Все новости
Редакционный материал

Культовые предметы советского дизайна. Кто придумал граненый стакан

Бессмертный символ советского быта — граненый стакан придумала известный скульптор Вера Мухина, автор знаменитых «Рабочего и колхозницы». Или это всего лишь красивый миф? Авторы многих предметов советского дизайна остаются неизвестными. Но это не значит, что в СССР не было дизайна как такового. О реальной истории и новой жизни советской посуды из стекла рассказывает Александра Санькова, директор Московского музея дизайна и эксперт документального интернет-сериала «Советский дизайн» — нового проекта продюсерского центра Киностудии им. М. Горького, созданного совместно с компанией «Амурские волны»
5 октября 2021 11:55
Фото: Софья Анцупова/пресс-служба Киностудии им. М. Горького

Когда мы вспоминаем о советском дизайне, первое что приходит на ум, — это граненый стакан. Хотя граненые стаканы (с разным количеством граней) производили еще в царской России, стакан стал символом именно советской эпохи. Это связано в первую очередь с массовым производством. Сколько этих стаканов было в системе советского общепита? Миллионы! У каждого из нас дома или на даче были и до сих пор есть те самые советские стаканы. Учитывая популярность данного предмета посуды, современные заводы с новой силой загрузили стаканами производственные линии. Новые стаканы выглядят идентично советским и так же популярны как в современных кафе, так и в домашнем обиходе. 

В СССР стаканы производили на разных заводах страны, были вариации форм и размеров. В начале 1990-х к появилась легенда, что стакан якобы проектировала Мухина. Эта история появилась из-за того, что культовому предмету нужен был не менее культовый автор, а лучшую кандидатуру, чем Вера Мухина, сложно было себе представить.  

Одним из родоначальников экспериментального направления развития художественного стекла в СССР действительно была Вера Мухина. Именно она в 1939 году совместно с профессором Николаем Качаловым и писателем Алексеем Толстым стала инициатором создания на основе зеркальной фабрики в Ленинграде экспериментальной мастерской, где художники, мастера и технологи разрабатывали для серийного и малосерийного производства изделия из стекла. К 1940-м годам мастерская подготовила для внедрения более 300 образцов для серийного производства. Эти изделия были показаны на пленуме союза советских архитекторов и получили хорошие отзывы. После войны, в 1948 году завод возобновил работу, но уже с более подходящим названием — Ленинградский завод художественного стекла и сортовой посуды (ЛЗХС).

Александра Санькова Фото: пресс-служба Киностудии им. М. Горького

Эта организация под художественным руководством Веры Мухиной была важнейшей экспериментально-производственной базой СССР в 1960–1980-е годы, удовлетворявшей существовавший тогда запрос на отказ от копирования образов изделий из стекла конца XIX — начала XX века и создание новых советских эстетических эталонов.

На заводе Мухина разработала много предметов из стекла: винный прибор «Астра» (хрусталь), простые и элегантные декоративные вазы со спокойными благородными формами из стекла голубого, серого, зеленого цвета — «Астра», «Репка», «Лотос», «Колокольчик». В Музее художественного стекла на Елагином острове в Санкт-Петербурге хранится множество ее работ, созданных на заводе. 

Вера Мухина была членом художественного совета, и с ее подписью в производство уходили все новые изделия. И хотя она часто обсуждала работу дома, в семье никогда не слышали, чтобы она работала над созданием стаканов или пивных кружек, рассказал внук Мухиной Алексей Веселовский. К тому же ни в домашнем архиве, ни в архиве ЛЗХС этому не существует документальных доказательств. 

Следующий художественный руководитель завода Екатерина Яновская продолжила традиции, заложенные Верой Мухиной и ее коллегами А. Успенским и Н. Тырсой. Художники тогда стали обращаться к формам живой природы, цветам, птицам, но не конкретно повторяя их, а образно обобщая. Их также вдохновляли коллекции стекла в Русском музее и Эрмитаже.

Фото: Софья Анцупова/пресс-служба Киностудии им. М. Горького

Одновременно в СССР работал знаменитый «Гусь-Хрустальный» — одно из старейших в Европе и в России предприятий по производству хрустальных предметов ручной работы, популярных у населения. В советское время завод выпускал продукцию огромными тиражами. В частности, именно там изготавливали знаменитые граненые стаканы.

В начале 50-х годов на заводе началась массовая выработка свинцового хрусталя. В то же время была запущена линия по выпуску выдувных чайных и винных стаканов на автоматах. Предприятие стало планомерно переходить на поточно-конвейерный метод обработки изделий. Много лет завод был лидирующей организацией по выпуску сортовой посуды и был награжден множеством национальных премий, отмечен неоднократно на международных выставках. 

На том же заводе в Гусь-Хрустальном был отдел перспективных разработок — настоящая вотчина дизайнеров. Экспериментальные разработки выпускались небольшими тиражами. В массовое производство, как правило, шли более дешевые упрощенные варианты изделий. Но тем не менее эксперимент двигал производство. Нередко придуманные дизайнерами вещи маркировались как «сувениры» — так их было легче утвердить на художественном совете и запустить в массовое производство.

Первый граненый стакан на заводе выпустили в 1943-м. В 1959 году на производство поступили работать молодые выпускники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной. Они разрабатывали образцы посуды из гладкого стекла. После одобрения худсовета началось массовое производство нового типа рюмок и фужеров, а в начале 1960-х годов завод стал крупнейшим механизированным производством. На заводе были созданы новые формы для производства изделий из прессованного стекла — пять-шесть форм стаканов. Идея была в том, чтобы максимально расширить ассортимент стеклянных изделий на прилавках советских магазинов. В то время с линий завода выходило 52 миллиона изделий в год, большинством из которых были чайные стаканы. 

Фото: Софья Анцупова/пресс-служба Киностудии им. М. Горького

Прессованная посуда широко использовалась в быту. Ее производили намного больше, чем выдувных изделий. Но производить новые пресс-формы было довольно дорогим и трудоемким процессом, а плановая экономика не давала возможности частой смены производственных линий. В профессиональной прессе часто писали о плохом состоянии формового хозяйства, техническом несовершенстве оборудования. Поэтому советский потребитель в основном и довольствовался граненым стаканом и самыми простыми салатниками. 

В СССР было несколько предприятий, которые массово производили не только хрусталь, но и изделия из прессованного стекла: Дятьковский хрустальный завод, стекольный завод «Красный май» (в Вышнем Волочке), стеклозавод имени Дзержинского и стекольный завод «Неман» (Белорусская ССР), стекольный завод «Красный гигант», завод «Укрепком» Верхневолжского СНХ и многие другие. 

Стекло массового производства, как правило, продавали в хозяйственных и больших универмагах в отделах посуды. А художественное стекло, которое производили небольшими партиями, можно было купить в художественных салонах, в магазинах «Дом фарфора», «Декоративное стекло», «Хрусталь».

Фото: Софья Анцупова/пресс-служба Киностудии им. М. Горького

И все же годы идут, а граненый стакан остается обитателем наших квартир и дач. Несмотря на смену поколений, экономической системы и эстетических представлений, мы продолжаем пользоваться гранеными стаканами. За десятилетия стаканы изменились — сегодня они разных цветов, с разной толщиной ободка и количеством граней. Но стакан по-прежнему функциональный, массовый и доступный по цене предмет посуды, который заслужил право называться культовым объектом советского дизайна. Сегодня он становится частью современного искусства и вдохновляет молодых дизайнеров на создание новых объектов. Мой сын пьет чай из граненого стакана в алюминиевом подстаканнике (со спутником). Его бабушка сделала такой оригинальный подарок внуку на день рождения. Этот «набор» для чая так поразил его, что с тех пор у нас появилась целая коллекция подстаканников, и, конечно, к каждому прилагается граненый стакан.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Андрей Аксенов
Во вторник, 6 апреля, к исправительной колонии №2 города Покрова, где находится Алексей Навальный, приехали члены профсоюза медработников «Альянс врачей»*. Медики требовали оказать жалующемуся на здоровье оппозиционеру медицинскую помощь. Во вторник же стало известно, что лидера ФБК* не могут отправить в больницу, так как в его личном деле нет паспорта. Автор подкаста «Закат империи» Андрей Аксенов специально для «Сноба» написал о том, на что шли власти ради борьбы с инакомыслящими до революции, как состояние здоровья влияло на судьбу политических заключенных и чем быт в дореволюционных тюрьмах отличается от того, с чем сталкиваются за решеткой политзэки в современной России
30 сентября после 11 лет заключения на свободу выходит Константин Руднев, основатель «Ашрама Шамбалы» — когда-то самой известной в России секты. За 30 лет Рудневу удалось создать культ и подчинить себе тысячи людей. В первой части трилогии «Сноб» рассказывает, как маленький кружок йоги, начинавшийся в школьном спортзале, превратился в религиозное движение с последователями по всей стране
Андрей Аксенов
В Российской империи наркотики были практически декриминализованы. Вещества употребляли в артистических, литературных и армейских кругах, и даже в царской семье. Почему наркотики распространились и как боролись с зависимостью Булгаков, Брюсов и другие известные люди, специально для «Сноба» рассказывает ведущий подкаста «Закат империи» Андрей Аксенов