31 августа: Москва, Лондон, Нью-Йорк, далее везде
На несанкционированный митинг в защиту 31-й статьи Конституции РФ (свобода собраний) в Москве пришли рекордные две тысячи человек. В России митинговали еще в Санкт-Петербурге, Омске, Ярославле, Воронеже. В Лондоне впервые прошел пикет в поддержку 31-й статьи у российского посольства, демонстранты собирались у посольств России в Берлине, Тель-Авиве, Киеве и Нью-Йорке
В Москве, Лондоне и Нью-Йорке выступили в поддержку 31-й статьи российской Конституции. Репортажи о митингах в Москве и в Лондоне мы вели в прямом эфире.
На московский митинг, хотя он не был санкционирован, пришли, по подсчетам очевидцев, около двух тысяч человек. Манифестация состоялась, несмотря на то, что Триумфальная площадь официально была закрыта московскими властями на реконструкцию — предполагается, что под площадью будет построена подземная стоянка. Демонстрации не помешало и массивное участие правоохранительных органов — к Триумфальной площади было стянуто не меньше тысячи милиционеров. В ходе акции, по официальным данным, были задержаны около 70 человек. По свидетельствам наших корреспондентов, задержания происходили в крайне жесткой форме.
Митинги происходили и в других городах России. В Петербурге на Дворцовой площади собрались около 700 человек, массовая акция прошла в Омске. Несколько десятков человек вышли на митинг в Воронеже, а немногочисленных демонстрантов в Ярославле задержали через несколько минут после начала акции.
В лондонском митинге, который проходил у посольства Российской федерации, приняли участие около сотни человек. Среди них были инициатор пикетов «Солидарности», руководитель Фонда гражданских свобод Александр Гольдфарб, предприниматель Евгений Чичваркин, диссидент и правозащитник Владимир Буковский, предприниматель Борис Березовский. В отличие от московского митинга, пикет в Лондоне прошел мирно. Аналогичные акции состоялись в Киеве, Тель-Авиве, Берлине. О том, как будет проходить пикет в Нью-Йорке, мы расскажем в прямом эфире.
Александр Гольдфарб считает, что забор на Триумфальной станет для российской власти Берлинской стеной, а на пикеты у российских дипмиссий будут приходить влиятельные иностранные политики. Евгений Чичваркин обещает приходить на митинги снова и снова, потому что если граждане будут молчать, власть продолжит отбирать собственность и раздавать тычки дубинкой. Николай Клименюк подводит итоги митинга в Москве и приходит к выводу, что граждане доказали свое право на Триумфальную площадь

Итог — это то, что эти люди пришли и выразили какое-то мнение, первый раз около посольства, а не только в России. Это важно, потому что иначе это болото из 140 миллионов человек так и будет молчать, а власть так и будет раздавать тычки дубинкой, и отбирать собственность. Так что если Андрей Сидельников кинет клич 31 октября, я снова приду сюда, конечно. Теперь дело за ним.

На московский митинг в поддержку 31 статьи Конституции пришли рекордные две тысячи человек. Это произошло, несмотря на то, что власти не только его не согласовали, но и даже закрыли Триумфальную площадь на реконструкцию. Лично я не ожидал, что людей на митинге будет так много, но власти сделали все, чтобы достойно его прорекламировать.
Важную роль сыграли драконовский приговор случайному демонстранту Мохнаткину и решение о реконструкции, которое продемонстрировало полную беспомощность властей перед лицом общественного мнения, и недавние выступления Юрия Шевчука, который к этим митингам отношения не имеет, но подает пример гражданского мужества. Главным пиарщиком выступил премьер Путин, который рассказал в интервью Андрею Колесникову, что ничего не знает ни о регулярных митингах, ни о реконструкции Триумфальной, но обещал отоварить демонстрантов дубинкой. После всего этого участвовать в оппозиционных митингах стало вполне круто и совсем не маргинально.
Утром 31 августа я написал, что оппозиции нужно поискать для митингов другую площадь. Вечер 31 августа показал мне, что я ошибался. Кстати, под Триумфальной площадью проходит тоннель. Для паркинга там нет места. Ему там не место. Там место для митингов — доказательства были представлены 31 августа.

00:15
01.09.10
СсылкаКогда происходит то, что происходит в России, нормальный человек не может оставаться в стороне. Примерно месяц назад я предложил устраивать за рубежом пикеты в поддержку митинга на Триумфальной площади в защиту 31 статьи Российской Конституции. Это акт моральной солидарности с теми смелыми людьми, которые выходят на площадь, заведомо зная, что их, как выразился Путин, отоварят дубинкой. Это не есть акция маргиналов уже хотя бы потому, что тема выступления весьма фундаментальна, а именно: свобода и подавление свободы властью. А то, что их мало, и российское общество предпочитает их не замечать, больше говорит о российском обществе, чем об этих людях.
Вот в августе 1968 года всего семь человек вышли на Красную площадь с протестом против вторжения в Чехословакию, это был совершенно отчаянный акт персонального протеста. Никто не ожидал никаких практических результатов. Но Галич об этом написал песню — «Можешь выйти на площадь?», которая вошла в анналы русской культуры, и мы сейчас с вами об этом вспоминаем, значит, это было не зря. Те семеро, как показала история, были не маргиналы, а совесть нации. Так и в отношении Стратегии-31, через 50 лет будут вспоминать как пара сотен молодых людей выходила на площадь, чтобы потребовать свободы и получить за это дубинкой по башке.
Очень важна полемика, которая возникла вокруг сегодняшней ситуации. За ней следит огромное количество народу. Антон Носик не прав, когда говорит, что у Стратегии-31 не будет политических результатов. Такие режимы, как построил Путин, не отдают власть конституционным путем, но могут пасть в результате уличных протестов, если те станут массовыми.
Эта акция имеет огромное практическое значение как прецедент уличного протеста. Власть сама накрутила вокруг демонстрации дикий ажиотаж. Но суть этой власти лучше всего характеризуют слова Черчилля (сказанные 70 лет назад по другому поводу): «Они сами не ценят свободы и звереют при виде свободных людей». Если бы сразу разрешили собираться, то и приходили бы человек 50, и все. Но сейчас власти уже не могут отступить, потому что, если теперь разрешить, то вместо 200 человек придет 2500, а сдержать такое количество людей может только серьезная спецоперация, что в нынешней ситуации чревато последствиями.
Забор, который поставили на Триумфальной, тоже не поможет. Он станет таким же символом путинской власти, каким Берлинская стена была для политбюро ЦК КПСС. По ночам смельчаки будут разукрашивать ее граффити, где будет сказано все, что они думают об этом режиме. Сооружение парковки превратится в долгострой, и стена будет стоять до тех пор, пока толпа ее не снесет, вместе с режимом, и не разберет щепки на сувениры :).
Что касается практического смысла проведения пикетов, к примеру в Америке, то после того, как на эту тему в прошлый раз высказался и Белый дом, и сенатор Маккейн, то, очевидно, эта история стала жить своей жизнью. Скорее всего (ведь митинги планируется устраивать каждое 31 число) наша инициатива будет разрастаться, и может быть в следующий раз тот же сенатор Маккейн или другие политики, звезды и знаменитости придут к российскому посольству, чтобы выразить свое отношение к этому государству, которое попирает свою собственную конституцию.