Расслабленные отдыхом и летним солнцем рецепторы острее воспринимают прекрасное. Этим летом их есть чем побаловать, а некоторые выставки даже стоят специальной поездки или изменения маршрута.

Мадрид

Выставки-блокбастеры даже в музеях-гигантах случаются нечасто. На моей памяти такая была одна – Леонардо да Винчи в лондонской Национальной галерее четыре года назад. Тогда электронные билеты разлетелись еще до открытия, рано утром на Трафальгарской площади выстраивалась очередь, а перекупщики продавали билеты вчетверо дороже номинала. Сам факт наличия перекупщиков у входа в музей уже кажется фантастикой, но несколько десятков картин и рисунков главного мастера Ренессанса, ради которых в другое время пришлось бы совершить кругосветное путешествие, того стоили.

Ретроспектива Иеронима Босха в Прадо (31 мая – 11 сентября) – из той же категории. Приуроченная к пятисотлетию со дня смерти голландского гения, знавшего толк в кошмарах, выставка собрала почти два десятка его картин из двадцати четырех существующих в природе. Кроме собственной подборки Прадо – а это и «Сад земных наслаждений», и «Извлечение камня глупости», и «Семь смертных грехов» – на выставке можно увидеть триптих «Искушение святого Антония» из Лиссабона, «Несение креста» из Вены, «Смерть скупца» из Вашингтона и прочие шедевры.

Лондон

Что декларирует художник миру, видно по произведениям, которые он со­здает, что его вдохновляет и питает на самом деле, читается по работам, которые он покупает. Не всегда очевидная связь этих двух категорий составляет главную интригу выставки «Картины, принадлежавшие художникам» в Национальной галерее (23 июня – 4 сентября). Люсьен Фрейд, например, с его мрачным гиперреализмом, хранил дома обворожительную «Итальянку» Камиля Коро и бронзу Дега. Ван Дейк предпочитал Тициана, Рейнольдс – Рембрандта, Матисс – своих коллег Сезанна и Синьяка. Выставка интересна еще и тем, что показывает много работ из частных собраний, почти не появляющихся на публике.

Важное событие лета – открытие нового здания Тейт Модерн, построенного швейцарцами Herzog & de Meuron рядом с бывшей электростанцией, которую они же приспособили под музей шестнадцать лет назад и которая за прошедшее время перестала справляться с наплывом посетителей. Десять этажей нового здания вместе с сохранившимися подземными цистернами для топлива отдают под самые актуальные, но непростые для восприятия виды современного искусства – видеоарт и перформанс. На первый уик-энд (17–19 июля) вместо статичной выставки запланированы бесплатные музыкальные выступления, перформансы, мастер-классы, дискуссии и большая кинопрограмма.

Париж

Музей Жакмар-Андре показывает выставку «Мастерская на пленэре. Импрессионизм в Нормандии» (до 25 июля). Разговор о популярном течении начали издалека – с натурных зарисовок английских пейзажистов во главе с Тернером, которые в 1820-х годах приезжали в Нормандию с этюдником и коробкой акварели. Затем вспомнили о Жерико и Делакруа, у которых импрессионисты учились обращению с цветом, о барбизонцах и их последователях. И наконец, бравурный финал – написанные на нормандских берегах полотна Моне, Дега, Ренуара, Писсарро, Сислея, Кайботта, Моризо и Гогена.

Флоренция

Во флорентийском палаццо Строцци выставляется коллекция знаменитого золотодобытчика и мецената Соломона Гуггенхайма и его племянницы Пегги Гуггенхайм – «От Кандинского к Поллоку» (до 24 июля). Более сотни полотен художников 1920–1960-х годов, творивших по обе стороны океана, сложены в историю искусства и меценатства, которые сплетены теснее некуда. Пегги писала о себе, что у нее две коллекции: картин и мужчин. Начав обе с относительно скромных экземпляров, она увенчала их шедеврами. Отец, погибший на «Титанике», оставил ей приличное наследство, и завертелось: Марсель Дюшан помогал выбирать первые работы для коллекции, Макс Эрнст, ненадолго ставший ее третьим мужем, влюбил в сюрреализм. Пегги открыла галерею и одной из первых решилась выставить Марка Ротко, Виллема де Кунинга, Александра Колдера. Джексон Поллок получал от нее ежемесячное пособие, а в 1943 году заказанная Пегги огромная «Фреска» (она как раз выставлена сейчас в ее венецианском музее) стала смысловым рубежом, после которого он создавал большие полотна, разбрызгивая краску по холсту. Что же до основателя знаменитого нью-йоркского музея и фонда современного искусства Соломона Гуггенхайма, то его коллекция современников началась с портрета, заказанного молодой немецкой художнице Хилле фон Ребай. Во время работы она убедила его присоединить к полотнам старых мастеров, которые Соломон покупал до этого, работы Клее, Мондриана, Леже и привела мецената в мастерскую Кандинского. Сейчас их работы выставлены в Строцци.

3 московские выставки,  которые не дадут заскучать летом

1. V Московская биеннале молодого искусства

Трехгорная мануфактура, 1 июля – 10 августа

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

«Детская» биеннале, как ее прозвали, чтобы отличать от старшей коллеги, представляет художников из тридцати шести стран, которым не исполнилось тридцати пяти лет. Новшество этого года – тот же возрастной ценз для кураторов и должность такого же молодого комиссара, которая досталась Екатерине Кибовской (в прошлом – креативный директор парка Горького). Организаторы обещают много интерактива и молодежного веселья.

2. «Олимпия»  Эдуарда Мане из Музея д’Орсе

ГМИИ им. А. С. Пушкина до 17 июля

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

«Олимпия» Эдуарда Мане, возлежащая на шелковых подушках, с ее кокетливой бархоткой, цветком в волосах и соскальзывающей туфелькой, не нуждается в представлении. О том, как Мане делал свой парафраз «Венеры Урбинской» Тициана и как сто пятьдесят лет назад картина шокировала Парижский салон, написаны тома. На самом же деле права Ирина Антонова, добивавшаяся приезда «Олимпии» в Москву, – на нее нужно просто смотреть.

3. Река Конго

Искусство Центральной Африки из собрания Музея Бранли, Париж

ГМИИ им. А. С. Пушкина до 4 сентября

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Скульптура африканских племен переживает новый европейский ренессанс. Сто лет назад она вдохновляла авангардистов (Пикассо, Матисса и других), сегодня – коллекционеров и галеристов, которые смешивают ее в интерьерах с живописью разного времени. В Москву привезли одну из лучших мировых коллекций такого рода.