и все откликаются на материал по-разному: кто-то сразу подхватил мои идеи и понес их как флаг, кто-то спокоен. Хочется добиться разнохарактерности. Мне нравится сочетание расслабленности и активности, хотя оно и не такое простое, как я себе представляла. 

Об искусстве Ренессанса

Мне нравится параллель с Микеланджело: у него все, будь то раб или Иисус, умирают, болеют, страдают, но при этом у них такое расслабленное, сексуальное тело. Они все эмоции и состояния проживают просто потому, что в этом и есть суть жизни. Этот принцип искусства Ренессанса я перенесла и в танец. И пытаюсь сейчас передать это ощущение. 

Ольга Лабовкина: Танцовщик интересен мне не только как инструмент, но и как источник танца

История Ольги Лабовкиной на фестивале Context. Diana Vishneva началась с миниатюры «Воздух», с которой она победила на Конкурсе молодых хореографов в 2017 году. После этого Лабовкина отправилась на стажировку в Цюрихский университет искусств, где поставила работу «Спящие», которая была показана в Цюрихе, Москве и Санкт-Петербурге. В 2020 году в рамках проекта Context Open работа «Воздух» была расширена до полномасштабного спектакля сложной формы ― сайт-специфик, променад. В этом году Лабовкина представляет постановку «Не будите спящую собаку».  

Фото: пресс-служба фестиваля Context

О новом спектакле

Этот спектакль ― один из моих первых экспериментов с литературным произведением. Мне хотелось поработать с замкнутой ситуацией, потому что она более полно и остро обнажает природу персонажей. В пьесе Джона Пристли «Не будите спящую собаку» действие разворачивается в одной комнате и всего за одну ночь. Но хочу оговориться, что в спектакле мы не придерживаемся сюжета пьесы. Все мы с самого детства постоянно проходим через какие-то ситуации выбора: что лучше ― сказать правду или не сказать, может ли правда быть полуправдой, является ли истина на самом деле истиной. Так что получилось такое хореографическое рассуждение о правде, о том, что она дает человеку. 

О команде

Когда мне предложили создать постановку, я, не сомневаясь, ответила, что  хотела бы работать с коллективом из Казани «Дорога из города» ― я наблюдаю их профессиональный рост с 2014 года. В своем отношении к работе, в этических вопросах, касающихся постановочного процесса, это суперпрофессиональный коллектив. Мне интересно работать с танцовщиками в соавторстве, и, конечно, многое мы построили через задачи, а не через конкретную танцевальную партитуру. 

О современном танце и работе хореографа

Танцовщик интересен мне не только как инструмент, но и как источник танца. Мое дело как художника ― проявлять в танцовщике жизнь. Я ничего не утверждаю, я скорее задаю вопрос, актуализирую проблему. Современный танец ― это как раз то обширное поле, которое позволяет говорить обо всем, не вешая ярлыков и не выставляя оценок. И, мне кажется, фестиваль Context. Diana Vishneva занимается очень важным делом: он создает это дискурсивное поле, продвигает современный танец, работу хореографа. Фестиваль продолжает взаимодействие практически с каждым победителем или финалистом: предлагает проекты, вовлекает в новые процессы. В этом смысле на постсоветском пространстве аналогов ему нет. 

Фестиваль продлится до 4 октября. Вечера современной хореографии пройдут 29 и 30 сентября в Москве и 3 октября в Санкт-Петербурге. Билеты на Вечер современной хореографии и другие спектакли фестиваля Context. Diana Vishneva на сайте: https://live.contextfest.com

Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Эта книга — лучший подарок всем, кто любит Париж. И тем, кто там был, и кто еще только мечтает побывать. Алексей Тарханов живет в Париже почти десять лет и за это время умудрился стать с этим городом практически единым целым. «Сноб» публикует фрагменты из его новой книги с предисловием главного редактора проекта Сергея Николаевича, когда-то первым заказавшего Алексею авторские колонки о Париже для нашего журнала. Некоторые из них вошли в эту книгу
Во дворе Музея Москвы появилась новая работа художника Романа Ермакова из серии «Танцующая ось пятого измерения». Огромные наползающие друг на друга разноцветные шары образуют то ли фигуры неземных существ, то ли гигантские декорации цирка будущего. В последнее время благодаря Урсу Фишеру и его «Большой глине №4» к паблик-арту в России приковано особо пристальное внимание. Так что новый масштабный объект в центре города «Сноб» никак не мог обойти стороной
После летнего арт-анабиоза в сентябре в обе столицы вернулось искусство. Сильные выставки открываются одна за другой. Кураторы и художники разрываются между вернисажами, холстами и бокалами с игристым. С трудом разгребли ворох приглашений и Сергей Николаевич и Ренат Давлетгильдеев. И выбрали самое любопытное по месту жительства. Первый — в Москве, второй — в Санкт-Петербурге