ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ И ВСЛУХ
КАТЕГОРИЯ: ЛИТЕРАТРА
В начале пандемии случился бум электронных книг, читатели скупали новинки с виртуальных полок. Некоторые произведения издатели и вовсе отказались выпускать в бумажной версии. С тех пор набор литературных форматов стал еще разнообразнее — книги появляются в формате нарративных подкастов, аудиосериалов и видеоисторий. Привычная всем печатная форма никуда не делась, но теперь конкурирует с digital на равных. В этой номинации мы хотим представить российских авторов (как фикшн, так и нон-фикшн), выпустивших книгу на любом носителе.
ЛИТЕРАТУРА

НОМИНИРУЮ

Для того чтобы подать заявку, опубликуйте пост в любой из социальных сетей с рассказом о том, кто, по-вашему, достоин победы, с хэштегом
или заполните эту форму:

«Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»

«Если ты читаешь эти строки, стукнись по стене один раз», — просит героиня романа Татьяны Замировской только ей одной известного адресата. Тут все иллюзия — и жизнь, и смерть. Тут властвует оцифрованная реальность, где с помощью цифровых технологий можно воскреснуть, где есть свои этические проблемы, юношеские травмы, политика и даже восстание машин. И посреди всего этого иллюзорного приласканного мира самым реальным, самым долгожданным и самым необходимым остается условленный стук в стену. Значит, еще жива, еще любима, значит, все не напрасно.

«Смерти.net.»
Цифровое воскрешение как новая реальность
Татьяна Замировская, редакция елены шубиной
Новейшая
история России
в 14 бутылках водки
300 лет назад по распоряжению Святейшего Синода из православных храмов были удалены все деревянные скульптуры. Многие языческие боги и идолы тогда пошли на дрова и в костер, но какие-то остались, чтобы и дальше творить свои чудеса. История, рассказанная Андреем Рубановым, поначалу выглядит захватывающим детективом, но на самом деле перед нами классический образец жития. В данном случае — жития простого ремесленника, который становится Мастером, а обычное дерево в его руках — живым страдающим человеком. У всех героев Рубанова есть свое старорусское имя, и у каждого обязательно свой монолог. Из этих монологов, как из цельных брусков и бревен, выстраивается невесомое здание романа.

«Человек из красного дерева»
Остросюжетный триллер о славянском язычестве и православном христианстве
Андрей Рубанов, редакция елены шубиной
Новейшая
история России
в 14 бутылках водки
Роман-притча, роман-миф, написанный старомодным прелестным языком. Впрочем, это вполне оправданно. Ведь главным героям — княжеской паре Парфению и Ксении — уже 347 лет. Самые увлекательные страницы посвящены их поездке в Париж времен «желтых жилетов», где знаменитый режиссер Жана-Мари Леклер снимает о них биографический фильм, а они его консультируют и комментируют разные события, свидетелями которых оказались. В сущности, «Оправдание Острова» — это метафора исторического пути России. Водолазкин искусно переплетает времена и эпохи, сохраняя непременную константу — Остров, который выживет при любых обстоятельствах, временах и режимах.

«Оправдание острова»
Роман-притча об историческом пути россии
Евгений Водолазкин, редакция елены шубиной
Новейшая
история России
в 14 бутылках водки
Роман Михаила Гиголашвили — продолжение наркоэпопеи «Чертово колесо». В новом произведении тема зависимости отошла на второй план, уступив место взгляду на историю. На этот раз героями Гиголашвили становятся наркоманы, уголовники, люди подполья. Сам главный герой, именем которого назван роман, скорее пассивный наблюдатель, никак не влияющий на основной сюжет. Зато у него суперактивное окружение, где все захвачены идеей выживания. «Кока» — это прежде всего роман о времени. Причем тут дается сразу три разных исторических периода: первый — Европа, Россия и Грузия в переломные 90-е годы, второй — «потерянный рай» времен застоя в советской Грузии. Третья часть написана по мотивам Евангелия. При этом все три части составляют авантюрный исторический роман со множеством сюжетных пересечений, аллюзий и совпадений с сегодняшним днем.

«Кока»
Психоделическое путешествие во времени
Михаил Гиголашвили, редакция елены шубиной
Новейшая
история России
в 14 бутылках водки
Роман Гузель Яхиной «Эшелон на Самарканд», который в марте вышел в «Редакции Елены Шубиной», — одна из самых долгожданных книжных премьер сезона. Автор книги «Зулейха открывает глаза» вновь обратилась к самым болевым моментам в отечественной истории — большой голод начала 1920-х годов, беспризорные дети, жестокая власть, которая губит и спасает одновременно, массовые эпидемии, унесшие тогда миллионы жизней. События нового романа разворачиваются в 1923 году. Молодой фронтовик Гражданской войны Деев и детский комиссар Белая сопровождают эшелон с голодающими детьми из Казани, лесов Поволжья к пустыням Кызыл-Кума и горам Туркестана, в хлебный Самарканд. На пути в четыре тысячи верст их ждет множество приключений — от поиска кормилицы для новорожденного до встречи с бандитами.

Эшелон на Самарканд
Из голодающей Казани в хлебный Самарканд
гузель яхина, редакция елены шубиной
Новейшая
история России
в 14 бутылках водки
«Не надо стесняться» — книга о 169 композициях, которые волей-неволей знает наизусть почти каждый житель России. О каждой песне, вышедшей с 1991 по 2020 год, рассказывают ее создатели: поэты, композиторы, продюсеры, клипмейкеры и сами исполнители. Авторы собрали все хиты последних 30 лет: от «Лесоповала» и «Комбинации» до Монеточки и Моргенштерна. С одной стороны — перед читателем танцевальный плейлист, который подойдет для любой вечеринки и легко объединит сразу несколько поколений, с другой — увлекательное исследование, показывающее, как формировалась постсоветская поп-культура и как устроено современное российское общество.
Не надо стесняться
История постсоветской поп-музыки в 169 песнях
Афиша Daily и Институт музыкальных инициатив (ИМИ)
Новейшая
история России
в 14 бутылках водки
В 2021 году правозащитница, член Общественной наблюдательной комиссии Ева Меркачева не только продолжила отстаивать права заключенных, но и написала книгу «Град обреченных». Книга написана на основе документальных материалов — Меркачева побывала во всех семи российских колониях для пожизненно осужденных и поговорила там с заключенными, среди которых «маньяки и педофилы, киллеры и лидеры организованных преступных группировок», и с представителями администраций. Как пишет сама правозащитница, получившаяся в итоге книга — не сборник рассказов о громких и резонансных делах, а «история всей криминальной России».
Град обреченных
История всей криминальной России
Ева Меркачева, Альпина
Новейшая
история России
в 14 бутылках водки
Журналист Денис Пузырев больше 15 лет изучает алкогольный рынок. Его новая книга — это попытка взглянуть на водку не как на национальный напиток, а как на одну из главных движущих сил российской экономики и политики. Каждая глава книги — отдельный мини-детектив с интригами, в которых замешаны одесские бандиты, нынешние опальные олигархи и крупные государственные деятели, близкие к «Единой России». За водку убивают, на ней сколачивают состояния и делают политическую карьеру, водку используют даже для того, чтобы повлиять на рейтинг президента. Книга Пузырева — хорошее учебное пособие по новейшей истории и очередное напоминание всем, кто поднимает рюмку за столом, что водка — это смешно и страшно.
Новейшая
история России
в 14 бутылках водки
Документальный триллер о главном российском напитке
денис пузырев, individuum
Новейшая
история России
в 14 бутылках водки
В издательстве НЛО вышла книга, сразу ставшая и литературным событием, и сенсацией. Героиня дебютного романа Оксаны Васякиной «Рана» едет через полстраны в Сибирь, чтобы похоронить прах матери рядом с могилами предков. Произведение Васякиной с загадочным ирисом на обложке — это попытка вернуть прошлое и объясниться с самой собой. И это самый смелый текст о смерти и сексуальности, который появился в отечественной литературе за последние годы. В рецензии для «‎Сноба» критик Нина Агишева охарактеризовала книгу так: «‎В сущности, весь роман — это попытка объясниться с матерью. Нерасторжимая связь, но мало тепла и много непонимания. Кровное родство, но противоположность душ. Чувство вины и невозможность прощения. „Разомкнуться навстречу“ тем, кого мы потеряли, перед кем виноваты и кого не было для нас ближе и любимее. И такой простой финал такой сложной книги: „Мама, я люблю тебя“».
РАНА
Самый смелый текст о смерти и сексуальности в отечественной литературе
Оксана Васякина,Новое литературное обозрение
В этом году на международном сервисе аудиокниг Storytel вышла вторая часть аудиосериала Дмитрия Глуховского «Пост», названная «Пост. Спастись и сохранить». Это продолжение и финал сериала о постапокалиптической России, вышедшего на платформе два года назад. Его действие разворачивается в России недалекого будущего. В новой части автор поднимает темы исторической преемственности и наследия прошлого, ответственности детей за дела отцов и неистребимости зла. Текст читает сам Глуховский — и, как утверждают критики, делает это великолепно.
Пост. Спастись и сохранить
Продолжение самой политической книги популярнейшего российского автора
Дмитрий Глуховский, Второй сезон. Аудиосериал, Storytel Original
Весной на ярмарке Non/fiction прошла презентация романа Арсена Ревазова «Одиночество-13. Метаферонты», продолжения его бестселлера «Одиночество-12». Писатель отказался от текстовой версии и представил книгу в формате видеоподкаста в авторском прочтении. Роман объединяет под одной обложкой конспирологический боевик, научную прозу и романтический неонуар. Сюжет «Одиночества-13. Метаферонты» начинается в том месте, где завершается история первых двух частей «Одиночества-12» — «Братства» и «Бриллианта». Главными героями остаются те же персонажи. Но третья книга стала вполне самостоятельным произведением, и для знакомства с ней необязательно знать содержание первых двух частей.
Одиночество-13. Метаферонты
Альтернативная версия предыдущего романа писателя в новом формате
Арсен Ревазов, Видеокнига
Стать информационным партнером номинации:
Мария Семенюк, [email protected]