Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Я не знаю, как российский потребитель принимает решение о покупке автомобиля. Наверное, странно слышать такое от ведущего автомобильной рубрики, и все же. Я надеялся, что на ответ натолкнут результаты кризисного 2015 года. Но год прошел, а недоумение лишь сгустилось.

Да, рынок «просел» больше чем на треть. Причина, ясное дело, падение рубля. Продавцы моментально переписали ценники. На форуме владельцев Porsche Macan наткнулся на вполне типичную реакцию: «С такими ценами и отношением, эти уроды из Порше скоро тока сами их будут покупать...» (пунктуация и орфография сохранены). Но замечу, что в прошлом году в самой Германии цена на Porsche Macan повышалась – модель остромодная, и компания, не желая продешевить, прощупывала рынок. Что ж тогда на наших кивать? К тому же как раз российский Porsche завершил год «в плюсе»: продажи выросли на двенадцать процентов вопреки злобствованию интернет-умников.

Возможно, сказывается эффект новизны. Прошлый год запомнился ярким дебютом кроссовера Lexus NX. На поле новинки играют такие марки, как Audi, BMW, Infiniti, Land Rover, Mercedes-Benz. Среди них у Lexus самая высокая страховка (свыше двухсот тысяч) и едва ли не самый дорогой нормо-час. Однако возможность разумной и не менее престижной альтернативы не остановила жаждущих ездить с клюшкой на эмблеме.

В абсолютном выражении рынок по-прежнему формируют недорогие модели небольшого размера, главным образом произведенные на АвтоВАЗе. При этом эффект новизны не сработал с «Ладой Вестой». А в плюсе – приевшиеся, но проверенные Hyundai Solaris и Kia Rio. Утверждают, что пробуксовка «Весты» – следствие неправильного ценообразования. «Кабы она стоила меньше психологического барьера пятьсот тысяч рублей!» Не признаю психологических барьеров. Чем машина за 499 999 рублей выгоднее машины за 500 001 рубль? В любом случае речь идет о немалых деньгах, которые можно потратить на обучение детей или хорошего доктора – или на неплохой и вполне бюджетный автомобиль. Сочувствую АвтоВАЗу, что его клиент не способен к разумному экономическому расчету и подменяет его «психологическими барьерами».

Но так ли уж сильно покупатели роскошных машин отличаются от тех, кто с трудом наскребает на малолитражку? Сильнее всего рынок сжался в моделях, которые берут, руководствуясь как раз здравым расчетом. Напротив, продажи Rolls-Royce увеличились на пять процентов.

Вместо того чтобы прояснить картину, итоги года посеяли сумятицу. Сорокапроцентное падение Jaguar, несмотря на броский ассортимент, – и более чем скромное на общем фоне ужимание Maserati, совсем без ассортимента. Торжество прямолинейно-брутальных Cadillac Escalade и Toyota Land Cruiser – и полное равнодушие к высокотехнологичным изделиям Honda. Давно предсказываемые обвалы у Citroёn, Peugeot и SsangYong – и демонстративно-политический уход с рынка успешной марки Opel.

Считается, что автомобиль, как невесту, выбирают за красивые глаза. Возможно, сейчас просто не сезон для свадеб.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Без руля

Человечество еще не зачислило каждодневную езду на автомобиле во вредные привычки. Пробки девять баллов, снегопад и гололед, идиоты за рулем… во всем этом немало полезного. Даже больше, чем может показаться. Разряжается нервно-психическое напряжение, тренируются реакция и мелкая моторика – удивите домашних!

Но совсем скоро все изменится. К 2025 году дороги заполонят автономные машины. Сотню таких компания Volvo грозит вывести на улицы Гетеборга уже в будущем году. Автомобиль, управляющий за водителя! Промоушен-видео концепт-кара Volvo Concept 26 напоминает по стилистике рекламу сигарет середины 1960-х: «Представляем новый символ автомобильной свободы!» Забываем про езду. Расслабляемся и получаем  удовольствие.

Тщетно я искал, как выглядит Concept 26. Есть только изображение интерьера. Что объяснимо: впервые внутри автомобиль интереснее, чем снаружи. Грядущие перемены преображают салон с пугающей быстротой. К такому темпу автомобильная промышленность, по правде сказать, не привыкла.

«Потоковая передача мультимедиа…» «Персонализированный и оптимизированный контент…» «Устойчивое покрытие…» Да уж, оптимизма разработчикам электроники не занимать. Автомобилестроители настроены куда более скептически. И ведь спелись!

Volvo подключила к воплощению мечты таких титанов электроники, как Ericsson и Microsoft… при том что Ericsson тесно сотрудничает с Apple по созданию связи формата 5G. Не секрет, что главной проблемой коммуникации становится передача данных. К 2017 году объем трафика возрастет в пятнадцать раз по сравнению с 2011-м. Число абонентов мобильной связи приблизится к девяти миллиардам человек, причем треть из них – обладатели смартфонов...

Нет, я не забыл: это автомобильная рубрика. Но все эти видеокамеры, лазерные дальномеры, ультразвуковые датчики – а их уже сегодня на каждом серийном Volvo целых двадцать восемь штук – тоже обмениваются данными. А для полной автономности необходим обмен между всеми участниками движения. Как все это будет работать? Как взрывающийся iPhone 6? Меня просто съедает здоровый скепсис автомобилестроителя. Даже если обеспечить надежность в «три девятки»… Даже если страховые компании договорятся, как станут урегулировать риски автономного управления…

Глазом не успеем моргнуть, а на дворе уже 2025 год. Выехал из гаража. На дисплее высветилось: «Внимание! Дорога с автономным движением!» Переключил тачку в самостоятельный режим. И окружающее перестало заботить. Пробки, снегопад и гололед, идиоты за рулем… Гаишник чем-то машет? Обратитесь к автомобилю! Сидишь себе, листаешь новости, рубишься в Warcraft. Заплываешь жирком, подобно римским патрициям. Нет, ей-богу, запретят автомобиль, как сигареты!

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

С облегчением

При проведении расчетов конструкторы принимают вес взрослого пассажира за 75 кг. Простая арифметика влияет на разгонную и тормозную динамику, на расход топлива, на токсичность выбросов. Было время, когда и себестоимость самого автомобиля прикидывали исходя из формулы 1 кг = 1 доллар. Даже сейчас, в век электроники, борьба за вес не утратила актуальности – понемногу она становится новым трендом индустрии, вкупе с «даунсайзингом»  агрегатов.

Компания Audi снизила снаряженную массу кроссовера Q7 на 325 кг. Много это или мало? Зачастую и 30 кг становятся поводом для победных реляций. 325 кг, прибегаем к арифметике, это вес четырех взрослых расчетных пассажиров и одного ребенка. Как будто салон автомобиля опустел.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Салон у Audi Q7 семиместный. Цель кропотливой работы инженеров – ни в коем случае не поступаться потребительскими качествами. Оптимизация, трехмерное виртуальное проектирование, применение прогрессивных материалов… и вот уже проводка весит меньше на 4 кг, тормоза – на 8,5 кг, сиденья – на 18,7 кг, двери – на 24 кг, задний мост – на 40 кг. «Audi использует металл тоньше, чем у конкурентов», – шепчутся между собой дизайнеры. Более того, сталь, назло законам химии и жестянщикам всего мира, соединяется с деталями из алюминия – из него изготовлено сорок процентов кузова.

Сколь долго Q7 будет оставаться самой легкой моделью в своем классе? В любом случае компании есть чем гордиться. Как минимум – лучшими специалистами по сопромату.С