О деньгах и сотрудничестве с издательствами
— В книгах ты продаёшь права на русский язык, в кино — на территорию, а в театре — на город. Но расслабьтесь, в литературе нет никаких денег. Если говорить про кино, то рынка и установленных цен в России нет — кто на сколько сторгуется. Я продавал права на экранизацию, допустим, за пять миллионов рублей — с текущим уровнем инфляции и с учетом того, что книгу пишешь год, это немного. Театр купит пьесу в среднем за 400 тысяч рублей, плюс как договоришься проценты на роялти.
— Киношники ко мне пока не приходили, а первые большие деньги — миллион рублей — я увидела, заняв первое место в номинации «Поэзия» премии «Лицей». Это было огромным подспорьем, потому что жизнь тогда складывалась довольно тяжело. В 2023 году мои «Салюты» вошли в шорт-лист «Большой книги». Я тогда хоть и не выиграла, но была очень рада сидеть в одном зале с великими писателями. Кто-то из них подходил, говорил, что читал мою книгу и она классная, — это абсолютно фантастические ощущения!
— Я очень благодарна «Альпине»: авансы у издательства достойные, роялти приходят вовремя. Первую книгу я выпускала в другом издательстве — к сожалению, всё вышло не так, как я думала. (При том что до этого дважды выигрывала «Лицей», пусть и в поэтической номинации.) С «Альпиной» я как у себя дома. Им действительно интересно, что я делаю.
— Наверное, это неправильно, но я никогда не думала о литературе как о способе заработка. Напротив, считала, что мне надо прокормить нас обеих. Поэтому и издательство выбирала сердцем, хотела опубликоваться именно в NoAge и даже не рассматривала другие варианты.
— Вместе с этим благодаря роману у меня появляются интересные проекты, которые приносят неплохие деньги, — то есть опосредованно, но я всё-таки зарабатываю литературой.
— Самую первую книгу я издавал через одно крупное издательство, и оно её просто похоронило. Я буквально приезжал к ним, покупал коробку своих книг и отправлял подписчикам по почте — продал таким образом половину тиража. Остальное лежало не то что на полке, а в подсобках магазинов. В издательстве сказали, что книга не «зашла» и продолжать сотрудничество не имеет смысла — такой удар для меня. Потом начался COVID, мой бизнес развалился, потому что заказчик отказался платить деньги за выполненную работу. И вот посреди всего этого хаоса я сел писать «Сато». Решил, если попаду с ним в лонг-лист какой-нибудь премии, значит, чего-то стою и буду продолжать. Отправил рукопись в «Электронную букву» и через издательство, которое работало с профессиональной литературой, но согласилось выпустить мою книгу тиражом 200 экземпляров, — подался на НОС. В лонг-лист «Электронной буквы» я не попал: возможно, мою рукопись никто и не увидел — туда, как я потом узнал, отправляют тысячи странных текстов. А от НОСа получил приз читательских симпатий. Тогда же мне на очень хороших условиях предложила сотрудничество «Альпина». Потом «Сато» выиграл премию «Новые горизонты», и на церемонии награждения ко мне подошёл представитель первого издательства: «мы всё поняли, исправляемся и готовы сделать вам предложение, от которого вы точно не откажетесь». Так вот, предложение «Альпины» было в десять раз лучше. А ещё от первого издательства я как-то получил роялти восемь (!) рублей, причем ехать за ними надо было в кассу.