Отношения с детьми



КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С ДЕТЬМИ

ПОЧЕМУ РАЗГОВАРИВАТЬ ВАЖНО?
Личность ребенка во многом формируют родители. Семья — это первичная среда, с которой сталкиваются дети. Когда взрослые озвучивают собственные чувства и мысли рядом с ребенком, они помогают ему научиться делать то же самое. Ребенок начинает рефлексировать, осознавать, что он думает по поводу той или иной ситуации, учится выражать свои мысли и чувства.

Когда ребенок впоследствии будет общаться со сверстниками, то сможет понять и проговорить, что его может тревожить в той или иной ситуации, что причиняет ему боль, что он чувствует и почему эти чувства именно такие. Именно контакт родителей с ребенком учить его быть в контакте с другими людьми.

Быть в диалоге с детьми необходимо с раннего детства. Это закладывает фундамент для близких отношений, и ребенок растет со знанием того, что в любой ситуации он может прийти к двум взрослым людям, которые поддержат его, смогут защитить и помочь. Благодаря такому контакту, у детей уходит чувство страха и стыда за свои поступки. И в сложной ситуации ему будет гораздо проще прийти к родителю и рассказать, что он сделал что-то и переживает из-за этого.

КАК РАЗГОВАРИВАТЬ ПРАВИЛЬНО?
Дети постоянно наблюдают за родителями. Бывает так, что слова мамы или папы расходятся с реальными действиями. Например, взрослые говорят, что нельзя обижать пожилых людей, а потом кричат на бабушку. Или постоянно твердят, что нужно читать книги, а сами сидят в телефоне. Такое поведение подрывает доверие ребенка к родителям. Когда он слышит одно, а видит другое, то начинает сомневаться в том, как все-таки себя вести и со временем перестает слушать родителей. Поэтому очень важно оставаться последовательным со своими детьми в том, что вы говорите и что делаете.

Последовательность — одна из самых сложных вещей для родителей, но именно она является базовой в отношениях с ребенком и формирует доверие между вами.

Очень важно говорить с детьми о вашей реакции на его поведение. Если ребенок вас обидел, можно честно сказать ему: «Знаешь, ты сейчас сделал мне больно». Так он сможет понять, что любое его действие влияет на другого человека. Если же родитель обиделся, но промолчал или сделал вид, что не заметил поступок, ребенок будет продолжать это делать.

Признавайте вину. Если вдруг вы сорвались и ваша реакция напугала ребенка, попросите прощения: «Извини, пожалуйста, за то, что я сделала. Я не хотела этого, меня переполнили чувства». Так ребенок сможет понять, что родители — не истина в последней инстанции, а люди, которые могут ошибаться. При этом такое откровение с вашей стороны только сблизит вас.

Дети начинают утаивать что-то, когда боятся реакции родителей. Как правило, до этого ребенок уже столкнулся с какой-то неадекватной (по его мнению) реакцией на свой поступок. Родители — живые люди и не всегда контролируют эмоции, однако необходимо воспринимать действия ребенка максимально спокойно, говорить ему о своих чувствах и обсуждать его поступок, оставаясь в контакте с ним. Иначе он почувствует себя пристыженным или отвергнутым и в следующий раз не придет к родителю со своей проблемой.

Что бы ни сделал ребенок, реагируйте только на его поступок. Сразу же дайте понять, что с его личностью все хорошо, а вот поступки, которые он совершает, могут быть нехорошими.

Пример: ребенок украл шоколадку в магазине и рассказал об этом. Для начала скажите, что вы любите его. Потом объясните, почему вас разочаровал или расстроил поступок (именно поступок, а не ребенок). Обсудите, почему он решил так поступить. Объясните, почему такое поведение неприемлемо. Можно рассказать про то, что преступников наказывают и отправляют в тюрьму. В течение всего разговора оставайтесь в контакте с ребенком, не срывайтесь на него, поддержите и постарайтесь вместе разобраться в ситуации.

Почему нужно говорить «нет»

Слово «нет» формирует границы ребенка. В будущем он сможет сказать «нет» окружающим, если у него не будет ресурса делать то, к чему он не готов.

Говорить «нет» необходимо спокойно. Без криков, угроз, манипуляций и физического наказания, которые только испугают ребенка. Возможно, он тяжело примет отказ, будет расстроен, даже заплачет, но запомнит эту ситуацию и постепенно начнет воспринимать слово «нет» спокойно и из уст других людей, и для самого себя.

Чтобы помочь ребенку справиться с отказом, поддержите его. Например, если он требует купить какую-то игрушку в магазине, спокойно объясните, почему не делаете это. Скажите, что вы понимаете его чувства, но игрушка дорогая, и сейчас нет никакого праздничного повода для покупки. Постарайтесь объяснить ребенку, что понимаете его чувства и разделяете их, но, к сожалению, не можете купить все в этом мире. Обнимите его, скажите, что любите, но сейчас не можете дать то, что он хочет. В этот момент нужно физически быть на одном уровне с ребенком, а не смотреть на него свысока: присядьте рядом и смотрите в глаза во время разговора. И будьте готовы к долгому и монотонному повторению причин отказа, которое, возможно, будет сопровождаться уговорами со стороны ребенка. Но вам важно быть последовательным, поэтому запаситесь терпением и стойте на своем, не забывая при этом поддерживать ребенка.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ОТДАЛИЛСЯ?
Для начала нужно признать это. После можно прямо сказать об этом ребенку: «Ты знаешь, я вижу, что мы отдалились друг от друга» или «Мне кажется, что мы стали реже обниматься и разговаривать». Дальше можно продолжить так: «Давай попробуем чаще проводить время вместе. Как тебе эта идея?». Очень важно спрашивать ребенка, что он думает об этом, позволить ему проявить инициативу и обозначить свои чувства.

Если он скажет, что все в порядке и ему достаточно внимания, скажите, что вы всегда рядом, и у вас есть время и желание выслушать его. Предложите вместе придумать какой-то совместный ритуал, общее хобби или увлечение для вас двоих или для обоих родителей и ребенка. В процессе вы сможете больше разговаривать на разные темы, и ваш контакт будет крепнуть.

Когда в семье несколько детей, старайтесь иногда проводить с ними время по отдельности. Часто бывает так, что старшему ребенку уделяют меньше времени и внимания, потому что младшему требуется больше заботы в силу возраста. Важно показать старшему, что у вас есть время для него. Постарайтесь иногда куда-то ходить с ним вдвоем или вместе придумайте какой-то только ваш ритуал вроде посещения кафе-мороженого по воскресеньям. Так он не будет чувствовать себя лишним.


КАК ПОКАЗАТЬ РЕБЕНКУ, ЧТО ОН ВАМ ИНТЕРЕСЕН?
Задавайте вопросы. Но помните: фраза «Как дела в школе или детском саду?» не откликается у детей. Скорее всего, в ответ вы услышите краткое: «Хорошо».

Здесь отлично подойдет такая формулировка:


Когда вы спрашиваете ребенка о его эмоциях, он начинает думать над ответом, размышлять о своих чувствах, и, отвечая, открывает вам свой внутренний мир. Так формируется близость.
Ребенку очень важно видеть ваш интерес, так он чувствует себя значимым и, как правило, с готовностью идет на контакт, даже если сначала ему сложно. Поэтому интересуйтесь им и его жизнью, узнавайте, с кем он дружит, с кем ссорится, что ему нравится делать, а что — нет.



«Что сегодня сделало тебя счастливым?»
«Что тебя порадовало?»
«Что тебя опечалило или расстроило в этот день?»
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО С РЕБЕНКОМ ЧТО-ТО ПРОИСХОДИТ?
Даже в семьях, где царит атмосфера доверия, дети порой ведут себя закрыто, если столкнулись с какими-то серьезными переживаниями.

Если вы заметили, что у ребенка изменилось поведение: он стал тихим, пропал аппетит, ребенок часто выглядит расстроенным, замыкается в себе, обязательно скажите: «Послушай, мне кажется, что ты очень печален в последнее время. Возможно, я ошибаюсь. Расскажи, пожалуйста, что происходит в твоей жизни? Тебя что-то тревожит?».

Будьте готовы, что вам не ответят сразу, и не сдавайтесь. Родитель должен помогать ребенку раскрыться, поэтому продолжайте проявлять интерес, формулируйте вопросы по-разному и терпеливо ждите, когда он будет готов рассказать вам о своих переживаниях. Конечно же, никакого давления с вашей стороны быть не должно. Если вы не получили ответ, дайте ребенку время и вернитесь к разговору через пару дней.
Если вы чувствуете, что не справляетесь сами, обратитесь к детскому психологу.
КАК СФОРМИРОВАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОДРОСТКОМ?
Выстраивать контакт с подростком сложно. В один день они могут открытыми и принимающими, в другой — колючими ежиками. Поэтому очень важно давать им личное пространство и при этом транслировать, что вы готовы к контакту, и повторять это часто.

Начните с главного. Скажите подростку прямо, что вы понимаете, что отдалились друг от друга и, возможно, для него ваше стремление общаться уже не актуально. При этом вам хочется все наверстать и вы готовы работать над собой. Конечно, для выстраивания контакта нужны двое, поэтому попросите его вам помочь.

Не стесняйтесь обращать внимание на ваши перемены и и говорите о них. Например: «Ты знаешь, я стала терпимее относиться к тому, что ты не разговариваешь со со мной по вечерам» или «Мне сложно, но я стараюсь говорить с тобой на твоем языке». Не бойтесь признать, что вы не гуру и вам порой сложно понять вашего ребенка, но вы хотите это делать и будете продолжать меняться.
Используйте для сближения его каналы связи с этим миром. Узнайте, что интересует вашего ребенка, и предложите сходить вместе на концерт его любимой группы или поиграть в его любимую компьютерную игру. Не заставляйте ребенка читать классику, а узнайте, какую книгу он любит, и прочитайте ее.
Когда подросток увидит ваш интерес и почувствует, что вы больше партнер, чем родитель, он оценит это и приоткроет дверь в свой мир.
Текст и верстка: Саша Чернякова
Выпускающий редактор: Анна Данилина
Корректор: Наталья Сафонова
Фотографии: Unsplash, интернет-магазин «Бергамот и корица»
Креативный продюсер: Саша Чернякова
© All rights reserved
Snob
[email protected]