ВЫШЕ
КОМФОРТНЕЕ
ИЗЫСКАННЕЕ
Как застраивались престижные юго-западные районы Москвы
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
клик откроет рассказ об одном из зданий
Юго-Запад — уникальный район для истории московского градостроительства. Это место первой послевоенной массовой застройки, но урбанизация здесь шла не совсем привычным образом. Вместо фабрик и заводов — многочисленные научные учреждения, вместо путаницы переулков — широкие проспекты и идеально очерченные кварталы. Роскошь сталинской архитектуры уживается с экспериментальными высотками и самыми передовыми многофункциональными комплексами в окружении парков и зеленых зон. Вместе с ГК «Основа», застройщиком комплекса Nametkin Tower, мы выбрали 11 знаковых сооружений Юго-Запада, чтобы рассказать, как районы в этом направлении Москвы превратились в самые востребованные и комфортные для жизни

В 1918 году Москва вернула себе столичный статус и стала главным городом сначала РСФСР, а затем нового государства — СССР. С этого момента начинается работа над планом переустройства и развития столицы. По некоторым свидетельствам, архитектор Ле Корбюзье предлагал советскому правительству не трогать старый город, а новую социалистическую Москву строить на юго-западе, за Воробьевыми горами, «на пустом месте и по своему вкусу». Ко второй части этого совета прислушались. В 1935 году был утвержден Генеральный план реконструкции города Москвы — с этого момента начинается история Юго-Запада.
Юго-западные ворота Москвы
Ленинский проспект, дома 30, 37 и 37а
Годы строительства: 1940–1950
Развитие Москвы предполагало значительное расширение Большой Калужской улицы (сейчас это Ленинский проспект), а площадь Калужской заставы (известная нам как площадь Гагарина) должна была стать местом въезда в столицу. Здесь были построены два восьмиэтажных полукруглых дома в стиле советского монументального классицизма, которые, по задумке, становились юго-западными воротами города. Над проектом «ворот» работали сразу три архитектора: до войны Фомин и Левинсон, после войны — Аркин. Башни по изначальному замыслу должны были быть 16-этажными, но в итоге этажей осталось только 14 (дом 30) и 13 (дом 37). Несмотря на внесенные изменения, они и сейчас смотрятся очень внушительно. Издалека дома кажутся близнецами, но вблизи они оказались непохожими друга на друга: левый, западный дом номер 30 получился более парадным, с 16 скульптурами солдат, партизан и женщин, работавших на оборонных заводах. На доме сохранилась лепнина с растительными мотивами, которая отсылает к Нескучному саду, находящемуся сразу за зданием. Дом 37 украсили декоративными барельефами с советской символикой, а также парными скульптурными композициями: рабочий и колхозница, шахтер и инженер.
Тем временем уже в 1939 году строился жилой дом для руководящих сотрудников завода имени Серго Орджоникидзе (ныне — дом 37а по Ленинскому проспекту). Его строительство началось еще до утверждения планировки площади, и впоследствии пришлось «увязывать» отделку этого дома с общим ансамблевым решением и соединять его с домом 37 (на месте соединения сейчас находятся две арки). Из-за войны строительство было прервано и возобновилось только в 1946 году, но уже для нового заказчика — завода «Красный пролетарий». В доме были созданы все условия для комфортной жизни советской номенклатуры: собственный детский сад, прачечная, клуб (сейчас на его месте находится театр), парикмахерская, библиотека.
Главное здание МГУ
Ломоносовский проспект, 27, корпус 1
Годы строительства: 1949–1953
В 1950 году был утвержден Генеральный план развития новых районов Москвы до 1960 года. По этому плану на юго-западе столицы должен был разместиться ее научный кластер. Идея возникла еще до утверждения Генерального плана: в 1947 году было решено построить на Ленинских горах, на месте огородов и садов села Воробьево, комплекс новых зданий для Университета. В 1949 году началось строительство главного здания МГУ, которое после открытия поразило всех своей высотой — 240 метров. В газете «Московский университет» в ноябре 1948 года писали, что на вершине ГЗ вместо шпиля и звезды будет установлена статуя Ленина. По другой версии — скульптура Сталина высотой 35−40 метров, от которой генсек якобы сам в итоге отказался. Визитной карточкой высотки стал золотой шпиль со звездой. При проектировании здания архитектор Лев Руднев предусмотрел несколько смотровых площадок, ведь главное здание МГУ не только было самым высоким в Москве, но и находилось в высочайшей точке города. Верхняя обзорная площадка расположена на 32-м этаже, который передан Музею землеведения, и попасть туда не так просто — только с экскурсией.
«Красные дома»
улица Строителей, дома 4 и 6
Годы строительства: 1952–1954
Следующими за главным зданием МГУ городскими — и первыми в тех краях капитальными жилыми — зданиями стали восьмиэтажные «Красные дома». Этот уникальный московский проект так и не превратился в массовый. Дома строились для творческой и научной интеллигенции и образовали целый квартал, когда-то окруженный только деревнями, полями и лугами для выпаса (почему и получили в обиходе название «домов на семи ветрах»). А во дворах — аллеи, свежепосаженные деревья и даже фонтан. Фасады зданий облицевали экспериментальной красной керамической плиткой. В дальнейшем красная плитка не прижилась, и для окрестных домов «фирменным» стал розовато-бежевый цвет, а «Красные дома» до сих пор невозможно спутать ни с какими другими. В оформлении использовали растительные элементы северного модерна: лепнину в виде хвойных и дубовых веток, желудей и шишек.
Вдоль «Красных домов» распложился первый в Москве полуподземный гараж на 170 автомобилей, который подчеркивал высокий статус жильцов. Крыша гаража превратилась в общественное пространство для прогулок, а в середине установили летнюю беседку-ротонду.
Дом преподавателей МГУ
Ломоносовский проспект, дом 14
Годы строительства: 1953–1955
Через год после начала строительства «Красных домов», когда те уже понемногу заселялись, началось строительство огромного Дома преподавателей МГУ — одной из достопримечательностей района, самого большого здания после главного здания университета. Сложно поверить, но этот дом должен был стать типовым: такие доминанты планировали построить по всей Москве и разбавить ими длинные ленты одинаковых фасадов. У дома есть два близнеца — один на Фрунзенской набережной, 50, второй на Университетском проспекте, 5. Последний строился уже при Хрущеве, в 1957 году. Это был период перехода от «сталинского ампира» к упрощенной архитектуре, поэтому все яркие детали из нового проекта убрали: в облицовке уже не керамика, а кирпич, декоративные элементы с фасада тоже исчезли.
9-й квартал
Новых Черемушек
Проспект 60-летия Октября, 21, корп. 1,2; 23, корп. 1,2; 25, корп. 1,2; 27, корп. 1, 2; 29, корп. 1; 31/18, корп. 1, 2, 3; улица Гримау, 14 и 16; улица Шверника, 2, корп. 1, 2
Годы строительства: 1956–1959
В постановлении от 4 ноября 1955 года ЦК КПСС и Совет министров объявили «борьбу с эстетским формализмом за всестороннее понимание архитектуры». Это был официальный конец советского монументального классицизма, на смену которому пришла эпоха «функциональной типовой советской архитектуры», продлившаяся уже до конца существования советской власти. После войны жилья катастрофически не хватало, и отныне строиться оно должно было индустриальным методом — быстро, дешево и эффективно. Однако какими именно должны были стать дома нового типа, никто точно ответить не мог. Пришло время для полномасштабного эксперимента, провести который решили на далекой окраине Москвы — в поселке Новые Черемушки. Здесь появился первый в своем роде квартал массовой застройки из 14 жилых домов нового типа. 9-й микрорайон Новых Черемушек положил начало эпохе хрущевок по всей Москве. Эксперимент состоял в том, чтобы определить оптимальный размер квартир, подобрать самые экономичные и технологичные конструкции. Хотя на первый взгляд дома в микрорайоне похожи как 14 капель воды, по конструкции они сильно отличались — в архитектурных решениях, членении фасадов, планировке квартир и выборе отделочных материалов.
«Дом с ухом»
Нахимовский проспект, дом 47
Годы строительства: 1966–1978
На Нахимовском проспекте Москвы немало интересных строений в стиле советского модернизма: Центральная научная медицинская библиотека, Институт океанологии, знаменитый ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам). Но самым в прямом смысле выдающимся получилось здание 47, построенное для Центрального экономико-математического института. В начале 1960-х годов ламповые компьютеры были еще настолько громоздкими, что требовали специально спроектированного помещения. Его создание получили архитектору Леониду Павлову и его 11-й мастерской «Моспроекта». Задача состояла в том, чтобы во внешнем облике дома показать совместную работу человека и машины. Для этого Павлов придал сооружению форму двух квадратных «пластин», которые с небольшим сдвигом соединились друг с другом. На фасаде той части здания, которая предназначалась для машин, расположили мозаичный рельеф — квадрат, в котором находится лента Мёбиуса, визуально чем-то похожая на человеческое ухо. Здание так и прозвали — «Дом с ухом».
«Дом Нади Шевелевой»
проспект Вернадского (дома 113, 125 и 119)
Годы строительства: 1970–1972
Экспериментальные 16-этажные жилые дома на проспекте Вернадского знают даже те, кто никогда не был в Москве. В одном из этих домов (номер 113) жила героиня комедии «Ирония судьбы» Надя Шевелева. Фильм начинается с мультипликационных кадров о засилье типовой архитектуры, но на самом деле эти новостройки никогда не были типовыми: их построили в рамках экспериментальной серии, и на тот момент, например, квартиры в них отличались просторными кухнями.
Здание Президиума РАН, или «Дом с мозгами»
Ленинский проспект, 32а
Годы строительства: 1973–1990
Для проектирования зданий институтов и подразделений Академии наук СССР в 1930-е годы создали «Академпроект» во главе с архитектором Алексеем Щусевым. Щусев начал работу над проектом здания Президиума РАН на Крымском валу, но планам помешала война. Уже в 1960-х годах для строительства выбрали место на Воробьевых (в то время Ленинских) горах, на высоком берегу Москвы-реки, но финальный проект утвердили только в 1973 году. Строительство на нестабильном грунте было долгим, дорогим и трудозатратным, а точное количество подземных этажей, расположение и назначение помещений в них неизвестно широкой публике до сих пор.
22-этажное здание должно было символизировать для всего мира успехи советского государства в разных научных областях. Ажурное завершение башни, сделанное из золотистого металла, москвичи почти сразу прозвали «золотые мозги» — и стали сочинять легенды. Например, что это антенны, которые для научных целей улавливают солнечную энергию и другое космическое излучение.
Некоторое время прямо под «мозгами» на 22-м этаже здания располагался ресторан, с террасы которого открывался великолепный вид на столицу, но в 2020 году ресторан был закрыт, якобы на ремонт, но, по информации от работников здания, он вряд ли когда-то снова откроется.
Центральный
дом туриста
Ленинский проспект, дом 146
Годы постройки: 1972–1980
В 1974 году стало известно, что в Москве будут проходить летние Олимпиские игры 1980 года. Нужны были новые инфраструктурные объекты для участников и гостей Олимпиады, и одним из них стала Олимпийская деревня — жилой кластер из восемнадцати 16-этажных панельных домов на Мичуринском проспекте для иностранных спортсменов, который после окончания Игр должен был стать жилым микрорайоном.
Другой знаковый объект — Центральный дом туриста на Ленинском проспекте. Это и сейчас одно из самых высоких строений в округе, а в 1980 году 35-этажное здание впечатляло приезжающих в столицу гостей. Гостиницу начали строить по заказу ВЦСПС и Центрального совета по туризму и экскурсиям еще в 1972 году, чтобы здесь могли разместиться иностранные туристы по профсоюзной линии, которых становилось все больше. Из-за сложности проекта строительство растянулось на долгих восемь лет, но к Олимпиаде ЦДТ все же успел открыться.
Гостиница «Салют»
Ленинский проспект, дом 158
Годы строительства: 1977–1980
Гостиница стала еще одним объектом, построенным к Олимпиаде-80. Заказчиком выступила та же организация, что и у ЦДТ, — Центральный совет по туризму и экскурсиям, с той же функцией — размещением иностранных туристов и делегаций. Гостиница по замыслу должна была встречать иностранцев, прибывающих из аэропорта Внуково. На тот момент 24-этажная гостиница была самым высоким зданием поблизости, поэтому стала знаковой постройкой на въезде в город.
Nametkin Tower
улица Наметкина, 10
Годы постройки: 2022-2025
С момента появления первых жилых домов на Юго-Западе стандарты не раз менялись, от красоты и комфорта нередко приходилось отказываться в пользу функциональности. Современным проектам, однако, удается сбалансировать все три параметра. Сейчас на улице Наметкина строится один из таких проектов — многофункциональный комплекс апартаментов бизнес-класса Nametkin Tower (Наметкин Тауэр). За концепцию архитектуры, общественных пространств и благоустройства территории отвечает нидерландское бюро Mecanoo. Объекты бюро построены в десятках городов мира, и Nametkin Tower — их первый проект в России. Для него архитекторы придумали уникальное для столичного девелопмента общественное пространство на 25-м этаже — приватную досуговую зону Sky Area с выходом на тематические площадки на открытом воздухе и роскошными панорамами Москвы, Воробьевых гор и Битцевского лесопарка. Здесь организуют лаунж-зону, пространства для спорта и проведения мероприятий, комнату для игр детей, хобби-комнату и кабинеты для приходящих специалистов (визажистов, мастеров по маникюру и массажу). Резиденты смогут проводить время в общественной гостиной с функциями коворкинга и Sky Bar, многофункциональном спортивном зале или за партией в настольный теннис или бильярд.
Внутренняя инфраструктура комплекса планируется максимально насыщенной. При этом концепция инфраструктуры и благоустройства здесь продумана до мелочей: входы в ресторан и магазины будут располагаться вдоль улицы Наметкина, а внутреннее дворовое пространство, свободное от машин, останется доступным только для резидентов. Здесь можно будет бегать, заниматься спортом, проводить время с семьей или отдыхать в тишине и уединении. Специальные прогулочные маршруты разрабатывают и для родителей с колясками.
Из подземного двухуровневого паркинга можно будет быстро и удобно выехать на главные улицы района и добраться до главных транспортных артерий столицы. В пешей доступности сразу четыре станции метро — «Новые Черемушки», «Калужская», «Воронцовская» и «Зюзино». Для неспешных прогулок на свежем воздухе идеально подойдут Воронцовский парк, парк «Долина реки Котловки», Парк 70-летия Победы и Битцевский лес.