Эффект Facebook

Прослушать Читает Сергей Полотовский

Эффект Facebook

  Эффект Facebook

Текст ~ Дэвид Киркпатрик

Бонус / Дополнительные материалы

Видео
Видео
Дэвид Киркпатрик о будущем «Facebook»

Смотреть

Дэвид Киркпатрик о будущем «Facebook»

+T -

Инсайдерская история компании, объединяющей мир

Поделиться:
Brent Humphreys/Redux/fotolink
Brent Humphreys/Redux/fotolink

Журналист Дэвид Киркпатрик уже два десятилетия пишет о новостях интернета и курирует раздел «Технологии» в журнале Fortune. В 2006 году он познакомился с создателем Facebook Марком Цукербергом и получил возможность близко наблюдать становление мощнейшей социальной сети. Ее историю Киркпатрик описал в книге The Facebook Effect. Выход книги запланирован американским издательством Simon & Schuster на середину июня. Мы публикуем отрывок из первой главы и эксклюзивное интервью с автором.

Текст Дэвид Киркпатрик 

Журнальный вариант перевода Сергей Полотовский

Книга «Эффект Facebook» («The Facebook Effect» by David Kirkpatrick) выходит на английском языке в США, в издательстве Simon & Schuster 15 июня 2010. Ее перевод на русский издательство «Эксмо» выпустит осенью 2010 года.

Чем хорош Facebook?

Интервью с Дэвидом Киркпатриком, автором книги «Эффект Facebook»

записал  ~  Сергей Алещенок

Почему для своего писательского дебюта вы выбрали именно Facebook, а не Twitter или, скажем, MySpace?

Мне с самого начала показалось, что среди существовавших в тот момент интернет-компаний Facebook – самая перспективная, я даже подумал: возможно, она когда-нибудь затмит Google. Я как журналист уже двадцать лет пишу о компьютерных технологиях, так что решил положиться на свое чутье и скорее взяться за книгу – пока не опередили. Для начала, правда, опубликовал в журнале Fortune статью Why Facebook Matters. Тогда сайт был доступен только для студентов нескольких колледжей, то есть был известен лишь довольно узкому кругу, так что мой материал стал первой попыткой рассказать о неординарном проекте и его основателе – Марке Цукерберге.

Чем же Цукерберг так интересен?

Должен сказать, что Марк произвел на меня сильное впечатление. Когда мы встретились в сентябре 2006 года, ему было всего двадцать два года, но в нем уже явно проявлялись задатки большого стратега, умеющего работать на перспективу и заглядывать в будущее. Для предпринимателя качество очень важное, хотя довольно редкое. Поговорив с ним, я твердо решил, что Facebook заслуживает книги, так как имеет все шансы превратиться в глобальное явление.

И в одно из самых успешных предприятий.

Вот именно. Facebook уже стала одной из двух важнейших интернет-ком­па­ний. Возможно, ее рост вообще самый быстрый в истории. Ей всего шесть лет, а к лету, когда выйдет моя книга, число ее клиентов приблизится к полумиллиарду. По темпам роста Facebook можно, наверное, сравнить с YouTube или Wikipedia – это тоже очень важные сетевые игроки, но мне все-таки кажется, что по своему влиянию на интернет-сообщество Facebook их превосходит. Люди проводят здесь гораздо больше времени, потому что это не просто интернет-сервис, заточенный под какой-то тип задач, а платформа, обслуживающая невероятно широкий круг потребностей, связанных с коммуникацией.

Ваша книга называется «Эффект Facebook», что это за эффект?

Не все это замечают, но Facebook воздействует на самые разные стороны нашей жизни. Он формирует связи между людьми, видоизменяет рекламу, маркетинг, новости, даже влияет на политику. Но главное – это не просто очередной сайт, а принципиально новая форма общения, более высокий уровень коммуникации по сравнению, например, с электронной почтой. Мы рассказываем Facebook, кто мы такие, чем интересуемся, что с нами происходит, а он – с нашего разрешения – автоматически рассылает эту информацию нашим друзьям. Собственно, главное новшество и состоит в этой автоматизации. Ведь, чтобы позвонить кому-то, нужно набрать номер, чтобы отправить e-mail – вбить адрес, здесь же вы только вносите информацию, а программа сама рассылает ее сотням, а иногда тысячам людей. Вот вам и «Эффект Facebook».

Книга задумывалась как инсайдерская история. Насколько глубоко ваc пустили в недра компании?

Как ни странно, очень, очень глубоко! Когда я сказал Цукербергу, что собираюсь написать книгу о Facebook, он в своей обычной манере почти закричал: «Отлично! Пиши!» – и с этого момента все двери для меня были открыты. Марк сам уделял мне много времени и просил своих сотрудников отвечать на любые мои вопросы, так что я мог говорить с кем угодно и о чем угодно. Мало кому из авторов, пишущих о какой-либо компании, выпадает такая удача. Ну и потом, почти всем ребятам, которые работали в Facebook, было по двадцать пять лет, а в этом возрасте люди, как правило, очень открыты и не думают, о чем можно говорить, а о чем нельзя. Так что мне повезло вдвойне. Вообще же надо сказать, что открытость – один из важнейших пунктов в философии Марка Цукерберга, а следовательно, и Facebook.

Andreas Rentz / Getty Images / FOTOBANK
Andreas Rentz / Getty Images / FOTOBANK

 

Судя по вашей книге, Цукерберг не очень похож на обычного бизнесмена. Стремительный успех Facebook как-то его изменил?

Честно говоря, по Марку и сейчас не сразу догадаешься, что он бизнесмен. Конечно, он повзрослел: когда он запустил Facebook в Гарварде, ему было девятнадцать лет, а сейчас – двадцать шесть. За это время он многому научился, в первую очередь ответственности. Мне кажется, он очень остро чувствует ответственность за компанию, которой миллионы людей доверяют самую разную информацию о себе. Но я не думаю, что как человек он сильно изменился. Может, стал немного решительнее и тверже, но в нем и сейчас виден прежний идеализм.

В своей книге вы довольно много пишете о взаимоотношениях Facebook и Google, рассматривая ситуацию в основном глазами Марка Цукерберга. А каким был бы взгляд с противоположной стороны?

Рост Facebook, безусловно, представляет определенную угрозу стратегическим планам Google. Компания Цукерберга занимает все большую территорию, выходя далеко за рамки сферы влияния поисковой системы и претендуя уже на бесспорное лидерство в интернете. Если Facebook сможет наладить более активный приток рекламы, вот тогда у Google может действительно заболеть голова. Но, чтобы увеличить привлекательность своего продукта для рекламодателей, Цукербергу нужно будет очень серьезно поработать. Потому что сейчас цифры по рекламе просто несопоставимые: у Google сотни тысяч рекламодателей, у Facebook – менее десяти тысяч. Думаю, в обозримом будущем поисковый колосс будет по-прежнему процветать.

Если все же взглянуть на Facebook критически, в чем, по-вашему, заключается главная опасность – для самой этой сети и для ее пользователей?

Основная опасность в том, что Facebook убедил нас: «Вы можете доверить нам практически любую, даже самую интимную информацию». И до сих пор компания весьма эффективно охраняла эту информацию, но с каждым годом поддерживать столь высокий уровень безопасности становится все труднее. Весь вопрос в том, хватит ли у Facebook технических ресурсов, чтобы и в дальнейшем противостоять возможным утечкам. К сожалению, в интернете хватает любопытных да и просто нечистоплотных пользователей, которые к тому же отлично оснащены и способны взламывать самые изощренные защитные системы. Это первая опасность. Вторая заключается в том, что Facebook является частной компанией. Да, пока она не стремится заработать все деньги на свете. Но, безусловно, наступит момент, когда аппетит проснется и Facebook почувствует вкус сверхвысоких прибылей. И вот тогда возникнет вопрос: какими средствами компания будет этого добиваться? И насколько нам всем понравятся эти средства? Я очень верю в Марка Цукерберга, но не исключаю, что, когда компания выйдет на самый высокий уровень, он может потерять контроль над ситуацией. И если это произойдет, доверять Facebook информацию станет очень рискованно.

Я так и не смог найти вашу страницу на Facebook, возможно, потому, что там 216 Дэвидов Киркпатриков. Вы действительно не зарегистрированы?

О боже! Я и не знал, что нас так много! Ну конечно, у меня есть страница на Facebook и почти две тысячи друзей. Да, 216 Киркпатриков – невероятно! Остается утешать себя мыслью, что из них я первым зарегистрировался на Facebook.

 

Elena Dorfman / Redux / fotolink
Elena Dorfman / Redux / fotolink
Глава Facebook Марк Цукерберг в головном офисе компании в Пало-Альто

Второкурсник Марк Цукерберг поселился в гарвардском общежитии Керкленд-хаус в сентябре 2003-го. Явился он, волоча за собой почти трехметровую белую доску – на таких при мозговом штурме чокнутые математики пишут свои формулы. В его комнату эта бандура не влезала, и ее пришлось пристроить на стене в холле. Цукерберг, студент-компьютерщик по специальности, схватил фломастер и сразу начал что-то на ней строчить. Вскоре доска украсилась узором из разноцветных формул и символов. Марк мог часами торчать в холле, уставившись на свои записи и прижимаясь к стене, когда кому-нибудь надо было пройти. Иногда он отступал в спальню, чтобы получше разглядеть уравнения. «Он просто жить не мог без этой доски, – вспоминает сосед Цукерберга Дастин Московиц. – Ему необходимо было записывать свои идеи, даже если это их никак не проясняло». Больше всего его занимали проблемы интернет-сервисов. Он сутками корпел над программным обеспечением, забросив все остальные предметы. Сон никогда не входил в число его приоритетов.

В первую же неделю Цукерберг смастерил «софт» под названием Course Match. Этот вполне невинный ресурс должен был помочь студентам подбирать себе предметы, ориентируясь на то, кто из знакомых уже записался на курс. Достаточно было кликнуть мышкой на фамилию студента, чтобы увидеть, какие занятия он или она будет посещать. Если симпатичная девушка сидит рядом с вами на топологии, можно было узнать, не встретитесь ли вы в следующем семестре и на дифференциальной геометрии, или щелкнуть мышкой на ее фамилию и посмотреть, какие еще предметы она выбрала. Сотни студентов тут же вцепились в Course Match: ведь в Гарварде все крайне озабочены вопросами статуса и очень часто оценивают привлекательность курса в зависимости от того, кто еще будет его посещать. Цукерберг написал программу, которую все давно ждали.

Марк Цукерберг был типичным интровертом. В свои девятнадцать лет этот худой невысокий паренек с копной курчавых темных волос и россыпью веснушек на лице едва тянул на пятнадцать. На нем всегда были мешковатые джинсы, резиновые сандалии – даже зимой, и футболка, обычно с какой-нибудь остроумной надписью или картинкой. В это время он частенько носил футболку с изображением обезьяны и надписью Code Monkey (на жаргоне программистов – малоквалифицированный энтузиаст, пишущий для себя и своих друзей несложные программы. – Прим. ред.). Незнакомым людям он поначалу казался тихоней, но это впечатление было обманчивым. Он просто старался ничего не говорить, пока не выскажутся другие, – стоял себе, молча уставившись на собеседников. Но стоило вам сказать что-нибудь достойное внимания, его прорывало, и Марк обрушивал на вас каскады красноречия. Если же вы попросту сотрясали воздух ничего не значащими банальностями, он либо начинал смотреть сквозь вас, либо быстро менял тему разговора. Цукерберг мыслил всегда строго логически и был педантичен донельзя. Мысли он тщательно записывал в толстенные блокноты бисерным каллиграфическим почерком.

При этом он почти никогда не оставался без подруги. Девушек привлекала его ехидная улыбка, им нравились его уверенность в себе, чувство юмора и независимость. Цук, как его тогда называли, производил впечатление человека, у которого, что бы он ни делал, всегда все получалось.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 5 комментариев
классический кейс - "выходи вторым - приходи первым"

просто цитата из текста - "Марк просто показал Гарварду кукиш"

информация - супер!

очень интересный текст, спасибо.

когда я поступил в Бельгийскую школу VLERICK на Full-Time MBA курс - лишь только Facebook дал мне уникальную возможность (еще за полгода до так и не состоявшейся поездки в столицу Евросоюза) познакомиться со всеми будущими одногрупниками. И уже тогда я осознал - есть Россия со своим vkontakte и ВЕСЬ ОСТАЛЬНОЙ МИР с Facebook.

Что вы думаете по поводу акций компании?

Самые
активные дискуссии

СамоеСамое

Все новости