Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Ɔ. В чем заключается модель NetJets?

Когда вы решаете обзавестись личным самолетом, вам надо вначале купить джет, это стоит от пяти миллионов долларов до 60–80. Но этого мало, надо оплачивать хранение, топливо, содержать штат. Мы же предлагаем купить не целый самолет, а долю в нем. Стоимость доли зависит от того, как часто вы будете летать и какой самолет выберете. Скажем, если вы летаете два раза в месяц, это 12 % стоимости самолета. Эта же схема относится к оплате фиксированных расходов на самолет (зарплата экипажа, страховка) и переменных (топливо, налоги за пролет над территорией определенных стран). Еще одно большое преимущество модели NetJets в том, что клиент всегда может рассчитывать на самолет, известив о своих планах за десять часов. Мы планируем загрузку самолетов, пилотов и решаем любые проблемы очень быстро.

Ɔ. Есть ли какой-то отчетливый тренд в развитии бизнес-авиации?

Десять-пятнадцать лет назад многие считали необходимым покупать личный самолет, сейчас эта идея прельщает все меньше и меньше. Зачем вкладывать огромные деньги в одну-единственную машину, которая к тому же будет постоянно терять в цене? Отказ от традиционного владения самолетами в пользу альтернативных моделей — тренд, который будет все активнее развиваться в Центральной и Восточной Европе и в России.

Ɔ. Если говорить о России, какие перспективы вы здесь видите?

После кризиса 2014 года был спад. Однако в прошлом году наш воздушный трафик вырос на 5–10 %. Это немного, но рост есть. Кроме того, у нас все больше клиентов из России. Мы связываем это с тем, что NetJets предложила на рынке новые самолеты: дальнемагистральный Bombardier Global 6000 и самый популярный в России в этом году среднемагистральный Cessna Citation Latitude. На нем летают клиенты из Москвы, Екатеринбурга и Казани.

Ɔ. Есть ли что-то, что отличает русских клиентов?

Русские клиенты уделяют очень много внимания качеству самолета, команды, услуг. Если сервис отличный, они готовы за него платить. Для клиентов из Западной Европы цена намного важнее сервиса. Второе отличие — россияне выбирают более крупные самолеты.

Ɔ. Ваши предки — выходцы с Украины. При этом вы выросли во Франции, сейчас живете в Праге, а семья разбросана по всему миру, от России до Канады. Вы практически гражданин мира. Это помогает в работе?

Когда делаешь бизнес, ты прежде всего должен быть открыт. Должна быть страсть к делу и открытость к людям. Невозможно одинаково вести дела с французами, поляками, россиянами и украинцами. Мой пестрый культурный бэкграунд очень помогает понимать, что важно для этих людей, какие решения они видят как здравые и так далее.

Ɔ. Мы прощаемся с десятыми годами XXI века и вступаем в двадцатые. Что принесет новое десятилетие?

Надеюсь на мир в регионе и вообще в мире. Стабильность крайне важна для бизнеса. Рост NetJets нас очень воодушевляет, за последние пять лет мы заложили базу для развития в следующем десятилетии: обновили флот, приняли решения по найму персонала и оперативной деятельности. Так что я полон оптимизма.

Ɔ. Думаете, люди не променяют возможность путешествовать на домашнее кресло с VR?

О нет, наши клиенты настоящие путешественники, у них дома на Юге Франции, в Швейцарии. И личное общение в бизнесе невозможно заменить – на высоком уровне всегда будут нужны встречи лицом к лицу.

Беседовал Иван Хорошев