Иллюстрация: Veronchikchik
Иллюстрация: Veronchikchik

На прошлой неделе мы обсудили, чему современные родители должны научить своих детей. По итогам дискуссии в комментариях получилась подборка полезных идей. Мне особенно понравились следующие:

  • держаться в рамках и только потом гибко обращаться с ними, если нужно (Ирина из Санкт-Петербурга);
  • осознавать ценность и важность понятия «мне достаточно» (Анастасия из Одессы);
  • уметь «снимать белое пальто», то есть критически мыслить по отношению к себе (Дарья из Санкт-Петербурга);
  • допускать, что мир — с большим трудом и не всегда — но поддается нашим усилиям, а смысла в нем будет ровно столько, сколько внесем мы сами (Ольга из Санкт-Петербурга);
  • видеть причины событий, принцип действия работы механизмов, общие принципы, почему так происходит (Манижа из Душанбе).

Сегодня в продолжение темы предлагаю поговорить о том, как воспитать в ребенке все эти полезные качества и обучить его необходимым навыкам.

У меня этот вопрос назревал еще во время самого первого опроса родителей. Когда мне раз, и два, и три говорят: «Родители должны научить ребенка искать свое место в жизни», — я спрашиваю: «А как?» В ответ — молчание или что-то неопределенное.

Или вот ответы из прошлой дискуссии:

  • быть в ресурсе, избегать выгорания, найти дело, которое поможет тебе быть в состоянии потока (Екатерина из Омска);
  • формировать собственные убеждения на основе своих ценностей — даже если это вопреки мейнстриму (Татьяна из Минска);
  • неукоснительная вера в себя (Надежда из Германии);
  • воспитание чувства ответственности за сказанное, за сделанное в реальной жизни (Леонид из Казани).

Все это отличные советы, но как это технически «засунуть» в ребенка?

Во время прошлой дискуссии обсуждалось обучение английскому языку, которое опрошенные мною родители поставили чуть ли не на первое место в списке. Здесь, конечно, все понятно, методик обучения детей английскому языку десятки, если не сотни, выбирай любую и приступай в любой момент. А вот как воспитать в ребенке «неукоснительную веру в себя»?

Есть такая хорошая русская пословица, которую родителям, воспитывающим детей, на мой взгляд, нужно постоянно помнить: лошадь можно привести к воде, но нельзя заставить ее пить. Мне кажется, что по крайней мере некоторые из предложенных в прошлом разговоре навыков и качеств были, увы, из второй части пословицы. Но были, безусловно, и из первой. Давайте посмотрим, как мы вообще можем хоть что-то воспитать в наших детях, какие у нас есть для этого механизмы.

Первый и самый древний механизм — прямая имитация: я что-то делаю, мой детеныш делает это же вслед за мной и постепенно приобретает навык. Этим способом можно почти без осечки обучить детей почти всем конкретным полезным навыкам — разводить костер, варить суп, забивать гвозди, чистить ботинки и т. д. Но когда навык чуть сложнее, частота осечек существенно возрастает. Например: родители в семье сами читают книги, ребенку в детстве много читали, доступ к литературе во всех формах облегчен максимально, а он вырастает решительно нечитающим — имитация почему-то не сработала.

Второй понятный механизм — предоставление детям достаточного места, времени и условий  для обучения чему-то с точки зрения родителей полезному. К этой группе относится обучение английскому языку по той или иной методике, школьное или детсадовское обучение, занятия в хореографическом кружке или музыкальной школе и тому подобное. Навыки, знания и опыт здесь приобретаются всеми детьми без исключения, а их количество и качество зависят от нескольких факторов — методики обучения, соответствия ее возможностям и потребностям ребенка, личности обучающего, характеристик места, где все происходит, количества времени, затраченного на обучение, способностей и склонностей ребенка и т. д.

Третий механизм в практике исследовательской биологии называется «методика открытого поля»: ученые сажают крысу на площадку, огороженную стенками, и смотрят, что она будет делать. Еще недавно основным «открытым полем» для городских детей были двор, стройка, гаражи. Теперь, я думаю, интернет и еще торговые комплексы. Там уже происходит в основном не обучение конкретным навыкам (хотя и это, конечно, тоже), а освоение доступного мира и социализация в группе. Какова здесь роль родителей? Я полагаю, что сначала предоставление этого самого «поля», а потом последовательный дружелюбный совместный анализ происходящего там в доступной и интересной детям (а не родителям) форме.

Еще один понятный для меня воспитательный инструмент — это «круг» самих родителей. Дети растут, неизбежно видя, анализируя, впитывая социальные и прочие отношения значимых взрослых. Как, где и с кем родители работают, отдыхают, веселятся — все это, на мой взгляд, имеет серьезное воспитательное значение. Чем шире, разнообразнее «круг» родителей, чем глубже, интереснее и доступнее люди, его составляющие, тем больше возможностей и вариантов для самоидентификации и воспитания всего прекрасного у подрастающих детей.

Какие еще инструменты и способы воспитания есть, на ваш взгляд? Как конкретно и на практике воспитать в наших детях все то нужное и замечательное, что мы назвали и обсудили в прошлой дискуссии?

Если вы не являетесь членом клуба «Сноб», но вам есть что сказать по теме, вы можете зарегистрироваться на сайте и оставить свой комментарий под текстом или прислать свое мнение по адресу: [email protected]. Пожалуйста, указывайте, откуда вы, например: «пишет Елена из Петербурга», «пишет Анна из Германии».

А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Личное». Присоединяйтесь