— Меня в своё время очень и встревожил, и успокоил фильм «Всё ещё Элис». Джулианна Мур там играет преподавательницу, страдающую от болезни Альцгеймера. Но она still Alice, даже когда от её мира ничего не остаётся. К чему это я? К тому, что преображённая реальность в какой-то момент скрыла из моего поля зрения реальность существующую. Мой дед до сих пор не знает, что я посвятила ему роман. Многие не знают, что на обложке его фотография моей маленькой мамы, хотя я обещала этого не говорить. Всё началось с шахмат, и вот я уже выдумала себе биографию. Рассказала историю, не совсем даже мою.
— Иногда мне кажется, что это ужасно: всё, что я вижу вокруг, чужие беды, болезни и разводы, становится всего лишь материалом. Ладно бы я поступала так только с собственной биографией, но нет. Недавно друг рассказал мне о тяжёлой жизни и болезни своего деда, о том, как несправедливо, что это случилось с таким интересным человеком, ветераном Великой Отечественной, главой большой семьи. Но первое, о чём я подумала, как это ни ужасно, — смогу ли я это описать? Помимо воли вспоминаю эпиграф к «Реквиему» Ахматовой: «…Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами… спросила меня на ухо (тогда все говорили шёпотом):
— — А это вы можете описать?
— И я сказала:
— — Могу".
— Когда я впервые в жизни, в школе ещё, читала «Реквием», то думала: где оно, это описание, почему его нигде нет, почему эти беседующие у тюремных ворот женщины так неожиданно и странно обрывают диалог? И только потом поняла, что описание и есть поэма, и ничего не нужно больше.
— Примерно такие же ощущения я испытывала, читая «Праздник, который всегда с тобой» Хемингуэя. Это автобиографическое произведение, но это не значит, что он себя не придумывает. Мне кажется, что в стихах можно позволить себе быть более честным, прозрачным — парадоксальным образом как бы в них всегда больше автора, инерции его языка, эмоций; тем не менее иногда твой язык может стать языком эпохи, её надлома, страха, некоторые вещи просто невозможно было бы описать иначе. Я помню свои ощущения, когда познакомилась с немецким киноэкспрессионизмом, в частности посмотрела фильм «Кабинет доктора Калигари». Это 1920-е годы, совершенно новые средства выразительности, метафора психологического и социального надлома, который нельзя было описать иначе. Вернее, можно было бы, наверное, но режиссёр приспособил к изменившемуся миру не только план содержания, но и план выражения, именно его.
— Иногда нужна акварель.
— Иногда — простая чёрная тушь. Иногда — мел.
— Часто — кровь.
— Захожу на поле какой-то излишней патетики, признаю, но кровь — собственная. Иначе и текст будет выхолощенным, обескровленным.