Эскизы будущего
БУДУЩЕЕ КАК СИНТЕЗ НАУКИ, ТЕХНОЛОГИЙ И КУЛЬТУРЫ
Эскизы будущего
БУДУЩЕЕ КАК СИНТЕЗ НАУКИ, ТЕХНОЛОГИЙ И КУЛЬТУРЫ
7–8 октября в Национальном центре «Россия» прошёл симпозиум «Создавая будущее». Он собрал на одной площадке учёных, инженеров, художников и кураторов. Вместе они обсудили возможные сценарии будущего и их проектирование, воплощая идеи в конкретных образах и практиках.

Программа симпозиума включает дискуссии, лекции и перформансы по четырём основным направлениям: «Общество», «Технологии», «Глобальное сотрудничество» и «Открытая программа».

Ключевая идея — показать, как на стыке науки, технологий и искусства рождаются новые решения. Обсуждение сложных тем — на простом и понятном языке, доступном самой широкой аудитории.
НАПРАВЛЕНИЯ
КОНЦЕПТ
Будущее искусства
Можно ли проектировать будущее так же, как интерфейс или выставку? Сегодня художники, дизайнеры и архитекторы всё чаще берут на себя эту задачу, превращая данные в эмоции, технологии — в материал, а музеи и города — в лаборатории. Этот текст — о том, как искусство становится способом исследовать, чувствовать и формировать мир, которого ещё нет.
Что если перестать думать о будущем как о чём-то предопределённом? Представьте, что это скорее мастерская, где из набросков, идей и даже противоречий рождается что-то новое. Сегодня именно так на него смотрят многие художники, дизайнеры и архитекторы. Создание будущего перестаёт быть работой для стратегов, учёных и футурологов — оно становится творческим процессом.

Идеи, которые меняют мир, всё чаще рождаются в воображении и только потом облекаются в формулы и чертежи. Об этом, кстати, говорили ещё авангардисты в 1920-х. Ласло Мохой-Надь считал, что художнику нужна дисциплина инженера, а инженеру — фантазия художника. Эль Лисицкий проектировал парк Горького не как набор аллей и клумб, а как живое пространство, в котором посетитель становится соавтором. Это были не просто проекты, а первые попытки сделать будущее осязаемым.

Прошло сто лет, и всё повторяется, только теперь у нас куда больше инструментов. Современный художник может взять потоки данных со спутников и превратить их в огромную световую скульптуру, как это делает Рефик Анадол. В его работах данные можно не просто увидеть на графике, а почти почувствовать — как они живут, движутся и дышат.

Так будущее из абстрактного понятия превращается в нечто материальное. В пространство, которое можно менять, обустраивать и исследовать. Искусство, наука и технологии смешиваются: галерея становится похожа на лабораторию, лекция — на перформанс, а вместо сухих прогнозов — увлекательные истории.
И самое главное — в этом процессе мы больше не пассивные наблюдатели. Каждый из нас может стать соавтором этого нового мира.
ГОЛОСА БУДУЩЕГО
ЧТО НАС ЖДЁТ:
10 книг и 10 фильмов о будущем, которое уже стучится в дверь
Искусственный интеллект, климатическая катастрофа, генная инженерия и новые формы сознания — в этой подборке книги и фильмы, которые не фантазируют о будущем, а анализируют его как технологическую, научную и этическую реальность, в которую мы стремительно входим

КНИГИ
ФИЛЬМЫ
ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ
Экспертная программа — это серия содержательных мероприятий, ориентированных на профессиональное сообщество.

Оформить заявку на участие в экспертной программе
ПОДРОБНЕЕ
Открытая просветительская программа — это пространство живого диалога о будущем, где каждый может стать соавтором. Лекции, мастер-классы, дискуссии и инсталляции — от философии и экологии до метавселенных, нейросетей и биодизайна. Здесь студенты задают вопросы академикам, художники спорят с инженерами, а зрители участвуют в создании смыслов.
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ОТКРЫТОЙ ПРОГРАММЕ
Ты не зритель. Ты — соавтор.