люди
Замоскворечья:

кто жил и творил в историческом районе столицы

Замоскворечье — динамично развивающийся район, который сегодня является одним из ключевых центров притяжения горожан. Интересно, что таким же он был и сто, и даже двести лет назад — все потому, что его облик формировали выдающиеся люди своего времени: от архитекторов и историков до благотворителей и меценатов.
Рассказываем о том, какой вклад они внесли в развитие страны и чем район может вдохновить сегодня.

интерактивная карта

*нажми на иллюстрацию и узнай, какое наследие оставили после себя великие
#искусство
#театр
#архитектура
#модерн
#архитектура
#драматургия
#литература
#предпринимательство
#история

наследие великих

-----редприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.
----- редприниматель, владелец уральских чугуноплавильных заводов, меценат.
----- сторик, профессор Московского университета, автор многих трудов, в том числе «Сказания иностранцев о московском государстве» и «Курса русской истории» в пяти частях.
----- упец, меценат, собиратель театральных реликвий, основатель театрального музея, который сегодня известен как Театральный музей имени Бахрушина.
----- рхитектор, мастер русского модерна, реализовал более 200 проектов в Москве и за ее пределами: среди них — Особняк Зинаиды Морозовой и Ярославский вокзал.
----- рхитектор, занимавшийся реконструкцией старейшей московской мечети в Татарской слободе.
----- аматург, автор 47 пьес, основоположник национального театра.

интерактивная карта

*листай экран справа налево, нажми на иллюстрацию и узнай, какое наследие оставили после себя великие

наследие великих

#искусство
#театр
#архитектура
#модерн
#архитектура
#драматургия
#литература
#предпринимательство
#история
-----редприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.
----- редприниматель, владелец уральских чугуноплавильных заводов, меценат.
----- сторик, профессор Московского университета, автор многих трудов, в том числе «Сказания иностранцев о московском государстве» и «Курса русской истории» в пяти частях.
----- упец, меценат, собиратель театральных реликвий, основатель театрального музея, который сегодня известен как Театральный музей имени Бахрушина.
----- рхитектор, мастер русского модерна, реализовал более 200 проектов в Москве и за ее пределами: среди них — Особняк Зинаиды Морозовой и Ярославский вокзал.
----- рхитектор, занимавшийся реконструкцией старейшей московской мечети в Татарской слободе.
----- аматург, автор 47 пьес, основоположник национального театра.

Татарская 35

Резидент

Как и сто лет назад, Замоскворечье притягивает людей, которые думают не только о насущном, но и о том, что они оставят после себя. Тех, кому хватает энергии, воли и таланта, чтобы менять мир вокруг к лучшему, создавать вещи, за которые будут благодарны будущие поколения. И  «Татарская 35» воплощает эту энергию как нельзя лучше.
В меняющемся Замоскворечье связь прошлого и будущего ощущается особенно сильно. Здесь можно, как сто лет назад, гулять по Репинскому скверу или Михайловскому саду, а после ужинать в самых модных ресторанах Москвы (от Björn до «Бутчера») и изучать современное искусство в ГЭС-2.

/ Достойное окружение

По будням после работы спускаться к реконструированной Овчинниковской набережной и отдыхать, глядя на воду, а по выходным ходить в любимый Бахрушиным Малый театр или Третьяковскую галерею. Район, несмотря на статус центра притяжения, остается очень уютным и камерным, а во внутреннем дворе «Татарской 35» и вовсе свой сад в стиле итальянского романтизма.
01
02
Система умного здания сама узнает жильца и открывает перед ним двери, поднимает лифт на нужный этаж — как дворецкий из фантастического рассказа. Работать можно не выходя с территории клубного комплекса: его резиденты встречаются с партнерами в переговорных и обсуждают последние новости в сигарной комнате. В деловом пространстве есть библиотека, чтобы поработать и просто провести время в тишине. Набраться сил можно в трехуровневом велнес-центре с бассейном и сауной, а также массажным кабинетом. Здесь же — тренажерный зал.

/ Современные решения

Если в XIX веке, чтобы получить передовое решение, требовалось заказывать проект резиденции у Федора Шехтеля, то сегодня достаточно выбрать девелопера, который делает ставку на современные решения. Например, концепция «умного дома» в элитном комплексе «Татарская 35» воплощена в системах отопления с авторегулировкой температуры — она зависит от того, какая погода на улице прямо сейчас. На двух подземных этажах расположен паркинг с удобным подъездом и увеличенными машиноместами. Тут же можно зарядить электрокар.
Для того чтобы юные жители дома могли выдерживать свой, обычно плотный, график без труда, есть репетиторская, детский клуб, площадка — и целый двор, чтобы гулять с родителями и друзьями. Рядом — Пироговская школа и Школа № 1259, Лицей при посольстве Франции, Колледж МИД РФ, МГАХИ имени Сурикова и другие ведущие учебные заведения.
В «Татарской 35» можно выбрать квартиру с готовой отделкой, оснащенную всей необходимой техникой: от стиральных машин и умных унитазов до встроенных кухонь и техники премиальных европейских брендов. Выбирая квартиру здесь, нет нужды отвлекаться от своих дел, погружаясь на многие месяцы в ремонт, можно сразу перейти к приятной части — лучшим видам на Замоскворечье за утренним кофе.
Отсюда видны «Балчуг» и Кремль, высотка на Котельнической набережной и огни Садового кольца.
Вид лучше и в самом деле не найти.

/ С заботой о будущем

Наконец, сама квартира станет превосходной инвестицией — и наследием для следующего поколения. Не только потому что это статусный объект, который всегда будет расти в цене, но и потому что это новая страница истории Замоскворечья.
Над проектом работали:
Реклама. Рекламодатель ООО «СЗ «ПРАКТИКА» Проектная декларация на наш.дом.рф
erid: F7NfYUJCUneTRxyzfLdX
Софья Беньяминова
Анна Евдокимова
Юлия Кельман
Ольга Обыденская
Анна Мягкова
Дарья Комова
Елена Россоховатская
Ася Соколова
Анастасия Рыжкова
Юлия Чернышева
Арина Шлесина
Полина Трефилова
03
04

/ Квартиры с видом на жизнь

что делаем
Вы находитесь в Замоскворечье, где во все времена жили выдающиеся люди: писатели, архитекторы, предприниматели и меценаты. Нажимайте на иллюстрации, чтобы узнать больше о каждом из них.
выберите интересного вам жителя Замоскворечья
нажмите на его изображение
читайте о герое в открывшемся окне
Внизу страницы вы найдете интересную информацию о новой архитектурной достопримечательности района.
#история
биография
------ В 1832 году в Замоскворечье родился меценат Павел Третьяков. Его семья занималась торговлей и именно поэтому жила в купеческом районе Москвы. Уже в 15 лет Павел вел семейные дела как бухгалтер: казалось очевидным, что рано или поздно он станет крупным торговцем. После смерти отца бизнес фактически перешел Павлу и его брату Сергею. Дела у них шли хорошо — настолько, что уже через 16 лет братья вместе с купцами-партнерами запустили полноценное производство — льняную мануфактуру в Костроме — и с тех пор занимались реализацией уже собственной продукции.
------ Павла, впрочем, интересовал не только бизнес. Он активно занимался благотворительностью: например, помогал Арнольдовскому училищу для глухонемых детей.

------ Третьяков дружил с творческой интеллигенцией: по улочкам Замоскворечья он гулял с артистами и художниками. Круг общения определил еще одну страсть мецената — коллекционирование картин.
------ Сегодня вспоминать собирателя произведений искусства и человека большого сердца можно, не только рассматривая картины в Третьяковской галерее, но и гуляя по Замоскворечью. Например, именно Павел Третьяков финансировал реставрацию храма, который сегодня известен как церковь Николы в Толмачах.
------ В дом в Лаврушинском переулке, который позже стал галереей, Третьяков привозил полотна не только иностранных, но и российских мастеров, что вызывало у его знакомых искреннее недоумение: в большое будущее русского искусства тогда верили немногие. Третьяков же был визионером. Меценат покровительствовал молодым художникам — его расположения искали. Пополнял коллекцию он не только за счет находок, он нередко заказывал целые серии работ портретистам: именно так в собрании оказались картины Василия Перова и Ивана Крамского.
третьяковская галерея
#театр
биография
------ Купеческое происхождение было и у другого известного мецената — Алексея Бахрушина. Как и многие другие торговцы, представители известной династии жили в Замоскворечье. Один из самых эрудированных людей Москвы конца XIX века, Бахрушин имел только семь классов образования, о чем, впрочем, всю жизнь жалел.

------ Дело жизни Бахрушина определил случай. Как-то раз в общей компании двоюродный брат Алексея, Сергей Куприянов, хвастался театральными реликвиями и «вещицами», которые купил у антикваров.
------ Бахрушин же назвал увлечение родственника пустым: коллекционирование имеет смысл, сказал он, только когда ищешь сам. Тогда брат предложил пари: кто соберет больше «сокровищ» за месяц, тот и прав. Бахрушин вызов принял и победил. Первыми артефактами в его коллекции стали 22 небольших портрета «неизвестных в театральных костюмах» — их Алексей купил за 50 рублей. Увлечение быстро переросло в настоящую страсть: Бахрушин потратил годы на поиск интересующих его объектов и изучение ассортимента антикварных лавок сразу во всей Европе с помощью своих агентов.
------ Здание, в котором сейчас находится коллекция, строилось как усадьба для самого Бахрушина. Ее проект разрабатывал знаменитый архитектор Карл Гиппиус — именно он предложил английский готический стиль, который уже тогда отличал дом от его «окружения». Кстати, экстерьер одноэтажного особняка прекрасно сохранился, поэтому сегодня горожане видят дом именно таким, каким его задумывал Гиппиус.
------ Первую выставку Бахрушин организовал в родительском доме, в Замоскворечье. Друзья и знакомые коллекционера рассматривали программки, афиши, фотографии с автографами известных актеров, пуанты балерин и перчатки актрис, а также многое другое. Впрочем, оценить экспонаты по достоинству тогда было сложно — истинную их ценность сознавал только сам меценат. Сегодня увидеть собрание можно в Театральном музее имени Бахрушина, который находится на улице его имени.
театральный музей
#архитектура
биография
------ О еще одном человеке, который повлиял не только на облик Замоскворечья, но и на общественную жизнь страны, известно немного. Исследователи доподлинно знают, что профессиональное обучение Дмитрий Певницкий начал в 1842 году в Московском дворцовом архитектурном училище. Учебное заведение он окончил в 1855 году, получив должность помощника архитектора и чин коллежского регистратора.
------ Дальше была работа архитектором в Архангельской казенной палате и Московском техническом училище. В 1880 году Певницкий стал участковым архитектором Замоскворечья — то есть тем, кто фактически курировал все архитектурные работы в этом районе.
------ Интересно, что, глядя на мечеть, трудно определить, к какому именно архитектурному стилю она относится, — это связано с тем, что внимание уделялось не столько единообразию, сколько функциональности мечети.
------ В 1880-е Дмитрий Певницкий начал работу над одним из главных своих проектов — реконструкцией старейшей московской мечети, расположенной в Татарской слободе. Утвердил план, разработанный Певницким, сам генерал-губернатор Москвы Владимир Долгоруков. После этого здание было заметно расширено, у мечети появились купол и минарет — она стала практически такой, какой ее можно увидеть сегодня, гуляя по Замоскворечью.
московская мечеть
#история
биография
------ В историю Замоскворечья навсегда вписано имя Василия Ключевского. Родился известный историк, впрочем, не в Москве, а в селе Воскресеновка Пензенской губернии, в семье священника. Когда мальчику было девять лет, его отец умер — утрату Василий переживал тяжело и даже начал заикаться.

------ Через год он поступил в духовное училище — Ключевский был способным и старательным, однако по части предметов отставал, как раз из-за заикания. Тогда мать мальчика попросила одного из старших учеников училища позаниматься с ним, и от заикания удалось избавиться, а вот окончания слов Ключевский до конца жизни произносил медленно, что стало узнаваемой манерой будущего лектора.
------ Хотя преподавательская карьера могла не сложиться — Ключевский поступил в семинарию. Он практически завершил обучение, однако на последнем курсе неожиданно для всех бросил учебу и подал документы в Московский университет.

------ Уже в 1870-е годы он начал преподавать, а в 1880-е — защитил докторскую. Лекции Ключевского были невероятно популярны, причем не только среди его студентов: он не просто увлекательно рассказывал об исторических событиях, но вовлекал слушателей в обсуждения и дискуссии.
------ Именно здесь знаменитый историк разработал фактически новую концепцию исторического процесса.
------ Ключевский работал над курсом лекций, который впоследствии стал основой для научного труда «Курс русской истории», в Замоскворечье. Вместе с женой и сыном он жил в доме № 6 по 1-му Хвостову переулку, недалеко от Серпуховских ворот.
дом № 6 по 1-му хвостову переулку
#предпринимательство
биография
------ Семья Демидовых внесла значительный вклад в развитие российской промышленности, в том числе в изыскание рудных месторождений и строительство железоделательных заводов. О каждом представителе этой династии можно написать отдельную книгу: внимания заслуживает и ее основатель Никита Демидов, который прошел путь от подмастерья до владельца завода, и его сын Акинфий, наладивший экспорт уральского металла в Европу, и живший уже в начале XIX века Николай Демидов, занимавшийся меценатством и коллекционированием произведений искусства.
------ Его сына, Павла Демидова, занимала созидательная работа. Он страстно любил все новое — и поэтому, например, посылал рабочих с заводов учиться тонкостям работы за границу. Вообще, к сотрудникам Павел Демидов относился с большим уважением: тем, кто увольнялся по старости, он выплачивал ежемесячную пенсию — тогда это было редкостью. А еще он поддерживал выпуск научных трудов и даже учредил премию для тех, кто «обогащал Россию новым сочинением».
------ Бизнесмены Демидовы хотели оставаться в центре событий. Сегодня, гуляя по Толмачевскому переулку, можно увидеть не только саму усадьбу, но и то, что окружало Павла Демидова, когда он размышлял, как помочь своей стране.
------ Еще в XVIII веке представители семейства задумались о важности родового гнезда — так было построено здание в стиле классицизма, известное сегодня как Усадьба Демидовых. Замоскворечье для строительства было выбрано неслучайно — здесь уже тогда кипела жизнь: на улицах и в салонах обсуждались главные общественно-политические события и подробности жизни первых лиц государства.
усадьба демидовых
#архитектура #модерн
биография
------ Федор Шехтель родился в семье обрусевших немцев в Петербурге. Когда мальчику было шесть, он вместе с родителями и двумя братьями переехал в Саратов. Вскоре после этого отец и старший брат Федора умерли, а мать, которая не могла содержать двух детей, отдала их на усыновление. Сама же уехала в Москву и устроилась экономкой в дом Павла Третьякова. Подростком Федор Шехтель переехал к матери в столицу. В доме Третьякова он познакомился с архитектором Александром Каминским, который, разглядев способности Шехтеля к рисованию и черчению, пригласил его работать в свою мастерскую.
------ Начинал Шехтель с проектирования городских павильонов и временных сооружений для городских парков, позже были частные дома и театры. Среди важнейших проектов Шехтеля — Типография Левенсона — первая в России типография, построенная в стиле модерн. Заказы архитектор получал от известнейших людей своего времени: от Рябушинских до Морозовых. Предпринимателей привлекал уникальный почерк Шехтеля — архитектор любил эксперименты.
------ Вообще некоторые архитекторы называют Дом Гальперина не иначе как «изумруд Шехтеля». Здание было построено в стиле модерн с элементами готики и понравилось не только заказчику, но и жителям столицы.
------ Одним из самых значимых проектов Федора Шехтеля был дом, который строился в начале XX века по заказу меховщика-миллионера Ильи Гальперина. Последний рассчитывал разместить в здании меховой салон (так в итоге и вышло), поэтому Шехтель окружил вход в дом огромными окнами-витринами.
дом гальперина
#драматургия #литература
биография
------ Драматург Александр Островский родился в Замоскворечье и первые несколько лет прожил на Малой Ордынке. Его любовь к театру определило школьное увлечение: учась в Первой московской гимназии, Островский играл в драматическом кружке. Кроме того, будущий писатель посещал все главные столичные постановки и рассказывал одноклассникам о том, как играли, например, Мочалов и Щепкин. Несмотря на желание сына связать жизнь с драматургией, отец заставил его поступить на юридический факультет Московского университета, из которого он, впрочем, был отчислен.
------ После этого Островский работал в канцелярии суда, но фактически большую часть времени посвящал писательству. Популярность к нему пришла действительно быстро: его талант признавали не только читатели, но и коллеги, а пьесы ставились в главных театрах столицы. Фактически именно Островский стал основоположником русского национального театра: помимо прославивших его драм о быте и нравах времени (от «Бесприданницы» до «Грозы»), драматург создал собственную концепцию театральных постановок.
------ В 1954 году на ее месте был установлен памятник драматургу. Сегодня, посетив дом-музей, можно узнать больше не только о самом драматурге, но и о том, как в XIX веке жила купеческая Москва.
------ Дом на Малой Ордынке, в котором писатель жил в раннем детстве, теперь Дом-музей Александра Островского. Это деревянное здание было построено еще в конце XVIII века. Оно примыкало к церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Голиках, которая в 1931 году была снесена по приказу советской власти.
дом-музей александра островского