Фото: Anzenberger/Fotodom
Фото: Anzenberger/Fotodom

Основатель кибердетективного агентства, которое ловит хакеров по всему миру

Илья Сачков, 29 лет, Group-IB

В 2003 году первокурснику МГТУ им. Баумана Илье Сачкову сделали операцию, которая изменила его жизнь. Дело было не в самой процедуре, а в появившемся свободном времени: лежа в больнице, Сачков много читал, и среди прочих книг ему попалось «Расследование компьютерных преступлений» бывших сотрудников ФБР Криса Просиса и Кевина Мандиа. Компьютерная криминалистика Сачкова заинтересовала, и после выписки он даже пытался устроиться в Управление «К» (подразделение МВД, которое борется с преступлениями в сфере информационных технологий), но там энтузиасту отказали. Тогда Сачков занял $5000 у старшего брата и открыл свое кибердетективное агентство. Разработанные им и его сотрудниками технологии позволяют ловить компьютерных мошенников по всему миру.

Компания Group–IB преследует хакеров уже 12 лет и превратилась в одну из ведущих международных компаний в области расследования киберпреступлений. Сачков проводит жизнь так, как мечтал в 18 лет: постоянно путешествует по миру и общается со спецагентами. Правда, теперь он чаще не гоняется за преступниками, а летает в международные офисы и договаривается о выходе на новые рынки. Свою компанию он оценивает в $100 млн.

В 2015 году Сачков стал победителем российского этапа конкурса EY Entrepreneur of the Year в номинациях «Телекоммуникации» и «Выбор делового Интернета», а в 2016-м вошел в список перспективных молодых предпринимателей Forbes 30 under 30 в категории Enterprise Tech. Но себя он ассоциирует больше не с технологическими гениями Биллом Гейтсом или Стивом Джобсом, а с Шерлоком Холмсом и мечтает почаще возвращаться к самим расследованиям.

 

Создатель стикеров, которые могут прикрепиться к любой поверхности

Дмитрий Самойловских, 28 лет, Tesla Amazing

Выпускник Высшей школы экономики Дмитрий Самойловских работал в «Тройке Диалог» и занимался активами частных крупных клиентов в Номос-банке, но после введения санкций против России работа стала слишком нервной, и Самойловских задумался о кардинальной смене деятельности.

Об особенной пленке, изобретенной финнами и умеющей крепиться к любой поверхности, Самойловских случайно узнал от знакомых. У него в голове возникла идея — стикеры. Вместе с двоюродным братом Алексеем Брагиным и финскими специалистами он стал работать над их производством. В феврале 2015-го они запустили кампанию по сбору средств на Kickstarter, собрали $240 000 за месяц, что превзошло ожидания стартаперов в 25 раз, и в апреле зарегистрировали компанию Tesla Amazing.

Сейчас компания продает волшебные стикеры Magnetic, которые не оставляют липких следов, на пяти континентах и более чем в 30 странах. В 2016 году Дмитрий Самойловских вошел в список Forbes 30 under 30 в категории «Промышленность». По его словам, ростом компании он обязан кризису: если бы не кризис, Самойловских бы начал продажи с России, но благодаря Kickstarter он заинтересовал дистрибьюторов со всего мира, и продукт быстро стал глобальным

 

Создатель роботов, которые умеют общаться с человеком

Олег Кивокурцев, 24 года, создатель Promobot

Первым роботом Олега Кивокурцева стал робот-снегоуборщик: в Перми, где он жил, снег выпадал часто, а с его уборкой не справлялись. Робота он сделал по заданию в университете вместе с двумя знакомыми. Правда, просили представить только концепт полезного робота, а у Кивокурцева за месяц получился прототип. Молодые инженеры стали продавать снегоуборщиков и получили инвестиции на развитие компании, но вскоре от борьбы со снегом решили перейти к очаровыванию покупателей. Идею роботов-помощников подсказал Алексей Южаков, гендиректор пермской компании, занимающейся установкой системы «умный дом». Вместе с ним, конструктором Максимом Утевым и разработчиком Игорем Еремеевым Кивокурцев зарегистрировал компанию «Малое инновационное предприятие “Интеллект”».

Промоутер, администратор, экскурсовод, консьерж — Promobot, белый робот ростом чуть пониже человека и с похожей фигурой, может заменить сотрудников, которые общаются с людьми. На одном из первых тестов Promobot продавал цветы в торговом центре и сделал 260% от средней ежедневной выручки продавца. «Первый признак того, что программист тормозит, это когда он включает компьютер и кажется, что тот работает быстрее», — рассказывает Promobot анекдот своему создателю. С помощью лингвистической базы и технологий распознавания речи и мимики робот может действительно вести разговор, а не просто реагировать на запросы.

Робот Кивокурцева популярен за границей, 100 экземпляров уже проданы, а еще 50 заказал Московский технологический институт — там планируют изучать взаимоотношения робота и человека. За изобретение 24-летний Олег Кивокурцев в 2016 году попал в список перспективных молодых предпринимателей Forbes 30 under 30 в категории «Промышленность». Кивокурцев надеется, что это сделает его роботов известными по всему миру.

 

Друзья, создающие световые инсталляции

Александр Ус и Алексей Розов, 35 лет и 37 лет, «Сила света»

Световое шоу Жан-Мишеля Жара на здании МГУ произвело на 17-летнего Александра Уса сильное впечатление, но тогда он еще не знал, что световые проекции станут делом его жизни. Вместе с другом Алексеем Розовым он пробовал себя в разных проектах в бизнесе, пока в 2007 году не купил у знакомого предпринимателя световой прибор, который тот привез из Китая. Ус и Розов поселились в каморке над клубом «Крыша мира», вложили последние деньги в помещение и оборудование и проводили время, пытаясь усовершенствовать приборы. Сначала они превращали клуб то в китайский замок, то в космический корабль, потом появились проекты покрупнее — шоу в Русском музее и на Экономическом форуме, проекция в честь открытия Останкинской башни после пожара.

Несмотря на заказы, денег еле хватало на существование компании. Но Ус и Розов были настолько влюблены в световые проекции, что не бросали неприбыльный проект. И только в 2010 году они наконец перестали перебиваться от заказа к заказу. Тогда компании заказали осветить к 65-летию Победы два здания, рынок проекций стал развиваться, и «Сила света» начала свой путь в лидеры. В 2011 году Ус и Розов выиграли первый Гран-при фестиваля «Круг света», осветив здание Манежа.

Последний год «Сила света» только наращивает темпы. Из громких проектов компании — проекция на выступлении Полины Гагариной на «Евровидении» (то самое световое продолжение платья) и инсталляция в недавно открывшемся после реконструкции Центральном детском магазине. Теперь Ус и Розов — заметные игроки не только на российском, но и на мировом рынке. Свет по-прежнему остается их страстью, зато теперь они могут не бояться, что проект придется закрывать.

 

Создатели навигатора для безопасной езды ночью

Иван Клабуков и Алексей Останин, 36 лет и 37 лет, Hudway

Идею бизнеса Ивану Клабукову и Алексею Останину подарила ночная трасса. Двоюродные братья из Ижевска вместе занимаются бизнесом с 2004 года, но главный свой продукт они изобрели только в 2013 году. Тогда владельцы компании «Русские информационные технологии» (разработка сайтов, ПО и т. д.) решили поступить на программу MBA Университета Луисвилля — набор проводился недалеко, в Перми. Ехали ночью, и когда Клабуков положил смартфон под лобовое стекло, то братья увидели отражение. За одну ночь они придумали идею приложения, которое будет проецировать дорогу на стекло. Главная идея — это не просто навигатор, а помощник, который сделает ночные трассы безопаснее. Об этом Алексей Останин, профессиональный гонщик, мечтал давно: он не доверял штурманам, сидящим в машине рядом с пилотом. Разработчики «Русских информационных технологий» сделали для него приложение Check My Race, которое рисовало в айпаде дорогу. Но Останину хотелось видеть дорогу прямо на стекле — и вот, решение оказалось простым.

Вернувшись с учебы в США, Клабуков и Останин выложили в AppStore и Google Play свое приложение. За год его скачали 1 млн человек, приложение стало популярно в Америке, Германии, России и Англии. Но останавливаться на достигнутом братья не собирались, хотя проект уже стал прибыльным.

В 2015 году они создали Hudway Glass — подставку с наклоненным над экраном смартфона стеклом, которое позволяет следить за дорогой даже в светлое время суток. Деньги на производство Клабуков и Останин решили собрать на Kickstarter, и проект стал одним из самых успешных на площадке за этот год. Вместо планируемых $100 000 братья собрали $622 785. В 2016 году они планируют отправить Hudway Glass первым покупателям.

 

Изобретатель русского шлема виртуальной реальности

Илья Флакс, 29 лет, Fibrum

Первую компьютерную игру уроженец Казани Илья Флакс разработал в 15 лет. Тогда он был президентом школьной бизнес-компании. Флакс 10 лет занимался разработкой игр: его компания Immo Games занимает первые места среди разработчиков игр для соцсети VK, среди популярных продуктов — приложения «Фотостатус» и «Магический шар». Но впечатления от «Матрицы» и «Газонокосильщика» не давали ему покоя: ему тоже хотелось создавать виртуальную реальность.

В 2013 году, когда Facebook еще не купил компанию Oculus, Флакс переехал в Москву и начал работать над шлемом виртуальной реальности. Спустя год он представил готовый шлем Fibrum в родном городе. Сейчас Флакс конкурирует с Facebook и Samsung на рынке шлемов виртуальной реальности; в мире всего несколько компаний, выпускающих такой продукт, и Fibrum — одна из них. Помимо шлема, компания занимается разработкой мобильных VR-приложений. Cейчас Fibrum среди лидеров в мире по количеству разработанных приложений: игры, аттракционы, домашний кинотеатр и другие проекты.

Дмитрий Медведев стал одним из первых обладателей шлемов Fibrum — он получил их на конференции в декабре 2015 года Китае. В этом же году шлемы стали продаваться в re:Store, «М.Видео», «Ноу-Хау», а также в более чем 30 онлайн-магазинах, среди которых крупная площадка розничной торговли Aliexpress. Сейчас Флакс считает, что у него есть возможность покорить мир виртуальной реальности так же, как Марк Цукерберг покорил реальный мир с помощью Facebook.  

 

Создатель сервиса по перепроверке биопсии

Алексей Ремез, 28 лет, Unim

Пожарный, политик, владелец овощных палаток — Алексей Ремез после окончания университета успел позаниматься многим. После перелома ноги, лежа в постели, Ремез решил совершить еще один крутой жизненный поворот и поехал учиться в Израиль. Ремез стал изучать IT и бизнес и познакомился с заведующим лабораторией в ФНКЦ им. Дмитрия Рогачёва Дмитрием Коноваловым. Там же Ремез участвовал в переговорах о создании в Москве лаборатории патоморфологии Laboratoires De Genie. Вернувшись в Россию, Ремез отправился к Коновалову и предложил заняться перепроверкой результатов биопсий: он возьмет на себя логистику, а ФНКЦ — анализы. Затея была следующая: можно прислать образцы своей биопсии, чтобы проверить, подтвердить или опровергнуть диагноз.

В 2014 году сервис Unim Histology заработал, а через год выяснилось, что 45% поступивших онкологических диагнозов были поставлены неверно. В марте 2015 года стартап представили Путину, а через несколько дней компания получила инвестиции от Фонда развития интернет-инициатив в размере 11 млн рублей. Также в компанию вложился вице-президент «Ростелекома» Алексей Басов.

На сервисе Ремез не остановился. В 2015 году несколько европейских клиник внедрили разработанную им систему удаленной онкологической диагностики Digital Pathology. В ней хранятся оцифрованные препараты с биопсией, по которым специалисты могут ставить диагноз. Возможно, с помощью этой системы Ремез сделает удаленную онкологическую диагностику доступной по всему миру. Также Unim проводит образовательные программы для врачей и патоморфологических лабораторий.

 

Изобретатель индивидуальных 3D-ортезов

Федор Аптекарев, 33 года, «Здравпринт»

Федор Аптекарев — моушн-дизайнер, работавший с проецированием 3D-изображений на реальные объекты, также увлекается скейтбордом и постоянно получает травмы. После одного из переломов проходил с ногой в гипсе четыре месяца. Было очень неудобно и тяжело. Решение было близко: Аптекарев уже год прожил в одной комнате с самостоятельно собранным 3D-принтером, учась печатать на нем. В марте 2013 года Аптекарев увидел Диту фон Тиз в платье, напечатанном на 3D-принтере, и понял — сломанные руки и ноги вместо гипса можно оборачивать паттернами из 3D-принтера.

За консультацией Аптекарев ходил к трехмерщикам, друзьям-предпринимателям и врачу, которая его оперировала. По приглашению ментора весной 2014 года он попал в акселерационную программу «Яндекса» и стал работать над технологией создания индивидуальных ортезов, а меньше чем через год, в феврале 2015-го, получил инвестиции в $100 000 от фонда Maxfield Capital. Правда, концепция проекта немного изменилась. Аптекарев понял, что ортезы не могут полностью заменить гипс (врачу надо зажимать костные обломки при накладывании гипса, пока он мягкий, а ортез сразу твердый), но очень полезны при обездвиживании суставов, в том числе при переломах. Уже в августе компания «Здравпринт» начала продажи ортезов и тогда же вошла в список 100 самых горячих европейских стартапов по версии Wired. Сейчас становится все вероятнее, что биопринтинг может произвести революцию в медицине, и «Здравпринт» Аптекарева — среди первооткрывателей.

 

Разработчик алгоритмов искусственного интеллекта

Артем Кухаренко, 26 лет, N-tech.lab

«Российский стартап обошел команду Google» — такие заголовки появились в прессе в декабре 2015 года. Еще за год до этого стартапа не было, а его основатель Артем Кухаренко был сотрудником Московского исследовательского центра Samsung. Первым собственным продуктом выпускника ВМК МГУ в области машинного обучения и компьютерного зрения стало приложение Magic Dog, которое определяет породы собак по фотографии. Программу он разработал в свободное от работы время, чтобы протестировать технологию. Спустя три года после окончания университета Кухаренко ушел из Samsung, в 2015 году основал компанию N-tech.lab и вместе с командой стал заниматься разработкой алгоритмов искусственного интеллекта.

Первым делом в N-tech.lab решили заняться проблемой распознавания лиц и разработали алгоритм FaceN. «Он идентифицирует человека по фотографии и умеет выявлять черты лица, не зависящие от того, с какого ракурса сделана фотография и как меняется внешность: выражение лица, возраст, очки и прочее», — объясняет Артем Кухаренко. Готовый алгоритм команда решила сравнить с другими решениями и отправила заявку на мировой чемпионат по распознаванию лиц The MegaFace Benchmark. В конкурсе приняли участие 100 команд, среди них были сотрудники Google и других крупных компаний, ученые из известных университетов. Сам Кухаренко не ожидал, что его команда выбьется на первые места, но N-tech.lab победил всех.

После конкурса заказчики и инвесторы со всего мира стали обращаться к N-tech.lab, предлагая такие варианты использования технологии, о которых в компании и не думали. Сейчас у стартапа 50 предзаказов на технологию от B2B клиентов, а 10 крупных компаний уже тестируют ее. В феврале на базе технологии N-tech.lab запущен первый коммерческий продукт — сервис FindFace для пользователей VK. Он поможет отыскать в виртуальном пространстве любого человека всего по одной фотографии. Другие продукты на основе победного алгоритма — в планах на 2016 год.

 

Арт-директор, создающий технологические продукты

Вадик Мармеладов, 28 лет, бизнес-инкубатор «Руки»

Вадик Мармеладов начинал дизайнером: в 16 лет он переехал в Москву из Тольятти, придумывал афиши, занимался одеждой, работал арт-директором LAM Magazine и так и не запустившейся русской версии журнала Dazed&Confused. Его первая компания Bowyer занималась разработкой игр и мобильных приложений с необычным дизайном. Например, одно из приложений предназначалось для любителей классических автомобилей: оно реконструировало 3D-модели, дополняя их вырезками из газет, фотографиями и видео.

«Единственное, что я здорово умею, — это делать красиво», — признавался Мармеладов в интервью Slon Magazine. Его следующий проект Lapka стал известен в мире благодаря не только дизайну, но и технологиям. В 2012 году компания представила набор из четырех датчиков для контроля экологической обстановки. Если подключить их к телефону через разъем для наушников, то можно определить уровень радиации, влажности, электромагнитного излучения или количество вредных веществ в продуктах. Например, можно воткнуть датчик в яблоко и узнать количество нитратов в нем. Проект стал популярен еще со дня релиза, один из основателей Airbnb Джо Гэббиа был первым, кто оставил заказ.

Спустя три года компания Airbnb купила мармеладовскую Lapka — не столько ради продуктов, сколько ради команды. Через несколько месяцев, в декабре 2015 года, он запустил бизнес-инкубатор «Руки» для аппаратных стартапов — они выпускают гаджеты, медицинские и промышленные устройства. Команда работает в США, России и Китае.С