НОМИНАЦИЯ
ТЕАТР
Хоть театральный сезон оказался неполноценным и вынужденно усеченным, все же спектаклей на сцене и за ее пределами было достаточно много. Не обошлось и без реакции театра на события изоляции — видеоархивы старых постановок, стримы домашних спектаклей и даже драмы в зуме. Несмотря на опасения, в сентябре большинство театров все же открыли новый сезон, пусть и с осознанно полупустыми залами и рассадкой в шахматной порядке.
ПОДРОБНЕЕОНОМИНАНТАХ
ПОДРОБНЕЕ
О
НОМИНАНТАХ
ВШОРТЛИСТЕ
ВЛОНГ
ЛИСТЕ

АЛВИС ХЕРМАНИС

ИНТИМНЫЙ БАЙОПИК О ГЛАВНОМ РЕФОРМАТОРЕ КОНЦА XX ВЕКА


Редкий пример спектакля о живом политике: в зале на премьере постановки был сам Михаил Горбачев. На сцене последнего руководителя СССР играл Евгений Миронов. Его жену Раису — Чулпан Хаматова. Намеренно оставляя за кадром политические передряги, латышский режиссер Алвис Херманис выстраивает трехчасовой рассказ о стране через взаимоотношения первой четы Советского Союза.
«‎ГОРБАЧЕВ»‎
ТЕАТР НАЦИЙ

БОРИС ЮХАНАНОВ

ОПЕРА О СМЕРТИ ЛЕНИНА ПО ПЬЕСЕ О ЗЛОВЕЩЕМ ИМПЕРАТОРЕ НЕРОНЕ
Ученик Анатолия Васильева и Анатолия Эфроса показал на фестивале «‎Территория»‎ проект невиданного для довольно камерной сцены Электротеатра размаха. Критики сравнивали эту постановку с открытием Олимпийских игр в Берлине в 1936-м, только в масштабах подъезда или двора. Одна гигантская голова Ленина в венце, внутри которой происходит часть действия, чего стоит. Либретто оперы основано на пьесе о Нероне, приписываемой его учителю Сенеке. К тексту добавили отрывки из эссе Троцкого о Ленине 1924 года. Музыку к опере написал один из самых модных современных композиторов — Дмитрий Курляндский. За основу он взял первые такты революционной «‎Варшавянки»‎ в исполнении Ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова, около половины коллектива которого трагически погибли в авиакатастрофе в 2016 году.
«ОКТАВИЯ. ТРЕПАНАЦИЯ»
ЭЛЕКТРОТЕАТР СТАНИСЛАВСКИЙ

ДМИТРИЙ ЧЕРНЯКОВ

ОПЕРА-БЫЛИНА В СЕМИ КАРТИНАХ
Самый знаменитый российский оперный режиссер спустя девять лет вновь представляет громкую премьеру в Большом театре. Все эти годы Дмитрий Черняков знакомил зарубежную аудиторию с русским искусством, а теперь уже на Родине ставит недооцененного за границей Римского-Корсакова. На сцене среди второстепенных персонажей, похожих на ожившие иллюстрации к сборнику сказок, выделяются главные герои в повседневной офисной одежде. «‎Садко»‎ — еще одна постановка-переосмысление, вызвавшая долгие споры в соцсетях и на страницах культурных изданий.
«САДКО»
БОЛЬШОЙ ТЕАТР

МАКСИМ ДИДЕНКО

ТЕАТРАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ГЛАВНОЙ КНИГИ СОВЕТСКОГО АНДЕГРАУНДА
Текст важнейшего русского писателя современности Владимира Сорокина, кажется, невозможно экранизировать или визуализировать на сцене. Однако режиссер Максим Диденко с этой задачей справился. Смотреть постановку тяжело, некомфортно, порой даже невыносимо. Но норму, знаете ли, нужно принимать.
«НОРМА»
ТЕАТР НА МАЛОЙ БРОННОЙ
И «МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА»

ТИМОФЕЙ КУЛЯБИН

КОМЕДИЯ-ПЕРЕВЕРТЫШ О КОРРУПЦИИ И ГЕЙРОПЕ
Любимый режиссер Театра Наций Тимофей Кулябин поставил популярную в Германии, но не в России пьесу Генриха фон Клейста «Разбитый кувшин». Только вместо начала XIX века перенес действие в недалекое будущее. В голландскую деревушку приезжает почти гоголевский ревизор Вальтер, и судье Адаму приходится разбирать дело, главным виновником которого, впрочем, он сам и является. В роли ревизора выступает Ингеборга Дапкунайте. Вместо занавеса — карта Евросоюза. В роли прислуги — мигранты-мусульмане. Европа загнивает, повсюду царит средний пол. Не пугайтесь, Виталия Милонова на сцене не будет, и все это гротеск и фарс.
«РАЗБИТЫЙ КУВШИН»
ТЕАТР НАЦИЙ

ЮРИЙ
МУРАВИЦКИЙ

МАСТЕРСКАЯ ПАРОДИЯ НА ФРАНЦУЗСКУЮ КОМЕДИЮ ДЕЛЬ АРТЕ
Еще в 1968 году Юрий Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль по пьесе Мольера «‎Тартюф». ‎История про показного святошу, лгуна и грешника настолько понравилась зрителям, что идет в театре до сих пор с неизменным успехом. Юрий Муравицкий в постмодернистской манере переосмысляет традицию и представляет новый спектакль, поднимая низкий жанр комедии на уровень высокого искусства концептуального театра. ‎
«‎LE ТАРТЮФ. КОМЕДИЯ»


ТЕАТР НА ТАГАНКЕ
«‎LE ТАРТЮФ. КОМЕДИЯ»
ТЕАТР НА ТАГАНКЕ
СПЕКТАКЛЬ-МЕССА
С УЧАСТИЕМ
ЧУЛПАН ХАМАТОВОЙ,
ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА,
КИРИЛЛА СЕРЕБРЕННИКОВА
И ДРУГИХ
11
ЦЕРЕМОНИЯ НАГРАЖДЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ПРЕМИИ ПРОЕКТА «СНОБ» «СДЕЛАНО В РОССИИ»
ДЕКАБРЯ
20.00
ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ ИЗ АНГЛИКАНСКОГО СОБОРА СВ. АНДРЕЯ
НА YOUTUBE-КАНАЛЕ ПРОЕКТА «СНОБ»
ПОДРОБНЕЕОНОМИНАНТАХ
ПОДРОБНЕЕ
О
НОМИНАНТАХ
ВШОРТЛИСТЕ
ВЛОНГ
ЛИСТЕ

ВИКТОРИЯ НАРАХСА

ДРЭГ И ТРАВЕСТИ КАК НОВЫЙ ЧЕРНЫЙ
«Мамины туфли» — перформанс-исследование по мотивам реальных историй дрэг-артистов в России. В отличие от США и Европы, где дрэг — главный хит последних лет, в России это культурное явление загнано в тематические ночные клубы и считается чем-то маргинальным. Перформанс режиссерки Виктории Нарахсы пытается эту ситуацию исправить и выводит дрэг из серой зоны. Проект, представленный в пространстве «АРТ4», — лишь на первый взгляд шоу про глиттер, перья и каблуки. На деле же это глубокое и невероятно важное для России исследование самого явления дрэга — и как искусства, и как образа жизни.
«‎МАМИНЫ ТУФЛИ»‎
ГАЛЕРЕЯ «АРТ4»
«‎ПЕТРОВЫ
В ГРИППЕ»‎, «ГОГОЛЬ-ЦЕНТР»

ТАЛГАТ БАТАЛОВ

ДЕТИ ПРОТИВ ДУБИНОК
Театральная компания «Июльансамбль», или товарищество, или группировка — как хотите, выросла из мастерской Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ. В спектакле режиссера и актера Талгата Баталова, поставленном по тексту Михаила Дурненкова, собрано воедино лучшее, что есть у «Июльансамбля» — страсть, задор, энергия, сшибающая со сцены, любовь к новой драме и документальным текстам. Режиссер препарирует главный поколенческий конфликт — подростки против ОМОНа, будущее против силовой власти. «Наши герои — дети, которые противостоят в своем героическом трипе миру взрослых, — говорит режиссер Талгат Баталов. — Противостоят ментам, родителям, работникам КГБ. Как современные подростки дают отпор ОМОНу на митингах, бросаются в отчаянии с палкой в руках на неинтересный, испорченный продажными взрослыми мир, чтобы его в таком виде не было».


«‎КАК ЭСТОНСКИЕ ХИППИ РАЗРУШИЛИ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ»
КОМПАНИЯ «ИЮЛЬАНСАМБЛЬ»

АНТОН ФЕДОРОВ

СПЕКТАКЛЬ, ОТ КОТОРОГО ЛИХОРАДИТ
Роман Алексея Сальникова «‎Петровы в гриппе и вокруг него», опубликованный в 2016-м, стал большим культурным событием и остается таковым вот уже четвертый год. Режиссер Антон Федоров сумел превратить толстый бестселлер в двухчасовую театральную постановку, не потеряв главных смысловых узлов. Симбиоз двух видов искусства породил на сцене удивительную мультивселенную, где реальность сталкивается с галлюцинациями главных героев. Пока на сцене разыгрывается необычная история обычной семьи, зрители оказываются в экзистенциальном трипе. И вокруг него.
«‎ПЕТРОВЫ В ГРИППЕ»‎
«ГОГОЛЬ-ЦЕНТР»
«‎ПЕТРОВЫ
В ГРИППЕ»‎, «ГОГОЛЬ-ЦЕНТР»
АНТОН ФЕДОРОВ
СПЕКТАКЛЬ, ОТ КОТОРОГО ЛИХОРАДИТ
Роман Алексея Сальникова «‎Петровы в гриппе и вокруг него», опубликованный в 2016-м, стал большим культурным событием и остается таковым вот уже четвертый год. Режиссер Антон Федоров сумел превратить толстый бестселлер в двухчасовую театральную постановку, не потеряв главных смысловых узлов. Симбиоз двух видов искусства породил на сцене удивительную мультивселенную, где реальность сталкивается с галлюцинациями главных героев. Пока на сцене разыгрывается необычная история обычной семьи, зрители оказываются в экзистенциальном трипе. И вокруг него.
«‎ПЕТРОВЫ В ГРИППЕ»‎
«ГОГОЛЬ-ЦЕНТР»
«‎ПЕТРОВЫ
В ГРИППЕ»‎, «ГОГОЛЬ-ЦЕНТР»

ОСКАРАС КОРШУНОВАС

СИМВОЛИЧНАЯ ПОСТАНОВКА К ЮБИЛЕЮ ГЕНИАЛЬНОГО ПИСАТЕЛЯ
В этом году МХТ отметил 160-летие со дня рождения Антона Павловича Чехова, имя которого театр носит с 1987 года. Большой юбилей ознаменовался большой премьерой — возвращением чеховской «‎Чайки» на родную сцену. Постановка как будто соткана из дуальностей: здесь прошлое переплетается с будущим, реальная жизнь актеров — с их амплуа на сцене, классическая мхатовская школа — с почерком приглашенного зарубежного режиссера Оскараса Коршуноваса. В этих сочетаниях проглядывается самое главное — МХТ сохраняет театральные традиции, при этом постоянно обновляясь. ‎
«‎ЧАЙКА»


МХТ
ИМ. А. П. ЧЕХОВА
«‎ЧАЙКА»
МХТ ИМ. А. П. ЧЕХОВА

ЭМИЛИЯ КИВЕЛЕВИЧ

ДРАМА ПО ОСТРОВСКОМУ, ПОМЕЩЕННАЯ ВНУТРЬ ИГРЫ THE SIMS
Один из самых необычных театральных проектов сезона — «‎Бассейн»‎, предвестник карантина и изоляции. Действие постановки разворачивается на экране компьютера. А идея мира, сжавшегося до монитора, доведена до максимума: даже актеров нет, не то что зрителей. «‎Бассейн» — это новый взгляд на абсолютно типичный, классический театр. «‎Бесприданница»‎ Островского — ну что может быть еще более «‎русским»‎? Авторы поместили действие пьесы в виртуальное пространство игры The Sims 4, а саундтреком к спектаклю стала музыка группы «‎СБПЧ»‎.
«‎БАССЕЙН»


«МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА»
«‎БАССЕЙН»‎
«МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА»

ЖЕНЯ БЕРКОВИЧ

АУДИОПРОГУЛКА ПО ВОРОБЬЕВЫМ ГОРАМ ПОД МУЗЫКУ ГРУППЫ OQJAV
МХТ — проект Михаила Зыгаря, журналиста и писателя. Иммерсивный театр, помноженный на городскую экскурсию. Особенно жанр мобильных спектаклей пользовался спросом в период между снятием карантина и открытием театральных залов, когда гулять уже разрешили, но посещать театры еще нет. Вот и спектакль Жени Беркович, построенный на стихах Марины Цветаевой, позволил под нежный голос актрисы Анны Чиповской погрустить о невозможной любви, наслаждаясь одними из лучших видов на Москву.
«РАС-СТАЕМСЯ»
«МОБИЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР»
«‎ПЕТРОВЫ
В ГРИППЕ»‎, «ГОГОЛЬ-ЦЕНТР»

ЮРИЙ КВЯТКОВСКИЙ

СТРАСТИ ПО СОРОКИНУ ОТ САМОГО МОДНОГО ЦИРКАЧА СТРАНЫ
Постановки Юрия Квятковского всегда на грани театра и шоу. Вот и «Занос‎»‎ из той же серии. На крошечной сцене «Практики‌‎» зрителям представили невероятно дорогое, технологичное и сложное представление с актерами «Мастерской Брусникина» и парой приглашенных звезд — главную роль в спектакле по очереди исполняют Андрей Фомин, Максим Виторган и Николай Фоменко. Как всегда у Квятковского, не обошлось без аттракционов. Как всегда у Сорокина, не избежали кровавого абсурда.
«ЗАНОС‎»‎


ТЕАТР «‎ПРАКТИКА»‎
И «‎МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА»
«ЗАНОС‎»‎
ТЕАТР «‎ПРАКТИКА»‎
И «‎МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА»
Стать информационным партнером номинации:
Мария Семенюк, msemenuk@snob.ru