Размышления о праздности. От Салигии до Обломова

Прослушать Читает Сергей Полотовский

Размышления о праздности. От Салигии до Обломова

  Размышления о праздности. От Салигии до Обломова

Текст ~ Салман Рушди
+T -

Гамлет подвержен унынию, Обломов – лени и чревоугодию, Отелло – гневу, король Лир – гордыне. Линда Евангелиста алчна, герой фильма «Сладкая жизнь» Федерико Феллини предается праздности. В своем новом эссе Салман Рушди размышляет о лени и пороке как естественной части западной культурной традиции. Эксклюзивные права на публикацию на русском языке предоставлены автором проекту «Сноб».

Поделиться:
Bruce Gilden / Magnum Photos / Agency.Photographer.ru
Bruce Gilden / Magnum Photos / Agency.Photographer.ru

автор ~ Салман Рушди

перевод ~ Леонид МОТЫЛЕВ

 

Салигия

Она видится мне женщиной Феллини, пышнотелой и чувственной, колышущейся при смехе. Камера наезжает, и она выставляет на обозрение свою необъятную грудь. У нее неважно с зубами, а сальные черные волосы собраны сзади в небрежный пучок. Будь она высечена в камне, автором скульптуры должен был бы стать колумбиец Фернандо Ботеро. Она внушает страх и ужас подросткам где-нибудь на окраинах Римини, но этих же мучеников пубертатного периода неумолимо притягивает аромат ее могучих грудей. Она посвящает их в таинства плоти, а сестрами ей приходятся Кабирия, Вольпина1 и иже с ними. Стоит ей протянуть к нам руки – мы погибли.

Родилась она, вероятно, в XIII веке и обрела словесное воплощение в 1271 году в трактате Summa Hostiensis некоего Генрикуса де Бартоломеиса из портового города Остии, где столетия спустя маленькая шлюшка Кабирия будет торговать по ночам своим тщедушным телом. Бартоломеис дал Салигии жизнь, изменив традиционный порядок семи смертных грехов, установленный в VI веке в трактате Григория Великого Magna Moralia: Superbia, Invidia, Ira, Avaritia, Accidia, Gula, Luxuria. Гордыня, Зависть, Гнев, Жадность, Праздность, Чревоугодие и Похоть. Таковы семь ее составляющих, но при том расположении начальных букв, что получилось у Григория, – SIIAAGL – ее невозможно было разглядеть. Именно Бартоломеис оживил Салигию, перестроив ее ДНК. Он стал ее Криком и Уотсоном2, ее Пигмалионом. Гордыня, Жадность, Похоть, Зависть, Чревоугодие, Гнев и Праздность – такова, по мнению богослова из Остии, последовательность, взламывающая ее генетический код. Superbia, Avaritia, Luxuria, Invidia, Gula, Ira, Accidia: благодаря акрониму Салигия (Saligia) ожила, задышала, стала осязаемой.

Салигия. Все семь смертных грехов, собранные воедино. И величайший из них, самый мерзкий, получивший право стать финальным аккордом, а потому стоящий на последнем, позорнейшем месте, – Праздность. Accidia, она же Acedia или Pigritia, и всегда следующие за ней тенью Tristitia (Уныние) и Anomie (Душевное Опустошение).

Великий итальянец Феллини – вот кто, конечно, был непревзойденным певцом этой безвольной праздности. Его главный герой почти всегда этакий вителлоне, великовозрастный шалопай. Порой он беден, порой богат, но в любом случае это бездельник и расточитель. Гениальным протагонистом этого человеческого типа стал Марчелло Мастроянни, а точнее, его герои в «Сладкой жизни» и «8 ½» – отчужденные, меланхоличные, плывущие по течению, пассивные, потерянные. Вот он, наш Марчелло: красив и нерешителен, взгляд усталый, в руке дымящая сигарета, рядом женщина, которую он вот-вот потеряет. Он фланирует по Виа Венето, заходит в грязные переулки и снова возвращается в мир сладкой жизни, в дома состоятельных знакомых. Он бесцельно слоняется по скучным, декадентским вечеринкам, сам весь во власти бездействия, неспособный сделать правильный выбор или хоть как-то двинуть свою жизнь вперед. Перебравшая спиртного заморская кинодива, воздушно-оболь­сти­тель­ная, плещется перед ним в фонтане Треви, а он, надеясь наконец восстать из бездны своей апатии, вяло пытается соблазнить ее. Но и тут его ждет неудача: все, что достается ему в награду за единственное доблестное усилие, – это тренированный удар в челюсть от официального бой­френ­да звезды.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 32 комментария
Эрудированное мудрствование.

Кое-что для меня было ново, но я бы легко прожил и без этого.

И что это вы все РУшди да РУшди. Этак и Bo'ston, Bu'ffalo и bu'ngalow будем, по-прежнему произносить Бостo'н, Буфа'лло и бунга'ло.

РАшди он. Хоть по-американски, хоть по-канадски, хоть по-австралийски. Тут вот мне подсказывают - на фарси и вовсе Раджа. А who его знает.... Хотя, конечно, многие англоговорящие произносят Modigliani - Модиглиани. Опять же - мы же не говорим Шакеспеар, или там Пари'.

Многие, справедливо говорят Босто'н, Флори'да, Кенту'ки. А некоторые, из Первой Эмиграции, всё говорят, как "дома". Как, например, друг мой, теперь девяносто-одно-летний,  А.Евреинов, когда мы с ним познакомились в 1974-м произносил название улицы Bathurst в Торонто - Батхурст.

Go figure....

Вот и я порассуждал. Для примера. Ну а так....конечно .... "куда конь с копытом - туда и рак с клешнёй".

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Sir Ahmed Salman Rushdie - все равно по сути: РаДжа?

Перевод географических названий не всегда следует оригинальному звучанию. Американцы называют Москву Москау, а мы штат Florida называем ФлорИдой. Кстати, если я правильно помню, то ткань и вальс были БостОн, а город, все же, по русски был БОстон, но мог и запамятовать. 

Иногда бывает совсем забавно. Вот цитата из Википедии:

"В 1609 г. реку Гудзон исследовал англичанин Генри Хадсон, в честь которого она и была затем названа."

Каким образом речка Hudson стала называться по русски Гудзон? Может быть слово Гудзон было заимствовано не у англичан, а у каких нибудь других языков, где Hudson звучит как Гудзон? Скажем, с какого-нибудь датского или  немецкого. 

"Дупа - тоже красиво"

Я просто пародировал Рашди. Видимо неудачно. ))))

А про БостОн - вы запамятовали.

Ну, почему же? Возможно, вполне удачно :) Просто я прочел Ваш пост и не стал читать Рашди :( поэтому и не смог оценить всю глубину Вашей иронии :(

А про Хадсона-Гудзона все равно интересно. Я тут слышал по RTVi в Нью Йорке, как диктор рассказывал про квартиры "с видом на Хадсон-риву" :)

Дело, однако, не в опиуме, а в том, кто его употребляет...

Пожалуй, мудрено написано. Но зато ооочень эстетски... А прожить можно и в правду без много: много ли человеку нужно?

Татьяна, аудиоверсия хороша.

Остановился на Корнелии, пока думаю, надо ли воспринимать дальше.

Спасибо, Евгений, что подсказали. Действительно, на слух чуть по-другому воспринимается -- слушаю, работая.

Кстати, это уже редактору, наверное: Феллини зачем-то снял «8 ½», не ограничившись «8», как у вас по тексту...

да уж, подходящий текст для завершения праздно проведённой лично мною субботы ))

"Жизнь расходится с философией: счастья нет без праздности, доставляет удовольствие только то, что не нужно." -  Чехов Антон Павлович.

квинтэессенция дауншифтинга

«Последнее время – а почему, я и сам не знаю, – я утратил всю свою веселость, забросил все привычные занятия; и, действительно, на душе у меня так тяжело, что эта прекрасная храмина, земля, кажется мне пустынным мысом; этот несравненнейший полог, воздух, видите ли, эта великолепно раскинутая твердь, эта величественная кровля, выложенная золотым огнем, – все это кажется мне не чем иным, как мутным и чумным скоплением паров..."

.. скоплением паров, выхлопных газов и людей, стремящихся к самореализации любой ценой  в скудном пространстве городского бытия...

жить у моря - жить по своей сущности... в безмятежной праздности. после всех битв и  сомнений... это ли не истинное наслаждение для израненной человеческой души, сохранившейся в омертвляющей унификации "социализации"?  :))

К вопросу о плагиате или куда смотрит глубокоуважаемая редакция?

Не успел автор этих строк рассказать вот здесь:

Мелкий случай из личной жизни или Гамлет Алабамского у.е.зда

о т.н. Алабамской трактовке Гамлета, как эта трактовка тут же оказалась слямзенной глубокоуважаемым г-ном Рушди (Салманом). В самом деле, сравним 4 цитаты

================Салман Рушди======================

Несколько лет назад я предложил Кристоферу Хитченсу одну глупую литературную игру: переименовывать пьесы Шекспира на манер романов Роберта Ладлэма. «Гамлет», конечно, превращается в «Эльсинорскую нерешительность». В «Гамлете» поставленный автором вопрос касается бесконечных проволочек с возмездием, проволочек до того долгих, что история Принца Датского стала едва ли не самой длинной шекспировской пьесой. Почему, если призрак отца недвусмысленно открыл Гамлету причину смерти короля, сын так долго тянет с отмщением? Почему столько сомнений и отступлений?

=================конец цитаты======================

Совершенно очевидно, что это является неумело переформулированной копией следущего тезиса:

================Максим Никольский==================

Надо сказать что роль Гамлета традиционно считается трудной потому что он (Гамлет) ведет себя нелогично зачастую. Вот возьмем (чисто для примеру) глубокоуважаемого  г-на Охлобыстина. Допустим что к нему приходит тень папы и говорит, мол, Ваня, так и так,  меня отравил дядя Коля. Что делает нормальный человек (К примеру, глубокоуважаемый г-н Охлобыстин)? Отвезет дядю за 30-й километр и дело с концом!  Ну может по дороге  еще и Офелией овладеет по быстрому. И все! Не к ночи будь помянуто, занавес!  А Гамлет вместо того чтобы вести себя как мужчина почему-то начинает рефлексировать. Непонятно. 

=================конец цитаты======================

Таким образом, факт хищения постановки вопроса  налицо. Едем дальше, может лишь только вопрос украден, но ответ (возможно) дан какой-нибудь новаторский? Для выяснения последнего, сравним еще две цитаты.

================Салман Рушди=====================

В данном случае ответ дает сам Шекспир. Гамлет – жертва Праздности:

=================конец цитаты======================

 Последняя фраза, как читатель убедится буквально через одно мгновение,  является ни чем иным, как подытоживанием  следующего утверждения:

================Максим Никольский==================

в Алабаме все стало на свои места, Тамошний Гамлет живет по принципу "работа не волк, в лес не убежит" а также по принципу "где бы ни работать, лишь бы не работать".  Особенно запомнился диалог: "Вот блин, что делать! Быть, блин, на фиг? Или не быть?"

=================конец цитаты======================

Таким образом глубокоуважаемый г-н Рушди (Салман) слямзил не только вопрос, но и ответ. Куда смотрит редакция?

Максим Никольский

Вот столько все умных мыслей написали, особенно про правильное произношение всяких слов. А ведь праздность идет рядом со скукой, а скука эта отрицательная эмоция. И вот живешь ты у моря, наедине с природой, плюешь на самореализацию и другие ловушки эго, а все-равно хреново. Экзистенциальная капитуляция!?

и вы, александр, не исключение :

тоже умно выразились. особенно то, что в конце со знаком " ! ". :) а жили бы у моря, слог был бы натуральнее, как плеск волны. :) скажу вам в ответ такую глупость : если на природе хреново, надо срочно переезжать в центр екатеренбурга и чувствовать себя лучше. экзистенциализм, понимаешь ! :)

квинтессеннция дауншифтинга (полетно-рифмоплетная)

расслабить "сморщенный работой" ум - на берегу,

"смягчить язык" в морской воде,

оставить "скорбные дела" в удушливой Москве... :))

вячеслав, а вы себя причесляете к дауншифтерам ? уже начали размягчать сморщенные части ? :)

причисляю лишь частично. я встал на этот путь, предпринял определенные и результативные усилия по автономному и "внесисетемному" существованию и организации труда... сейчас в размышлениях относительно места и условий дальнейшего пребывания. перебираю варианты - юридическое органическое поражение мозга заставляет все вЫнимательно анализировать ))) отвлекают российские проекты - совесть не позволяет все прекратить...

а про части тела... :))) по чуть-чуть размягчаются. чтобы не "скукожились" - Сноб отчасти помогает ;))))))

Спасибо за совет! Еду в Екатеринбург!

Я ж по простоте душевной пытался найти в "размышлениях о праздности" хоть какие-нибудь ответы, выводы или хотя бы намеки на выход из состояния праздности, лени и скуки. Вдруг кто-нибудь знает рецепт?

работать не пробовали? :)))))

мне вчерашние размышлизмы о праздности очень поспособствовали ночную работу к 11 утра благополучно завершить. заказчик счастлив.... 

ах если бы он только знал,

что я о праздности мечтал,

пока писал его бумаги :))))

P.S. работа сделана - теперь можно вновь праздности предаться :)))

P.P.S. Александр, ничего личного - но у Вас в профиле профессия "бездельник"... я когда ответ писал - в профиль не взглянул... забавно вышло, без обид :)))

Подозреваю, что это просто "художественный образ"...

Бездельнику в общепринятой трактовке этого слова навряд ли было бы чем платить за свое "снобиство"... А?

Вот праздника (не праздности) -- души ли, тела ли, обоих в целокупности ли -- от всего сердца желаю каждому. И радости обретения смысла. Которая не зависит НИ ОТ ЧЕГО и НИ ОТ КОГО. Кроме как, себя самого...

Александр задался вопросом - а есть ли рецепт? я предложил один (тем паче так мило это совпало с родом занятий "в образе"). Вы предложили другой. Александр во всеоружии пред скукой! :)))

Пользоваться готовыми рецептами из жизненной книги под кодовым названием "Есть ли выход из перманентного экзистенциального тупика на отрезке от точки "р" до точки "с" -- дело гиблое, всяк как может так и пишет свою, собственную. В этом-то и вся задумка :) Возмутительный, но факт!

сКУЧно там, где всё и все до кучи, т.е. скученно.

кочуя от скуки,

от скученности прочь,

лечу я к морю,

сквозь день, сквозь ночь :))))))))))))))

P.S. "скученность" - записал в вокабуляр. весело это :)))

Как-то все это уже ни о чем...

Максим Никольский Комментарий удален

О праздности, о Гамлете, о нерешительности последнего, о театре и кино, а также (просто к слову пришлось) о глубокоуважаемых г-дах Наврозове и Канторе

Можно прочитать вот здесь:

О праздности, о Гамлете, о нерешительности последнего, а также о театре и кино,

Вот когда праздники души и тела происходят ежедневно, а работать нет никакой необходимости, вот тут-то и начинается самая безысходная праздность. С одной стороны все хорошо, но скучно, а менять что-то отсутствует мотивация, ведь итак все хорошо. По-детски немного получилось, зато честно:)))

Александр, простите,  а можно не менее детский вопрос? Если это удобно...

А общественная деятельность, а благотворительность, а соцпроекты - не увлекает? Не мотивирует? Не занимает время?

Для меня это мечта идиота - не просто "дауншифтинг", а с социальной самореализацией... Такие детские мечты...

александр, вы правы. всем известно, что самое тяжелое это медные трубы. проходят не все, точнее единицы. зато все стоят в очередь на этот атракцион, который большинство и убивает. совсем не по-детски, при этом.

Если есть смысл - дела или праздности - не бывает скучно, а , значит, и мысль не точит - так или не так!

Самые
активные дискуссии

СамоеСамое