Фотографическая память

+T -

Наша память о войне в изрядной степени сформирована образами, сошедшими с фотографий, которые когда-то были отобраны для агитплакатов и первых полос газет. Доподлинно известно, что некоторые из этих кадров были постановочными, как, например, знаменитый кадр «Комбат» Макса Альперта (опубликованный ниже), который в реальности был сделан еще до войны, во время учений, на территории Среднеазиатского военного округа, а позже публиковался как фотография, сделанная в 1941-м. В архивах, однако, сохранились десятки тысяч фотографий, сделанных фоторепортерами на передовой, в окопах и в тылу и показывающих совсем другую, настоящую войну. Сегодня мы публикуем подборку кадров, дающих возможность сравнить два лица войны: то, чего не было, с тем, что на самом деле было

Поделиться:

КАК БЫЛО

Аркадий Шайхет / архив Марии Жотиковой
Аркадий Шайхет / архив Марии Жотиковой
Радиопередвижка на передовой. Можайское направление. Январь 1942 г.

КАК НЕ БЫЛО

Макс Альперт / РИА Новости
Макс Альперт / РИА Новости
Макс Альперт. Официальная подпись: «Командир батальона А. Еременко поднимает в атаку своих солдат. Август 1941 г.»

КАК БЫЛО

КАК НЕ БЫЛО

Наталья Боде
Наталья Боде
Наталья Боде. Официальная подпись: «Немецкие солдаты сдаются в плен. 1940-е гг.»

КАК БЫЛО

КАК НЕ БЫЛО

AKG / Eastnews
AKG / Eastnews
Официальная подпись:«Советские пленные солдаты, 1941? г.»

КАК БЫЛО

КАК НЕ БЫЛО

Я. Бродский
Я. Бродский
Я. Бродский. Официальная подпись: «Бригады сборщиков за работой над фронтовым заказом. Май 1943 г.»

КАК БЫЛО

КАК НЕ БЫЛО

Официальная подпись: «63-я гвардейская челябинская танковая бригада. Челябинская область, 1941 г.»

КАК БЫЛО

КАК НЕ БЫЛО

Михаил Трахман
Михаил Трахман
Михаил Трахман. Официальная подпись: «Партизан. 1942 г.»

КАК БЫЛО

Комментировать Всего 16 комментариев

Вот она преукрашенная советская действительность! А разница между вымыслом и былью - на лицо! Интересно, что в советское время существовали такие талантливые репортажные фотографы, имен которых многие так и не узнали. Спасибо! 

Удивительный фоторепортаж. Спасибо!

Эту реплику поддерживают: Павел Рабин

Спасибо за правду! за то, что открываете нам то, что скрывалось более полувека.!

Вчера как раз независимо от сноба решила опубликовать несколько фотографий из семейного военного архива.

Я правда не совсем поняла подборку про пленных солдат. В чем неправда первой фотографии и правда остальных? И кто авторы этих фотографий? Насколько я понимаю немцы тратились на пропаганду того что пленным солдатам хорошо живется, чтобы российские солдаты более охотно в плен сдавались, поэтому кто и при каких обстоятельствах это сфотографировал - очень важно. 

Мария, это мы не вполне удачно выступили с подписями. Две основные фотографии с пленными - одна  советская, другая немецкая - вероятнее всего, постановочные: вот немецкие солдаты сдаются в плен с улыбками на лице (на каком-то возвышении, рядом фотокорр?), вот советские солдаты идиллически отдыхают под присмотром немецких охранников - а в других фотографиях совсем иное настроение: страшное, отчаянное, грязное лицо настоящей войны. Собственно, именно настроение мы имели в виду под "как было" и "как не было" - про сами сюжеты, к сожалению, редко удается что-то узнать.

Маша, спасибо за объяснение.

Мне кажется в фотографии с отдыхающими русскими солдатами мало чего постановочного. Окружили, сдались в плен, их охраняют до отправки в лагерь - такие по крайней мере у меня впечатления. 

Но вот, фотография с перебинтованным солдатом о котором заботятся три немца мне кажется очень постановочной. Хотя может я и не права.

Очень может быть, что Вы правы. Мне кажется, у фотографии с отдыхающими пленными есть много общего с другими постановочными кадрами: идиллическая композиция, несуразно довольные лица и всеобщая чистота и аккуратность. Но насчет бинтовки с Вами согласна - это совсем не очевидный случай.

Увы, у меня остался тот же осадок. 

"партизан" Трахмана (кстати, автора снимка из истории московского метро с портретом Сталина на кабине машиниста. висит сейчас в метро), а точнее два снимка партизана и вправду похожи на постановочные, потому что представить себе скрывающегося партизана-радиста на задании с орденом Красной звезды на груди довольно трудно. у меня какие-то другие представления о партизанской конспирации. и фотографа на скрытое задание никто бы не взял.

Эту реплику поддерживают: Николай Журавлев

Конечно же все (или почти все снимки) в 'так не было' постановочные, но при этом они не единственные фотографии знакомые нам с войны. У меня лично не возникло чувства что я никогда не видела более правдивых фотографий.

Противопоставление пропаганды с реальностью интересно, но как то можно было больше дать пояснений - где печатались и те и другие фотографии, газеты может старые разыскать.

А про пленных у меня много вопросов. Что так было? Евреев в плену не стреляли? Или о советских военнопленных гуманно заботились?

Повествование полностью не реализовано на мой взгляд...

Там еще и по улице бодро вышагивают советские солдаты, насколько я смог разглядеть.

Да, пояснения бы не помешали. К примеру, почему у снайпера Кузьмы Захарова в руках ППШ? Снайперы сороковых годов пользовались модифицированными трёхлинейками.

Хм, спорно как-то. Вот, например: 

 Я в центре, и никакого фотомонтажа. Разве не было? Было! Только в прошлом году на съемках. История к каждой фотографии не помешает.

Замечательные фотографии.

Но цензура, на мой взгляд, в данном случае была уместна.

Также, как вымышленные геройские истории.

Они были важны для победы. 

Считайте - это маркетингом войны.

СамоеСамое

Все новости