Загранкомандировка Петра Налича
Прослушать Читает Сергей Полотовский
Загранкомандировка Петра Налича
Загранкомандировка Петра Налича
Бонус / Дополнительные материалы
- Видео
-
Видео
Налич в автобусе после финала
Смотреть
Налич в автобусе после финала
- Видео
-
Видео
Налич поет на пресс-конференции
Смотреть
Налич поет на пресс-конференции
- Видео
-
Видео
Выступление Налича
Смотреть
Выступление Налича
Самый «свой» из российских музыкантов съездил на самый «чужой» из музыкальных конкурсов мира
- Marcus Bleasdale / VII
Евровидение? Слащавая музыка для домохозяек в розовых тапочках. Жалкая попытка новых европейских стран доказать, что они настоящие европейцы. Да и просто фрик-шоу. Где мы, и где Евровидение.
Так принято думать о Евровидении. Нет, о Евровидении вообще думать не принято, неприлично.
Это раньше его устраивали, скажем, в швейцарском Монтрё, городе Набокова, и зрители одевались туда, как в оперу, – в смокинги и вечерние платья. А сам конкурс, проводившийся в прямом эфире, был одним из самых авангардных технических экспериментов своего времени. Это раньше из Евровидения получались АBBА, Селин Дион, Клифф Ричард. А исполненную на Евровидении итальянцем Доменико Модуньо песню Volare, cantare перепели все – начиная от Фрэнка Синатры и Дэвида Боуи и заканчивая Gipsy Kings. Сегодня Евровидение – это что-то из другой жизни. Пригородная самодеятельность, в лучшем случае смутно напоминающая мировые шлягеры. Кто сможет напеть хоть один из последних хитов-победителей?
И что там, спрашивается, делал клубный музыкант, лирический тенор, любимец богемных московских кабаков Петя Налич – начитанный, интеллигентный, душевный, московская элита – архитектор. Друг всех друзей, знакомый всех знакомых, семьянин, который не пороги MTV обивал. Весной 2007-го он скромненько выложил на YouTube свой клип «Гитар». Пересвеченная любительская съемка, дешевые спецэффекты, набор слов на пиджин-инглиш: «Айв невер бин клевер, бикоз нид ит невер…». И – одна из тех мелодий, которые, раз прицепившись, не отстанут уже никогда.
С «Гитар» все и началось. Вывести Налича с монитора на сцену взялся Алексей Казаков, тогда еще никакой не продюсер, а только что отошедший от дел главред журнала «Большой город», популярного среди завсегдатаев все тех же богемных кабаков. Он позвонил Григорию Гольденцвайгу, тогда арт-директору московского клуба Ikra, и спросил: «Налича хочешь?». «Какого еще Налича?» – был ответ. «Ты че? От берегов отбился? – как-то так сказал новоявленный продюсер Казаков. – Петя реальная звезда сейчас, посмотри в интернете!»
Дальше случилось неожиданное. Оказалось, что Петя на самом деле звезда. За две недели до концерта билетов уже не было. А в день концерта в зал было не войти.
И так третий год: в зал не войти. И залы становятся все больше. Только что в московском клубе Б1 на концерт Налича, первого русского музыканта, ставшего известным благодаря интернету, собрались три с чем-то тысячи человек.
А этой зимой он зачем-то взял и подал заявку на участие в Евровидении. Выиграл отборочный тур и поехал в мае в Осло.
Вообще-то это называется – пытаться усидеть на двух стульях. И для «своих» по клубам играть, и на международном теле-поп-конкурсе выступать. Человек из интернета отправился на конкурс людей из телевизора. Что может получиться из этого столкновения двух разных миров?
- Marcus Bleasdale / VII
• • •
Евровидение – это не только состязание восходящих поп-звезд. Евровидение давно превратилось в историю геополитическую. Как только заканчиваются выступления, начинается народное голосование. Зрители со всей Европы хватаются за телефоны и начинают слать эсэмэски в поддержку своих фаворитов. Голосовать за соотечественников при этом нельзя, так что успех артиста связан не с его популярностью на родине, а с тем, как к этой самой его родине относятся в других странах.
В этом контексте Евровидение-2010 с его результатом, с победой немецкой вокалистки Лены – поклон Германии от всех европейских государств в тяжелые времена финансового кризиса. Поклон справедливый, между прочим. Кто еще, как не Германия, вытащит всех из долговой ямы?
Налич мало того что попал в чужую музыкальную среду, так еще и представлял там Россию, которая во всей этой истории с кризисом и политикой – сбоку припеку. Она не раздает, как Германия, спасительные кредиты восточноевропейским странам (Словения, скажем, присудила Германии десять из двенадцати возможных баллов). Не решает вместе с Германией судьбу Турции: войдет та в Европейский союз или не войдет (Турция дала немцам десять баллов). Не трудоустраивает на немецкие стройки боснийцев (от Боснии – восемь баллов). Испанцы, скажем, увязшие полностью в кризисе, вообще подарили Германии аж целых двенадцать баллов. Россия – в стороне, а Налич – вдвойне чужой.
- Marcus Bleasdale / VII
- Музыкальный коллектив перед полуфиналом. Слева направо: Денис Маринкин (барабаны), Сергей Соколов (домра, вокал), Петр Налич (вокал, фортепиано, аккордеон), Юрий Костенко (саксофон, флейта), Дмитрий Симонов (бас-гитара), Константин Швецов (гитара)
День первый
Аэропорт Осло. Марина и Регина, волонтеры от Евровидения, встречающие русскую делегацию, держат российский флаг размером с простыню, ждут Налича. «Зайчик, – говорит Марина Регине, – расправь флаг». Налича нет.
«Девчонки, так вы русские?!» – приземлились артисты-молдаване. Зеркальные очки в пол-лица, волосы торчат, как лук из горшочка. Сразу видно: люди приехали на Евровидение, люди уважают эту культуру.
Выходит Налич. Марина с Региной его не замечают. А как вообще Налича заметить? Так на Евровидение не приезжают. Вот взять румынскую делегацию. Сами субтильные личности на худеньких модных ножках, на поводке дрожащая модная тварь, чихуахуа.
А Налич что же? С младенцем и женой. Сам в незаметной курточке, она в незаметной курточке. Так выглядят какие-нибудь молекулярные биологи, которые приехали на конференцию, совмещенную с лыжами. Петя, вжав голову в плечи, накинув капюшон, по-пингвиньи бредет к выходу.
Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.
Хотите стать участником?
Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.
Неча на политику пенять. Коли...
Со времен визита на Евровидение Алсу, Россия с упорством молодого некрофила шлет туда всех кого ни попадя. Иначе говоря "неформат". Будь то Мумий Тролль или какой-нибудь Премьер-Министр. Когда как в наличии имеются вполне валидные проекты сопоставимые по классу с европейским шоубизом. Да и хотя бы поющие на англицком без рязанского акцента.
Если это конкурс "поп-музыки" то зачем туда слать рокеров или богемно-кабацких шансонье?
Шлите "поп", только не попсу, а поп. Все же вещи это несколько разные.
Эту реплику поддерживают: