Фото: Стас Левшин
Фото: Стас Левшин

«“Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу”. Так сказал Александр Блок и через два года возглавил Директорию Большого драматического театра. Это было сто лет назад. Блок определил театр как точку силы, точку преобразу­ющей энергии, точку сопротивления вульгарности. Точку опоры для рычага революции. Спрашивал: “Может ли театр существовать без компромисса?” Отвечал: “Должен существовать без компромисса!” Без этого театр не театр, а торговая лавка, департамент, ресторан, место развлечения. Всё что угодно, только не театр. Так родился БДТ.

БДТ жил вместе со страной, городом, неотъемлемой частью и принадлежностью которого был и является. Исчезали люди — Константин Тверской, Алексей Дикий, — и вместе с ними исчезал БДТ, на время, чтобы снова вернуться и восстать против пошлости и бездарности в своем бескомпромиссном величии — эпоха Георгия Товстоногова».

Этот текст был написан для буклета фестиваля «Золотая маска», и мне показалось важным повторить его для журнала «Сноб» о БДТ. Важным, потому что в нем, как мне кажется, удалось сформулировать главное, что лежит в основе столетней истории нашего театра. При всем различии и кажущейся непохожести страниц этой исторической пьесы под названием «Большой драматический театр» их объединяет одна цель и одна сверхзадача — противостояние буржуазной культуре, культуре потребления искусства как товара. Театр, рожденный революцией, не театр для элит. Это театр, призванный говорить с улицей (современностью) на одном языке.

«Сноб» о БДТ — это попытка собрать камни, попытка посмотреть на прошлое как на настоящее. Попытка обнаружить то, что объединяет нас и всех наших великих предшественников, которые строили этот театр, которые жили в театре и умирали в нем ради великой идеи бескомпромиссности.

«Сноб» о БДТ — это разговор о предназначении и ответственности — ответственности театра перед обществом и общества перед театром, разговор о времени, о том, что было раньше, и о том, что будет потом с театром и с нами.

«Сноб» о БДТ — это попытка преодоления стереотипов.

«Сноб» о БДТ — это то, что мы успели сделать в отведенное нам время и количество страниц в журнале.

«Сноб» о БДТ — это испытание: испытание для всех, кто его делал, и для тех, кто его будет читать.

«Сноб» о БДТ — это Москва vs Петербург.

«Сноб» о БДТ — это виртуальные совещания, минуты, превратившиеся в часы, и часы, превратившиеся в недели телефонного времени, набеги на редакцию и три разбитых о стену айфона.

«Сноб» о БДТ — это команда «Сноба» + команда БДТ = эволюция отношений.

«Сноб» о БДТ — это почти как премьера спектакля.

«Сноб» о БДТ — это коллекционный номер.

«Сноб» о БДТ — это Сергей Николаевич, всегда элегантный, всегда с иголочки, всегда слегка утомленный, всегда главный редактор, плавно текущую речь которого невозможно прервать, не обидев оратора, вечно путающий Петрушанского с Лопушанским, называющий Гуровича Шнуровичем, Гусева — Уткиным, не смущаясь при этом ни разу. Но это легко прощаешь. Даже в минуты отчаяния и подступающего гнева он сдержан и галантен. Аристократические привычки берут свое. Москва :)Ɔ.